Способ восстановления деформированной обвязки тоннелей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при работе деформированной обделки. Цель - снижение трудоемкости производства работ. Порода за обделкой дорабатывается до проектного контура путем размывки водой, подаваемой через расширение понтанные отверстия в блоках, а также через отверстия, выполненные в районе стыков. Одновременно с доработкой профиля тоннеля до проектного контура производят установку элементов обделки в проектное положение. Для этого производят на них силовое воздействие в радиальном направлении к центру и от центра тоннеля. Для равномерного обжатия кольца обделки производят заполнение заобделочных пустот путем нагнетания твердеющего раствора. Аналогичным образом производят направление остальных деформированных колец обделки. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ соцИАлистичесних
РЕСПУБЛИН (51)5 Е 21 D 11/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
00 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4446973/23-03 (22) 22.06.88, (46) 30.09 .90. Бюл. № 36 (71) Управление строительства «Новосибирскметрострой» (72) В. Г. Лапшин (53) 622.281.5 (088.8) (56) Николаев К. Д. и др. Контактный ремонт и реконструкция железнодорожных тоннелей. М.: Транспорт, 1973, с. 94-95.
Лиманов Ю. А. и др. Содержание и реконструкция тоннелей. М.: Транспорт, 1976, с. 110 — 111. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕ.ФОРМИРОВАННОЙ ОБВЯЗКИ ТОННЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано
Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при ремонте тоннелей со сборной обделкой, внутреннее очертание которой вследствие ее деформаций не удовлетворяет требуемому габариту приближения строений.
Цель изобретения — снижение трудоемкости производства работ.
На фиг. 1 — тоннельная обделка в деформированном состоянии и оборудование для восстановления обделки в исходном положении, поперечный разрез; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1 (в увеличенном масштабе).
Способ осуществляется следующим образом.
В действующем перегонном тоннеле;метрополитена с круглой обделкой из сбор„„SU„„<596>75 при работе деформированной обделки. Цель изобретен и я — снижение трудое м кости п роиз водства работ. Порода за обделкой дорабатывается до проектного контура путем размывки водой, подаваемой через расширенные понтонные отверстия в блоках, а также через отверстия, выполненные в районе стыков. Одновременно с доработкой профиля тоннеля до проектного контура производят установку элементов обдеМки в проектное положение. Для этого производят на них силовое воздействие в радиальном направлении к центру и от центра тоннеля. Для равномерного обжатия кольца обделки производят заполнение заобделочных пустот путем нагнетания твердеющего раствора. Аналогичным образом производят направление остальных деформированных колец обделки. 3 ил. ных железобетонных блоков и плоским лотком зафиксировано местное сверхнормативное отклонение от габарита тоннеля в результате неравномерных просадок породы. При этом тоннельная обделка 1 оказалась деформированной по сравнению с нормальным положением кольца 2 обделки таким образом, что уменьшился габаритный размер тоннеля в свету по вертикали и увеличился габаритный размер тоннеля по горизонтали.
Для исправления образовавшейся негабаритности блоки обделки подвергают силовому воздействию с помощью гидрораспорок 3, присоединенных одним концом к просевшим верхним блокам обделк,*., и гидростяжек 4, присоединенных одним концом к боковым блокам обделки. Гидрорастяжки и гидрораспорки, выполненные в виде гид1596175 родомкратов с ходом штока 1200 мм и площадью поршня 70 — 80 см, шарнирно закреплены другим концОм к подмостям 5, опир а ющи м ся на подо ш ву тоннеля посредством опор 6 из металлических труб диаметром 146 — 159 мм. Подмости 5 имеют ограждение 7 для фиксации гидрораспорок 4 с боковыми блоками, которая осуществляется захватами через сквозные отверстия в блоках.
Для того, чтобы обеспечить свободу движения верхним блокам во время радиального воздействия на них гидрораспорок 3, одновременно с силовыми воздействиями производят доработку профиля тоннеля до проектного контура путем размывки пород под этими блоками водой, подаваемой через расширенные до 150 мм монтажные отверстия 8 в блоках, а также через выполненные в блоках сквозные отверстия в районе стыков между II и Ш и между
IV u V блоками. Разработка пород осуществляется форсункой от насоса с рабочим давлением 4 — 5 атм. Породы размывают чередующимися полостями (норами) .
После разработки породы производят подъем верхних блоков с одновременным стягиванием кольца в боковом направлении. При значительной просадке кольца обделки процесс разработки породы и подъем стягивание кольца обделки необходимо повторять, пока кольцо не занимает проектное положение.
После обварки стыков между блоками и чеканки швов производят заполнение заопалубочных пустот твердеющим, например песчано-цементным раствором под давлением до 10 атм для равномерного обжатия кольца ойделки.
После затвердевания раствора и снятия гидростяжек и гидрораспорок кольцо обделки полностью восстановлено и включено в работу от горного давления. Аналогичным образом производят исправление остальных деформированных колец обделки.
При использовании предлагаемого способа резко сокращается продолжительность производсгва работ по восстановлению обделки тоннеля и обеспечивается возможность устранения локальных деформаций обделки тоннеля без длительного, перерыва движения транспорта, что, в свою очередь, позволяет применять его практически в любом тоннеле со сборной обделкой, т. е. расширяется область применения способа.
Формула изобретения
Способ восстановления деформированной обвязки тоннелей, включающий доработку профиля тоннеля до проектного контура, установку элементов обделки в проектное положение и заполнение заобделочных пустот твердеющим раствором, отличаюи ийся тем, что, с целью снижения трудоемкости производства работ, доработку профиля тоннеля производят за обделкой путем размыва породы водой, а установку
Эр элементов обделки осуществляют силовым воздействием на них в радиальном направлении от центра и в боковом — к центру тоннеля, при этом размыв и силовое воздействие производят одновременно.
Фиг.2
Составитель С. Бачурин
Редактор И. Касарда Техред A. Кравчук Корректор М. Пожо
Заказ 2902 Тираж 381 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент>., г. Ужгород, ул. Гагарина, 101