Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины. Цель изобретения - повышение достоверности и информативности измерения. При измерении в зазор между ротором 1 и расточкой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4 и протаскивают ее через зазор за гибкую металлическую ленту 6. Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора 1 и расточки 2 в пяти-двенадцати точках в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2. По результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях и величину погрешности из-за дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2. Затем поворачивают ротор 1 на 180° и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности. И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций. 1 ил.
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
È9) (I I >
А1 щ)5 G 01 В 5/25
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
rlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4488533/25-28 (22) 29.07.89 (46) ЗО.09.90. Бюл, И- 36 (71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики при Ростовском государственном университете им. М.А.Суслова (72) А.Я.Сапотницкий .и Е.Г.Козлов (53) 531.717 (088.8) (56) Патент США В 4190961, кл. G 01 В 7/30, 1980.
2 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ РОТОРА И РАСТОЧКИ ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины. Цель изобретения — повышение достоверности и информативности измерения. При измерении в зазор между ротором 1 и расточ1596208
10
40
Л+П и В=Н
Jl — П
Г =
2 кой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4 и протаскивают ее чере" зазор за гибкую металлическую ленту 6, Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора
1 и расточки 2 в пяти — двенадцати точках в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2, По результатам измерений определяют взаимное положение осей
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины.
Целью изобретения является повышение достоверности и информативности измерения.
На чертеже показана схема измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины.
Схема содержит ротор 1, установленный в нижней половине расточки 2 цилиндра турбины, и датчик линейных перемещений, выполненный в виде платформы 3, измерительного преобразова теля 4, подпружиненного якоря 5 и гибкой металлической ленты 6, закрепленной на платформе 3.
Способ осуществляют следующим образом.
В зазор между ротором 1 и расточкой 2 вводят платформу 3 и за ленту
6 перемещают ее по расточке ° При этом якорь 5 контактирует с РотоРом 1 и формирует сигналы измерительной информации, пропорциональные расстоянию между поверхностями ротора 1 и расточки 2, за счет воздействия на измерительный преобразователь 4 как минимум в пяти точках, равномерно расположенных на полуокружности в зоне измерения. Местоположение двух точек выбирают напротив боковых подушек подшипников, По результатам измерений определяют взаимное положение осей по формулам в горизонтальной и вертикальной плоскостях и величину погрешности иэ-эа! дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2. Затем поворачивают ротор 1 на 180 и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности.
И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций. 1 ил.
I где Л, П, Н вЂ” измеренные расстояния, соответствующие точкам, расположенным соответственно слева, справа и внизу расточки 2;. Г и  — величины несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Для уменьшения величины погрешности измерения из-за дефектного прогиба ротора 1 поворачивают ротор 1 на 180 и повторяют указанные измерения, по которым вновь определяют величины Г и В несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Результирующие величины Г и В несоосности определяют как полусумму величин несоосности, полученных до и после поворота ротора 1. Затем определяют величину и знак погрешности из-за дефектного прогиба ротора 1 по формуле
Д = Бл — Бп — 2Г cos o(где Бл и Бп — результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости; o(— угловая координата точек измерения.
Результирующую погрешность Д определяют как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора 1. По величине Д судят о величине и направлении дефектного прогиба ротора 1, что позволяет оперативно производить ремонтные операции. Если прогиб ротора 1 отсутствует, то по величине Д судят об отклонении формы расточки 2 .цилиндра от дуги окружности. Для выявления любого вида отклонений необходимо производить измерения в 10-12 точках на поверхности расточки 2.
15962
08 поворота ротора, затем определяют погрешность из-за дефектов поверхностей ротора и расточки цилиндра по формуле
Составитель В,.Харитонов
Редактор IO Ñåðåäà Техред Л.олийнык Корректор C.llleBKyH
Тираж 493 Подписное
Заказ 2904
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4./5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул, Гагарина, 101
Формула изобретения
Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины, заключающийся в том, что фиксируют исходное положение ротора, измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора и расточки цилиндра в точках, равномерно расположенных на полуокружности,1О и по результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и информативности измерения, поворачивают ротор на 180 и в этом положении ротора повторяют операции, по которым„ вновь определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной 21) плоскостях и определяют результирующее взаимное положение осей как полусумму значений, полученных до и после д = Бл — Бп — 2Г сое о( где Бл и Бп — результаты измерений в точках, расположенных симметрично слева и справа от вертикальной плоскости;
à — расстояние между осями ротора и расточки в горизонтальной плоскости;
d/ — угловая координата точек измерения, и определяют результирующую погрешность как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора, которую учитывают при определении взаимного положения осей.