Способ измерения крутящего момента двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента двигателей внутреннего сгорания автомобилей при испытаниях и в процессе эксплуатации. Целью изобретения является повышение точности. О величине крутящего момента двигателя 2 внутреннего сгорания судят по величине упругой деформации кручения кинематических цепей между маховиком 1 и шкивом 3 привода вентилятора, которую находят по величине фазового сдвига импульсных сигналов от меток 4, расположенных соответственно на маховике 1 и шкиве 3. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ()) G 01 L 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР. (21) 4455569/24-10 (22) 05.07.88 (46) 07.10.90. Бюп. N - 37 (71) Новгородский политехнический институт (72) В.А.Щеголев, Б.И.Чурсинов, В.N.Íèêèòèí, А.А.Сапожников и В.И.Ищенко ! (53) 531. 781 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 757882, кл. С 01 L 3/10, 1978.

Авторское свидетельство СССР

У 1355891, кл. G 01 M 15/00, 1985. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

2 (57) Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента двигателей внутреннего сгорания автомобилей при испытаниях и в процессе эксплуатации, Целью изобретения является повышение точности. О величине крутящего момента двигателя 5 внутреннего сгорания .судят по величине упругой деформации кручения кинематических цепей между маховиком 2 и шкивом 3 привода вентилятора, которую находят по величине фазового сдвига импульсных сигналов от меток, расположенных соответственно на маховике 2 и шкиве 3.

1 ил.

1597619

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента двигателей внутреннего; ro5 рания автомобилей при испытаниях и в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — снижение трудоемкости измерения крутящего момента.

На чертеже представлено устройство для реализации способа измерения крутящего момента.

Устройство состоит из датчиковотражателей, например стальных полированных пластин или зеркал 1, наклеенных в одной плоскости на маховике 2 и шкиве 3 привода вентилятора, установленных на коленчатом валу 4 двигателя 5 внутреннего сгорания, и установленного вне двигателя блока 6 20 регистрации и сравнения информации, состоящего из источника 7 света, в качестве которого можно использовать лазер или обычный источник света с калиброванными насадками на 25 световодах 8, создающими направленный световой поток, для которых можно применять волоконную оптику, например волоконные кабели, а также регистрирующего блока 9, например это может быть блок кодирования отраженных сигналов, работающий с осциллографом. Имеются также фотоприемники

10, установленные напротив датчиковотРажателей, в качестве фотоприемников можно использовать фотодиоды.

С целью уменьшения воздействия вибрации двигателя светодиоды крепятся жестко на двигатель с помощью стоек, приклеенных к блоку цилиндров. 40

Источник 7 света посылает по светодиоду 8 сигнал в фиксированном нап.— равлении. Отраженный датчиком-отражателем 1 сигнал с фотоприемников 10 поступает в блок 6 регистрации и срав-45 нения данных. В результате закручивания коленчатого вала, двигателя,по разные стороны которого жестко закреплены маховик и шкив привода вентилятора, отраженные сигналы от маховика и шкива будут поступать с интервалом времени Т. Регистрируя это время при определенной скорости вращения коленчатого вала, определяют крутящий момент двигателя по формуле

МКх сохТ, где (d — угловая скорость вращения вала двигателя, 1/с;

\ — интервал времени поступления к фотоприемникам отраженных сигналов от измеряемых участков вала, с; коэффициент постоянный для

> данного типа двигателя

7 а с

321 где d — диаметр вала, м;

G — модуль упругости при кручении для материала вала, МПа;

1 — длина измеряемого участка вала, м. формула изобретения

Способ измерения крутящего момента двигателя внутр ениег о сг орания, заключающийся в том, что регистрируют сигналы от измерительных элементов, связанных с валом двигателя, и по результатам обработки этих сигналов судят о величине крутящего момента, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости измерения крутящего момента двигателя с жесткой кинематической связью между маховиком и шкивом привода вентилятора в качестве измерительных элементов используют датчики-отражатели, установленные в одной плоскости на маховике и шкиве привода вентилятора, посылают на них световой сигнал при заданной угловой скорости коленчатого вала, измеряют время запаздывания поступления отраженного сигнала от датчикаотражателя, установленного на шкиве, по сравнению с отражательным сигналом от датчика, установленного на маховике, а крутящий момент двигателя определяют по формуле

М = К х х Т, где из — угловая скорость вращения вала двигателя, i /ñ; — время запаздывания поступления отраженного сигнала от датчика-отражателя, ус" тановленного на шкиве прийода вентилятора, по сравнению с отраженным сигналом от датчика, установленного на маховике, с;

pх d4.х G

32 х 1

Составитель А.Амаханов

Техред М.Ходанич

Корректор Т.Малец

Редактор E.Ïàïï

Тираж 4б9

Заказ 3044

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

1597619

К вЂ” коэффициент, постоянный для где дайного типа двигателя, I

d — диаметр вала, м;

G — модуль упругости при кручении для материала вала, МПа;

1 - длина измеряемого участка вала, м.