Крыло летательного аппарата

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к противофлатерным устройствам, устанавливаемым на гондолах двигателей современных летательных аппаратов. Цель изобретения - снижение веса и увеличение критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний. Это достигается тем, что противофлаттерное устройство выполнено в виде аэродинамических поверхностей 5, 6, установленных в носовой части гондол двигателей 1 в горизонтальной или вертикальной плоскости или в комбинации относительно оси симметрии двигателей, при этом площадь аэродинамических поверхностей составляет 1 - 20% площади наружной поверхности гондолы 1. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике в частности к противофлаттерным устройствам, устанавливаемым на гондолах двигателей современных летательных аппаратов. Целью изобретения является снижение веса и увеличение критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний. На фиг. 1 показана схема вертикальной установки аэродинамических поверхностей на гондоле двигателя; на фиг. 2 - схема горизонтальной и вертикальной установки аэродинамических поверхностей на гондоле двигателей в комбинации (горизонтально и вертикально). Крыло с двигателями летательного аппарата состоит из гондол двигателей 1. Гондолы двигателей 1 посредством узлов 2 крепления через силовой элемент 3 прикреплены к крылу 4. В носовой части гондолы 1 установлена вертикально плоскостью по направлению потока аэродинамическая поверхность 5, сверху гондолы двигателя или аэродинамическая поверхность 6 установлена вертикально снизу гондолы двигателя. Аэродинамические поверхности 5, 6 могут крепиться на гондоле двигателя 1 горизонтально или в комбинации горизонтально и вертикально. Наибольшая эффективность аэродинамических поверхностей при таком положении, когда их плоскости перпендикулярны направлению результирующего вектора колебаний гондол двигателей и площадь этих поверхностей находится в пределах 1-20% от площади наружной поверхности гондолы двигателя. Работают аэродинамические поверхности 5, 6 устанавливаемые на гондолах двигателей следующим образом. При возникновении изгибно-крутильных колебаний крыла 4 вместе с гондолами двигателей 1 энергия колебаний воспринимается аэродинамическими поверхностями, расположенными в носовой части двигателей, где наибольшая амплитуда колебаний, препятствуя развитию колебаний и тем самым демпфируя их. При этом наибольшее демпфирование, когда аэродинамические поверхности расположены перпендикулярно результирующему вектору колебаний. При демпфировании изгибно-крутильных колебаний с результирующим вектором колебаний гондол двигателей 1 в вертикальной плоскости аэродинамические поверхности на гондоле двигателей установлены горизонтально. При демпфировании изгибно-крутильных колебаний с результирующим вектором колебаний гондол двигателей в горизонтальной плоскости аэродинамические поверхности 5, 6 на гондолах двигателей 1 установлены вертикально, т. е. при боковых колебаниях двигателей аэродинамические поверхности противодействуют этим колебаниям и значительно повышают демпфирование колебаний крыла с гондолами двигателей. В случае формы колебаний, характеризующейся одновременно и вертикальными и боковыми колебаниями гондол двигателей, т. е. эллипсовидными колебаниями с различными наклонами их главной оси к направлению полета, наибольший эффект по демпфированию колебаний может оказать совместная комбинация аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности с целью регулирования нагрузок на крыло и узлы крепления на разных режимах полета могут быть выполнены управляемыми с изменяемым углом атаки. Для так называемой "пилонной" формы флаттера с боковыми колебаниями двигателей или слабозатухающих боковых колебаний двигателей на пилонах аэродинамические поверхности надо установить вертикально для получения наибольшего демпфирования этих колебаний. При флаттере или слабозатухающих колебаниях крыла и двигателей, характеризующихся сложными колебаниями гондол двигателей, эффективно совместное применение аэродинамических поверхностей, расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Изобретение позволяет значительно уменьшить вес конструкции летательного аппарата, т. е. полностью снять противофлаттерные балластные грузы с гондол двигателей при повышении критической скорости флаттера и демпфирования упругих колебаний крыла и двигателей, а также позволяет снизить нагрузки на крыло и узлы креплений, увеличить ресурс летательного аппарата, так как значительно уменьшается масса грузов противофлаттерного устройства. (56) Книга С. М. Егера "Проектирование самолетов". М. : Машиностроение, 1983, с. 444-446. Книга "Проектирование, испытание и производство широкофюзеляжных самолетов", М. : Машиностроение, 1982, т. 11, кн. 2, 5 серия.

Формула изобретения

КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее двигатели с гондолами и противофлаттерное устройство, отличающееся тем, что, с целью снижения веса и увеличения критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний, противофлаттерное устройство выполнено в виде аэродинамических поверхностей, установленных в носовой части гондол двигателей в горизонтальной или вертикальной плоскости или в комбинации относительно оси симметрии двигателей, при этом площадь аэродинамических поверхностей составляет 1 - 20% от площади наружной поверхности гондолы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2