Устройство для измерения и контроля расхода моторного масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерению расхода жидкостей, в частности к измерению и контролю расхода моторных масел, и позволяет повысить точность и надежность измерений, предотвратить перерасход масел при их поливе и сигнализировать о повреждении маслосистемы и двигателя в целом. Сигналы с выходов датчиков 7 и 8 температуры и уровня масла, с выходов компенсационных датчиков 9 и 10 диэлектрической проницаемости воздуха и масла, расположенных в измерительном баке 6, поступают на входы блока 11 усиления и преобразования сигналов датчиков. Блок 12 управления осуществляет управление коммутацией в устройстве. В вычислительном блоке 13 определяется текущее значение расхода, среднее значение расхода и его мгновенное значение. В блоке 16 индикации и регистрации отображается информация о расходе масла и аварийных ситуациях с помощью световых табло. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (И) А1 (5))5 G 01 F 13(00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ,48. сит, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П1НТ СССР (21) 4610520/31 — 10 (22) 30 ° 11.88 (46) 07.10.90. Бюл. У 37 (71) Калининградское высшее инженерное морское училище (72) В.К.Бондарев, Л.И.Двойрис и С.И.Русаков (53) 681.121 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 951079, кл . G 01 F 13/00, 1976.

2 (54) УСТРОЙСТВО,ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РАСХОДА МОТОРНОГО МАСЛА

{57) Изооретение относится к измерению расхода жидкостей, в частности к измерению и контролю расхода моторных масел, и позволяет повысить точность и надежность измерений, предотвратить перерасход масел при их доливе и сигнализировать о повреждении маслосистемы и двигателя в целом.

1597571

Сигналы с выходов датчиков 7 и 8 температуры и уровня, масла, с выходов компенсационных датчиков 9 и 10 диэлектрической проницаемости воздуха и масла, расположенных в измеритель5 ном баке 6, поступают на входы блока

11 усиления и преобразования сигналов датчиков. Блок 12 управления осуществляет управление коммутацией в устрой-10

Изобретение относится к технике измерения расхода жидкостей, в частности к устройствам измерения объемно-весового расхода и предназначено для измерения и контроля расхода моторных масел на угар при испытаниях 20 и эксплуатации судовых двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение точности и надежности измерений, предотвращение перерасхода масел при 5 осуществлении процесса долива масла и сигнализация о повреждениях маслосистемы и двигателя в целом.

На фиг,1 приведена структурная схема устройства; на фиг.2 — структур 30 ная схема блока усиления и преобразования сигналов; на фиг.3 — временные диаграммы работы устройства; на фиг.4 — структурная схема вычислительного блока.

Устройство для измерения и контроля расхода моторного масла (фиг.1) содержит входной 1 и выходной 2 трубопроводы, клапаны наполнения 3, опорожнения 4, регулятор 5 уровня масла, 40 измерительный бак 6, датчик 7 температуры масла, датчик 8 уровня масла, компенсационные датчики 9 и 10 диэлектрической проницаемости воздуха и масла, блок 11 усиления и преобра- 45 зования сигналов датчиков, блок 12 управления, вычислительный блок 13, блок 14 контроля аварийной ситуации, таймер 15, блок 16 индикации и регистрации, кнопки 17-19 установки среднего, текущего и циклического режимов индикации расхода, кнопка 20 пуска, блок 21 питания, тумблер 22 включения, соединительный трубопровод 23, картер 24 двигателя и расходный бак 25 °

Блок 11 усиления и преобразования сигналов (фиг.2) содержит генератор

26, компенсационный датчик 9 диэпектстве, В вычислительном блоке 13 определяется текущее значение расхода, среднее значение расхода и его мгновенное значение. В блоке 16 индикации и регистрации отображается информация о расходе масла и аварийных ситуациях с помощью световых табло . 2 з .и. ф-.лы, 4 ил. рической проницаемости воздуха, измерительный емкостный датчик 27, компенсационный датчик 10 диэлектрической проницаемости моторного масла, терморезисторный датчик 28 температуры, усилители 29-31 переменного тока, выпрямители 32-34, дифференциальные усилители 35 и 36 постоянного тока, причем коэффициент усиления усилителя 36 зависит от сопротивления терморезистора 28, цифроаналоговый преобразователь 37 умножающего типа. блок

38 сравнения, реверсивный дачный счетчик 39 и цифроаналоговый преобразователь (ЦВП) 40.

В. состав -вычислительного блока (фиг.4) входят первый 41 и второй 42 формирователи сигнала, первый 43 и второй 44 счетчики, делитель 45, формирователь 46 коммутационных импульсов, устройство 47 выборки-хранения, первый формирователь 48 импульса, коммутатор 49, второй 50 и третий 51 формирователи импульсов .

Измерительный бак 6 представляет собой металлический цилиндрический стакан диаметром 100 мм и высотой

300 мм, внутри которого размещены термбрезисторный датчик 7 температуры и емкостный датчик 8 уровня, помещен- ный в цилиндрический сосуд диаметром

29 мм и высотой 260 мм, сообщающийся с внутренней полостью бака. Цилиндрический сосуд крепится к крышке измерительного бака и B своей нижней части имеет дно с отверстиями. Цилиндрический сосуд обеспечивает демпфирование жидкости (масла) при качке и вибрации, что позволяет уменьшить погрешность измерения уровня емкостным датчиком.

Выходной сигнал, поступающий с

1 измерительного датчика 8 уровня, ypasновешивается с сигналом компенсационного датчика 10 диэлектрической про5 159757 ницаемости моторного масла, умноженного на коэффициент усиления усилителя 36, зависящей от температуры.

Уравновешивание осуществляется на устройстве 38 сравнения, на первый вход которого подается сигнал с цифроаналогового преобразователя 37, а на второй — с дифференциального усилителя 35, выходной сигнал которого пропорционален уровню масла в измерительном датчике и разности диэлектрических проницаемостей масла и воздуха.

Выходной сигнал U3< дифференциального усилителя 35 равен

Зо Э (33 М оа ДД м 5

Ж o(Uppg f, где U — выходной сигнал выпрямите33 ля 33;

К 1 (--)- — — = S . o

К" 1

d где S — площадь поперечного сечения измерительного бака;

1 — плотность масла при темперао тУРе у= о 1

gt = О, то окончательно получают для выходного сигнала ЦВП 40

U „„=K S 1; (1-3 t) h =KS P (t ) 1„=КЕ„„ где g -вес масла в измерительном м баке .

Из приведенных расчетов видно, что на выходной сигнал блока 11 усиления и преобразования сигналов датчиков не оказывают влияние такие возмущающие факторы как изменение диэлектрической проницаемости масла (может достигать 107 и выше), а также воздуха (паров масла в баке 6); изменение выходного напряжения в частоту генератора 26 и выходных напря- ,жений блока питания устройства.

Таким образом, схема блока 11 усиления и преобразования сигналов датчиков обеспечивает повышение точности и надежности измерений расхода масла.

К вЂ” коэффициенты усиления усили33 телей 35 и 30 и выпрямителя

33 измерительного канала; — диэлектрические проницаемосм 6 ти масла и воздуха; 25 уровень масла в датчике; — длина датчика; выходное компенсирующее нап31 ряжение усилителя 29, равное по величине К<К>К>1 8f U.d (долж- 30 но быть равно выходному сигналу измерительного канала, когда

hN =О;

35 где f — частота генерат< ра 26;

U — выходное напряжение генерато1 ра 26;

1 — длина компенсационного датчи& ка 9;

40 о(— коэффициент усиления усилителя 35 по первому входу.

Таким образом, Ugg= K (Š— Eg) h f U«, где K = K„ выходной сигнал усилителя 36 равен

UÄ=K P„,K („ „f и,;gU„) =К (К„К 1

ХКм КмЕе "в)f U где К,К,,К вЂ” коэффициенты усиления

31 3о 3 усилителей 31, 34 и 36 блока 11; у — коэффициент усиления усилителя 36 по nepsoму входу;

1. — длина компенсационного датчика 10.

Коэффициент передачи усилителя 36 зависит от температуры

K = Кз.= K,(1+Pd t), 1 6 где К вЂ” коэффициент усиления при д =О;

p — коэффициент, равный температурному коэффициенту плотности масла;

dt — разность температур

Окончательно имеют

USC Kd(ì - в ) l f Uzd(1+ 7 ")

Реверсивный счетчик 39 суммирует (вычитает) сигналы до тех пор пока на входах блока 38 сравнения сигналы не будут равны. Сигнал на первом входе равен выходному сигналу ЦАП 37: Ь1 =(код) K" (Е;„Я,) 1„, U d(1+ PLIt) .

Сигнал на втором входе блока 38 сравнения равен выходному сигналу усилителя 35

Uçd. = K (м — В ) h„ f U«.

Приравнивая эти два сигнала, получают (код) К (м Eq ) 1 f U«(1+@ ") =К ( — Е)Ь f

К 1 („д) = (— ) — Ь вЂ” — — /1 =1 1<> °

1ypgt м

При pD t ((1 можно записать

К 1 (код) = (--). -- (1-pat)h

К" 1 м о

Если обеспечить равенство

1597571

Блок 11 усиления и преобразования сигналов датчиков, имеет два выходацифровой и аналоговый, обозначенные соответственно ф g(t) и ng(t) (фиг.2). 5

Эти выходы пропорциональны весовому количеству масла в измерительном баке ..

Блок 12 управления предназначен для формирования сигналов открывания 10 и закрывания клапанов наполнения 3 и опорожнения 4, сигналов управления работой вычислительного блока 13, блока 14 контроля аварийной ситуации и блока 16 индикации и регистрации.

Входными сигналами для блока 12 управления являются выходной аналоговый сигнал ng(t) блока 11 преобразования сигналов датчиков о количестве масла .в измерительном баке 6; выходной сигнал блока 14 контроля о выходе контролируемых параметров за допустимые граничные значения; выходной сигнал с таймера 15 (синхроимпульсы); сигнал "Пуск" начала работы устройст- 25 ва (кнопка 20).

Выходными сигналами .являются сигналы открывания и закрывания электромагнитных клапанов наполнения 3 и опорожнения 4; сигналы управления ра- 30 ботой вычислительного блока, запоминание начальных значений количества масла в измерительном баке, необходимых для определения текущих и средних значений расхода масла на угар, обну35 ление счетчиков времени; сигналы; устанавливающие параметр, подлежащий контролю с помощью блока 14: контроль времени наполнения в режиме наполнения измерительного блока и контроль 40 расхода масла в режиме опорожнения измерительного бака 6, сигналы переключения блока 16 индикации и регистрации в режим запоминания значений расхода (при наполнении измерительного бака) из режима отображения значений расхода (при опорожнении измерительного бака и обратно).

Формирование выходных сигналов, управляющих работой электромагнитных

50 клапанов йаполнения 3 и опорожнения

4, вычислительного блока .13 и блока . 14 контроля, осуществляется на основе входного аналогового ng(t) сигнала, поступающего с блока 11 преобразования

55. сигналов датчиков.

При снижении количества масла в

I измерительном баке Б до нижнего установленного значения С и (фиг.Зд), блок.

12 управления формирует следующие выходные сигналы: включение клапана 3 наполнения (фиг.Зг), выключение клапана 4 опорожнения (фиг.3r), контроль времени наполнения измерительного бака 8 (фиг.3e); сброс контроля расхода масла (фиг,Зж), отключение режима вычисления расхода, обнуление формирователей и счетчиков (фиг.3e), запоминание значения расхода в блоке

14 индикации и регистрации (фиг,3e) .

При заполнении измерительного бака .и достижении верхнего установленного значения С > (фиг.За) блок управления формирует следующие выходные сигналы (в случае, если время наполнения не превышает установленное заранее контрольное время наполнения); выключение клапана 3 наполнения (фиг.

3r), включение клапана 4 опорожнения (Фиг Зд); отключение режима контроля времени наполнения измерительного бака 6 (фиг.3e); включение режима контроля расхода масла (фиг.Зж) включение режима вычисления текущих и среднего значений расхода (фиг.Зж), отображение значений расхода (фиг.Зж).

На втором входе блока 12 управления сигнал появляется в случае. возникновения аварийной ситуации (фиг.

Зв), которая обнаруживается с помощью блока 14 контроля.

В .этом случае блок управления выключает клапан 4 опорожнения (фиг.Зд) и прекращает подачу масла в регулятор уровня. После устранения отказа, приведшего к аварийной ситуации, при включении устройства все циклы работы повторяются.

На третий вход блока 12 управления поступают синхроимпульсы с таймера 15, обесцечивающие надежное переключение блока от состояния к состоянию, при которых формируются управляющие сигналы.

В вычислительном блоке текущее значение расхода 0 определяется по

° т формуле

J Qdt

Де о

Q аю т д д где dg — интервал дискретизации веса масла;

dt — время расходования;

Q — мгновенное значение расхода масла двигателем.

Если Д и (dt „, то Q=const, и справедливо равенство Q =Q.!

7571

9 159

Среднее значение расхода Q опре-

Р деляется по формуле

agr(t) Е " (1

° в» - — — ° с

За счет интегрирования мгновенных значений расхода средний расход определяется с высокой точностью, причем сглаживаются и ослабляются пульсации и колебания уровня масла, нестабильность работы регулятора и другие возмущающие факторы. .Вычислительный блок определяет текущий рост непрерывно, однако на блок индикации и регистрации, а также на блок контроля поступает значение расхода, вычисленное в тот момент, когда израсходована порция масла

dg (t) . Этим обеспечивается минимизация погрешности измерения мгновенного расхода ЮЯ: б Ь

A-=4 = х д@ (t) gg + Q макс

Х

i++thg

1 "Йо

rpe lQ „, — максимальное значение отмакс носительной погрешности измерения расхода, равное я„/ г., Поэтому ИО (Ф(, „, . Таким образом, в вычислительном блоке 13 одновременно определяется и средний расход с высокой точностью и расход, приближающийся к мгновенным значениям.

Блок 14 контроля предназначен для контроля аварийных ситуаций с помощью контроля параметров процессов наполнения и опорожнения измерительного бака 6. В режиме наполнения таким

Параметром является время наполнения измерительного бака, которое сравни- вается с максимально допустимым значением Т„„„, введенным заранее в н4п. макс блок 14 контроля. Превьппение этого значения возможно в случаях отсутствия масла в измерительном баке 6, повреждения соединительного трубопровода 1 и отказа (неоткрывания) электромагнитного клапана 3.

В режиме опорожнения измерительного бака 6 блок 14 контроля сравнивает сигнал о расходе масла, поступающий с вычислительного блока 13 с уставками максимального О „„ и минимального Я„„„ значений расхода (для каждого типа дйигателей они определяются и устанавливаются заранее).

45 О

Превышение максимального значения расхода может произойти в результате повреждений в цилиндропоршневой группе двигателя (поломка поршневых колец, повышенный износ двигателя); отказа регулятора уровня, заключающегося в том, что плунжер поплавка заклинен в положении открытого доступа масла в систему (масло с большим расходом поступает в двигатель); обрыва трубопроводов 2 и 23, разгерметизации масляной системы двигателя и повышенных проточек масла в различнЬ(х узлах смазки двигателя .

Расход меньший минимального допустимого значения возможен в случае отказа регулятора уровня, заключающегося в том, что плунжер поплавка заклинен в положении закрытого доступа масла в систему, и отказа (неOTKPbIBBHHR) eKT OM HHTHO O KJIBIIBHB опорожнения.

Блок 16 индикации и регистрации обеспечивает отображение информации о расходе масла и об аварийных ситуациях с помощью световых табло.Включение каждого табло происходит по соответствующему сигналу, поступающему с блока 14 контроля. По сигналу

"Превышено время наполнения 1 (T

oi Т д ) .в-включается табло "Отсутствует подача масла в устройство, проверить наличие масла в расходном баке, трубопроводы подвода масла, клапан наполнения", по сигналу Превышено максимальное значение расхода (Q y Q ) включается табло "Перелив масла, проверить работу двигателя, регулятор уровня масла, герметичность системы смазки и соединительные трубопроводы подачи масла к регулятору ., по сигналу "Расход масла ниже допустимого" (Q 4 Q „) включается табло

"Отсутствует долив, проверить регулятор уровня масла, клапан опорожнения .

Устройство работает следующим образом.

При включении тумблера 22 (фиг.1) сетевое напряжение поступает на блок

2i питания устройства, который подает стабилизированные напряжения на все блоки. При этом с помощью стандартной схемы, содержащей RC-цепочку, вырабатывается сигнал начальной установки нуля всех триггеров и счетчиков, входящих в состав устройства.

Емкостный датчик 8 преобразует уровень масла в измерительном баке 6

97571

15 в электрический сигнал, кроме того, компенсационные датчики 9 и 10 вырабатывают сигналы, пропорциональные диэлектрическим проницаемостям воздуха и масла, которые усиливаются блоком 11 ° На блок 11 поступает также сигнал с датчика 7 температуры. Эти сигналы обрабатываются в блоке 11 и с его аналогового ng(t), цифрового фд (t) выходов (фиг . 2) сигналы, пропорциональные весовому количеству масла, поступают на вычислительный блок 13, а аналоговый сигнал g(t) поступает на первый вход блока 12 управления. Блок 12 управления сравнивает измеренное количество масла в баке 6 с уставкой C (фиг.3), соответствующей верхнему уровню заполнения измерительного бака. Если уставка больше измеренного количества, то с блока 12 управления подается сигнал на открытие клапана 3 наполнения и масло поступает в измерительный бак 6 из расходного бака 25 (фиг.).

Контроль за наполнением измерительного бака 6 осуществляется блоком

16 контроля по сигналу НАП блока 12 управления, при этом происходит измерение времени наполнения измеритель— ного бака и сравнение его с уставкой максимального допустимого времени наполнения Тй, „

04П. ыикс

Блок 16 индикации и регистрации отображает режим наполнения индикатором, и если нажата, например, кнопка

17, устанавливается в режим индикации среднего расхода, индицирует на цифровом индикаторе показания счетчика (при включении питания показание нулевое, а при последующей работе отображается среднее значение расхода за предыдущий режим опорожнения) . При достижении заданного количества масла С в измерительном баке блок уп6 равления выдает сигнал ОПОР (НАП равно нулю), единичного уровня (фиг.Зж) .

Блок 12 управления также отключает клапан 3 наполнения и включает клапан

4 опорожнения (фиг.3е, д) .

После открытия клапана 4 масла поступает из измерительного бака 6 на регулятор 5 уровня, который по мере расходования доливает .его в картер двигателя, обеспечивая постоянный уровень. Одновременно с переключением клапанов 3 и 4 блок 12 управления подает сигнал ОПОР на вычислительный блок,13, блок 14 контроля аварийной ситуации, блок 16 индикации и регистрации.

При этом в вычислительном блоке 13

5 происходит запоминание начальных значений g(t)=G>=g(0) для формирования сигналов израсходованного масла

dg (), 8p(t) интервала дискретизации gg (t); счетчики 43 и 44 времени (фиг.7) начинают подсчитывать время и dt; формируются импульсы К, И,И

Если в процессе работы устройства в режиме опорожнения расход (текущее или среднее значение) превысит заданную уставку максимального расхода

„(один из возможных вариантов), то блок 14 контроля сформирует сигнал об аварийной ситуации (Ав.сит). Этот сигнал поступает на блок 12 управления и на вычислительный блок 13.

Блок 12 управления отключает сигналы

ОПОР и ЭМК ОПОР (фиг.Зд,ж) . Масло не будет поступать в регулятор уровня. Блок 14 контроля формирует также сигнал g 7 О „, который подается на м икр. блок 16 индикации и регистрации. При этом в блок» 16 загорается световое табло с надписью "Перелив масла, проверить работу двигателя, регулятор уровня масла, герметичность системы

ЗО смазки и соединительные трубопроводы подачи масла к регулятору . Включается звуковая сигнализация.

Цифровой индикатор отображает значение расхода на момент времени

35 при возникновении аварийной ситуации.

После устранения аварийной ситуации нажатием кнопки "Пуск" 20 (фиг.1) блок управления включает режим опо40 рожнения (если выполняется условие

g(t) + Сн)

По мере расходования масла из измерительного бака его количество уменьшается до значения Сн. В этом

45 случае блок 12 управления отключает клапан 4 опорожнения и включает клапан 3 наполнения, сигналом НАП отключает формирователи вычислительного блока от двигателя (на частотном выходе частота близка к нулю, а на аналоговом выходе — нулевой сигнал), обнуляет счетчики подсчета времени, сигналом НАП включает блок 14 контроля в режим контроля времени наполнения, а блок индикации и регистрации переводит в режимы хранения значений расхода, которые были в предшествующем режиме опорожнения. Масло по трубопроводу 1 через открытый клапан 3

13 . 159757 поступает в измерительный бак 6. Цикл работы повторяется.

Предлагаемое устройство может работать с,любыми регуляторами уровня.

Формула из обретения

1. Устройство для измерения и контроля расхода моторного масла, содержащее расходный бак с трубопроводами, снабженными клапанами наполнения и опорожнения, датчики уровня, и температуры, блок управления и блок индикации и регистрации, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности Измерений, предотвращения перерасхода масла и сигнализации о повреждениях маслосистемы и двигателя, в него дополнитель- 2Q но введены измерительный бак, блок . усиления и преобразования сигналов

" датчиков, регулятор уровня масла, блок контроля аварийной ситуации, вычислительный блок, таймер, компенса- 25 ционные датчики диэлектрической проницаемости воздуха и масла, причем вход клапана наполнения соединен с расходным баком, а выход — с измерительным баком и входом клапана опорож- 3р кения, соединенного своим управляющим входом с первым выходом блрка управления, а выходом — с регулятором уровня масла, второй выход блока управле— ния соединен с управляющим входом клапана наполнения, третий и четвер35 тый выходы блока управления соединены с первыми и вторыми входами вычислительного блока, блока контроля аварийной ситуации и блока индикации и регистрации, первый и второй входы блока управления соединены с первыми выходами блока контроля аварийной ситуации и таймера соответственно, третий вход вычислительного блока соединен с первым выходом блока усиления и преобразования сигналов датчиков и третьим входом блока управления, четвертый — с вторым выходом блока усиления и преобразования сигналов датчи- 5О ков, пятый и шестой — с первым и вторым выходами таймера, седьмой — с первым выходом блока контроля аварийной ситуации и первым входом. блока управления, первый выход вычислитель55 ного блока соединен с третьим входом. блока контроля аварийной ситуации, второй — с третьим входом блока индикации и регистрации, четвертый вход

1 14 которого соединен с первым выходом таймера, пятый, шестой и седьмой входы блока индикации и регистрации соединены соответственно с .вторым, третьим и четвертым выходами блока контроля аварийной ситуации, четвертый вход которого соединен с вторым выходом таймера, пятый и шестой входы блока контроля аварийной ситуации соединены с третьим и четвертым выходами вычислительного блока и с восьмым и девятым входами блока индикации и регистрации, десятый вход которого соединен с пятым выходом вычислительного блока, а одиннадцатый — с пятым выходом блока контроля аварийной ситуации, датчики температуры, уровня и компенсационные датчики диэлектрической проницаемости vròàíîâëåíû в измерительном баке и соединены с соответствующими входами блока усиления и преобразования сигналов датчиков.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок преобразования сигналов датчиков содержит первый, вт ор ой и тр еч и и усилит ели пер еменногo тока, выходом соединенн» е соответственно с первым, вторым и третьим выпрямителями, выход первого выпрямителя подключен к первым входам первого и второго дифференциальных уси— лителей постоянного тока, вторые входы котор» х подключены соответственно к выходам второго и третьего выпрямителей, а выходы — к первому входу блока сравнения и аналоговому входу умножающего цифроаналогового преобразователя, кодовым входом объединенного с входом цифроаналогового преобразоватсля и подключенного к выходу реверсивного счетчика, тактовым входом подключенного к генератору, а входом управления — к выходу бл ока сра вне— ния, к второму входу которого подключен выход умножающего цифроаналогового преобр".çîâàòåëÿ.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок в»иисления содержит подключенные к первому, второму, третьему, четвертому и пятому входам коммутатора соответственно первый формирователь сигнала, второй формирователь сигнала, первый счетчик, второй счетчик, и делитель, входами подключенный к первому и второму выходам коммутатора, третий выход которого через устройство выборки-хранения подключен к первому входу втор.ого

15975 формирователя сигнала, вторым входом подключенного к второму выходу первого формирователя сигнала, первым входом подключенного к второму выходу первого счетчика, второй выход второ5 го формирователя сигнала подключен через последовательно соединенные первый и третий формирователи импульса к входу сброса второго счетчика и третьему входу второго формирователя сигнала, выход формирователя коммутацион- ных импульсов подключен к, управляющемувходу коммутатора и через второй формирователь импульсов — к второму входу первого формирователя импульсов, причем второй и четвертый входы первого и второго формирователей соответственно подключены к третьему входу вычислительного блока, третий и пятый 20 входы первого и второго формировате. лей сигнала соответственно подключены

71 16 к четвертому входу вычислительного блока, четвертый и шестой входы первого и второго формирователей сигнала соответственно подключены к второму входу вычислительного блока, первые входы первого и второго счетчиков и пятый вход первого формирователя сигнала подключены к первому входу вычислительного блока, седьмой вход которого соединен с шестым входом первого формирователя сигнала, а.шестой вход — с входом формирователя коммутационных импульсов, первыи и второй выходы делителя, а.также выходы первого и второго формирователей импульсов и выход формирователя коммутационных импульсов подключены соответственно к первому, второму, третьему, четвертому и пятому выходам вычислительного блока. ! !

Физ. у

Ц ирробой 5ы од

1597571

ОВ) Гв

Вход 1 (от Ъюка 11) пf9)

ВидЯ (синкрлт тайпера 15)

Вход Л (trEeum.om

&ока 14)

Выход 1 (ЗИХНАП)

Выход 2 (бакст)

ВыхоИ(и

Выход 4 (ОПОР)

Фиг. 5 ,4д. гит

Физ. 4

Составитель В.Ярыч

Редактор А.Козориз Техред М.Ходанич Корректор Т.Малец

Заказ 3041 Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101