Устройство для тренировки пловцов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет упростить конструкцию известного устройства при обеспечении реальных условий нагружения мышц. Устройство содержит платформы для размещения пловца, платформы установлены на опоре через поворотную обойму. Обойма и платформы несут средство для создания нагрузок. Оно состоит из двух барабанов. На один бара барабан навита тормозная тяга. Эта тяга имеет калиброванный продольный паз и является штоком поршня пневмоцилиндра. С другой стороны поршень связан с амортизационным жгутом. Другой конец жгута закреплен на кронштейне. Там же закреплены и блоки для тяги с рукоятками. 1 з.п.ф-лы, 13 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОсудАРстВенн6(Й кОмитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И, ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4411740/31-12 (22) 18,04.88 (46) 23.10,90. Бюл. N. 39 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и Киевский инженерно-строительный институт (72) И.И.Петрушевский, (О.А.Петренко, В.Е.Золотько, С.M.Êàíèøåâñêèé и Н,А.Касаткин (53) 685, 648 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1523154, кл, А 63 В 69/10, 1988, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

ПЛОВЦОВ

Изобретение относится к спортивному инвентарю.

Целью изобретения является упрощение конструкции при обеспечении реальных условий нагружения мышц.

На фиг.1 дано устройство, общий вид; на фиг.2 — наклонная стойка, кронштейн с обоймой (с вырывом стойки) и механизм амортизации; на фиг.3 — кронштейн с обоймой, платформами и механизмом торможения, вид снизу; на фиг.4 — наклонная стойка с тазовой платформой, вид сзади; на фиг.5— насадка кронштейна с блоками и рукоятками, вид спереди; на фиг.6 — то же. вид свер-. ху; на фиг.7 — подголовник, вид сбоку; на фиг.8 — барабаны и тормозной цилиндр механизма торможения, вид снизу; на фиг.9— то же, разрез с разрывом цилиндра; на фиг.10 — то же, ступицы барабанов разьеди„, ЯЦ „„1600814 А1 (57) Изобретение позволяет упростить конструкцию известного устройства при обеспечении реальных условий нагружения мышц. Устройство содержит платформы для размещения пловца, платформы установлены на опоре через поворотную обойму.

Обойма и платформы несут средство для создания нагрузок. Оно состоит, из двух барабанов. На один барабан намотана гибкая тяга, связанная с рукоятками. На другой барабан навита тормозная тяга. Эта тяга имеет калиброванный продольный паз и является штоком поршня пневмоцилиндра.

С другой стороны поршень связан с амортизационным жгутом. Другой конец жгута закреплен на кронштейне. Там же закреплены и блоки для тяги с рукоятками, 1 з,п, ф-лы, 13 ил. нены; на фиг.11 — цилиндр с вырывом, тяга и резиновый амортизационный жгут тормозного механизма; на фиг.12 — разрезы

А-А, Б-Б, В-В и Г-Г на фиг.11; на фиг.13— разрез Д-Д на фиг,11.

Устройство содержит наклонную стойку

1, установленную на опоре 2 в виде рамки.

В проушине 3 стойки шарнирно (полуоси 4, фиг.1 и 2)., закреплена обойма 5, в канале которой вставлен продольный кронштейн 6.

Сзади этот кронштейн имеет хвостовик 7, сверху — подголовник 8, а спереди — торцовую насадку 9, На обойме сзади прикреплена тазовая платформа t0, а на передней ее части надета своей обоймой 11 грудная платформа 12, имеющая снизу зажимной винт 13. Снизу к хвостовику прикреплен механизм амортизации, содержащий установленный в фигурном отверстии 14 хвостовика

1600814

55 стержень 15, пропущенный в проушину(тоже с фигурным отверстием) 16. На стержень надеты пружины: задняя (слабая) 17 и передняя (сильная) 18. Спереди и сзади стержня на резьбу навинчены регулировочные гайки

19. Насадка 9 выполнена в виде трубки. Она спереди имеет скосы, на которых шарнирно прикреплены при помощи пальцев 20 проушины 21 (фиг.5 и 6), вмещающие подвижные блоки 22. Через эти блоки перекинуты гибкие тяги 23, на конце каждой иэ которых закреплена рукоятка 24 с фиксатором (амортизатором) 25 кисти. Подголовник имеет обойку 26 (фиг.7) в виде насаженной на кронштейн трубки с затяжным винтом 27 и наклонной стойкой 28, на которой шаровым шарниром 29 закреплен собственно подголовник 30, стабилизированный на стайке.31.

Тормозной механизм смонтирован под тазовой и грудной платформами. Он содержит две пары барабанов и два тормозных цилиндра 32 (пневматических), Каждая пара составлена из большого 33 и малого 34 барабанов (фиг,8), насаженных на общую ось — палец 35 (фиг.9), закрепленную снизу тазовой платформы, На ступицу каждого большого барабана закреплена и намотана в один ряд гибкая тяга 23 (витки наложены друг на друга) и подана вперед на подвижный блок 22. На малом барабане закреплена тормозная тяга 36 (фиг,8), другой конец которой пропущен в тормозной цилиндр, прикреплен к его поршню 37 и выполняет роль штока. Сечение тормозной тяги прямоугольное. На одной из широких поверхностей ее выполнен фигурный комбинированный перепускной паз 38(фиг.12).

Тяга выполнена из гибкого нетянущегося материала. Она входит в цилиндр через калиброванную прорезь 39 (фиг.11), имеющуюся в дне 40 цилиндра, в тело которого ввинчен регулировочный винт 41 (фиг.11 и

3) с калиброванным торцом 42, входящим в фигурный комбинированный перепускной паз (фиг.13). Другая сторона цилиндра крышки не имеет. С этой стороны в цилиндр пропущен конец резинового амортизатора (амортизационного жгута) 43 (фиг.11), который прикреплен к поршню. Другой конец этого жгута подан к насадке кронштейна и закреплен на ней сбоку при помощи проушины 44 (фиг,3 и 6), Тормозные цилиндры к грудной платформе прикреплены с помощью пальцев 45 (фиг.9 и 11), входящих в отверстие проушины 46, имеющейся на стенке цилиндра, что позволяет зафиксировать цилиндры (подвесить их) так, что они имеют возможность качания в горизонтальной плоскости, Концы цилиндров, примыка5

40 ющие к малым барабанам, придерживаются поперечиной 47 (фиг.9), фиксирующей их от вертикального перемещения, но позволяющей им в определенных пределах перемещаться по горизонтали, Большой и малый барабаны подпружинены друг к другу. Пружина 48 (фиг.9) помещена в ступицу большого барабана и упирается в ее внутренний фланец 49 (фиг.10). Другим торцом она упирается в ступицу малого барабана, отталкивая барабаны один от другого. Для предотвращения проворота их один. относительно другого в поджатом положении на внешней поверхности ступицы малого барабана выполнены шлицы 50, а для них с внутренней части ступицы большого барабана выполнены соответствующие вырезы 51. Для поджатия барабанов друг к другу и стыковки их на торце ось-пальца 35 имеется резьба, на которую навинчена стопорящая гайка 52 (фиг.3) с захватами 53 для пальцев рук. Насадка 9 стопорится затяжным винтом 54 (фиг.2).

Пользуются устройством следующим образом, Реализуются следующие режимы: 1.

Кроль на груди. 2. Кроль на спине. 3, Брасс.

4, Баттерфляй (дельфин).

Кроль на груди. Пловец ложится на тазовую платформу 10 так, чтобы грудная платформа 12 находилась под грудью, вдевает кисти рук в рукоятки 24 под фиксаторы

25, кладет голову лбом на подголовник 30 и работает так, как этого требует техника плавания способом кроль на груди. При гребке правой рукой рукоятка 24 подается вниз-назад и далее по установленной траектории и пловец выполняет при этом тягу, а затем отталкивание. При движении рукоятки па траектории протягивается за ней и гибкая тяга 23, которая сматывается с большого барабана 33 и вращает его. Это вращение через вырезы 51 и шлицы 50 передается на малый барабан 34, который вращается в ту же сторону и наматывает на себя (в один ряд) тормозную тягу 36. Эта тяга вытягивается иэ цилиндра 32 и увлекает за собой его поршень 37, который сжимает воздух в обьеме между ним и крышкой (дном) 40 цилиндра, Сжатие воздуха обеспечивает эффект торможения, чему помогает также и растягивание резинового амортизационного жгута 43.

Динамика торможения поршня, а следовательно, и рукоятки, задается по закону реального гребка руки в воде: т.е, сначала нагрузка возрастает, когда происходит сжатие воздуха, затем она достигает максимума в силу дальнейшего сжатия воздуха, 1600814

25

50

55 затем на некотором расстоянии этот максимум удерживается в силу того, что в этом месте увеличивается просвет перепускного отверстия между телом гибкой тяги и стенкой калиброванной прорези 39 в области калиброванного паза 38, который в этом месте расширен. Наконец нагрузка снижается, происходит "срыв" и рука переходит из зоны гребка в зону проноса. В этом месте калиброванныл паз расширяется еще больше, просвет пропуска воздуха в калиброванной прорези увеличивается, что и обеспечивает указанное снижение нагрузки. Затем просвет опять изменяется— уменьшается, и зто создает торможение поршню и рукоятке в том случае, если пловец не вовремя закончил гребок и вынес руку из воды. При проносе руки гибкая тяга

23 наматывается на барабан 33 и слабина тяги, возникающая при смене направления движения кисти из гребка в перенос, выбирается за счет того, что растянутый при гребке резиновый амортизационный шнур сжимается при проносе руки, увлекает за собой поршень с тормозной тягой, которая сматывается с малого барабана 34, вращает его и большой барабан, Аналогичным образом работает и другая автономная часть тормозного устройства при гребке левой рукой. В силу наличия автономии каждой половины этого механизма возможно осуществление "сцепления", .когда начало гребка одной рукой осуществляется еще до окончания гребка другой рукой,что реализуется при высоком мастерстве плавания, Кроль на спине осуществляется аналогичным образом, только пловец располагаегся в положении лежа на спине и голову кладет на подголовник 30 затылком, orуская подбородок на грудь.

Брасс осуществляется при положении лежа на груди, как и в кроле на груди, только руки работают не попеременно, а одновременно и по иной траектории. В общем траектория каждой руки при гребке значительно короче, чем в кроле, Для обеспечения этих укороченных гребков, например, при гребке, где траектории принимают вид

"замочной скважины", ладони рук подаются в стороны-назад, затем приводятся друг к другу и после гребка выводятся вновь вперед для очередного гребка. Для удовлетворения этогс требования нарастание торможения должно происходить раньше, чем в кроле. Это обеспечивается тем, что поршень в цилиндре перемещается вперед, для чего тормозная тяга поднаматывается на ступице малого барабана. Вот для чего и служит система стыковки барабанов. Гайка

52 (фиг.3) для этого отвинчивается, что высвобождает пружину 48 (фиг.10), которая подает ступицу малого барабана 34 вниз, чем выводит шлицы 50 из зацепления с вырезами 51, что обеспечивает проворот малого барабана относительно большого. После подмотки тормозной тяги на требуемое расстояние малый барабан вручную подается в исходное положение и стопорится навинчиванием гайки 52. Кроме поднамотки ввинчивается еще и peróëèðoàî÷íûé винт 41 (фиг.131 в дно —о.р„м,озного цилиндра, чем перекрывается просвет (сечение отверстия становится меньше) зазора между дном цилиндра и телом тормозной тяги. Все это вместе, плюс подтягивание вместе с поринем резинового амортизацион . ого жгута 43 создает требуемую укороченную и повышенную динамику торможения, которая требуется для брасса.

Баттерфляй (дельфин) реализуется, как и брасс, только траектории гребка несколько удлиняются за счет перемещения поршня и регулировки просвета винтом 41. В отличие от других способов плавания в баттерфляе (дельфине) происходит сгибание и разгиба ние туловища в пояснице и тазобедренных суставах. Эти движения обеспечива:атся качанием обоймы 5 совместно с платформами !0 и 12. При этом сильная пружина 18 обеспечивает ура вновешивание кача сщейся части устройства и тела пловца, а слабая пружина 17 амортизирует эту часть при прогиб,"-.нии тела спортсмена и подъеме его верхней части туловища (фиг.2).

Регулировка устройства осуществляется пс антропометрическим параметрам, т.е. по длине рук и туловища. Для установки устройства пс длине туловища отвинчивают зажимной винт 13 (фиг.2) и перемещают грудную платформу 12 вперед (если нужно увеличить площадь опоры) или назад (при меньшем росте з нимающегося), и вновь застопсрива ат ее ввинчиванием зажимного винта 13, Гибкие тяги 23 при этом тоже изменяются по длине, для чего они поднаматываются или пропускаются на большом барабане 33 посредством проворота этого барабана после отстыковки.его указанным способом от малого барабана 34. При переме цен".è платформ одной относительно другой цилиндры свободно перемещаются под поперечиной 47.

По длине рук устройство регулируется

nep:.".ìå.öåHием насадки 9 (фиг.1, 2, 5 и 6) посл освобождения ее ствинчиванием винта 54 и последующей фиксации на установленном удалении передвижных блоков от грудной платформь.. Длина гибкой тяги при этом устанавливается указанным выше спо1б00814 сабом — по м — д откои этой тяги на барабане 33, Формула изобретения

При величине нагрузки на

1, Уст ой руки регули- соде жа р ство для тренировки пловцов ! ровка осуществляется двоя: б яко; ли о путем кой, нес ей р ащее основание с наклонной с стоиизменения соотношения в намотке тяг й, несущей установленную с возможноба аб р аны (если на ступице большого б н мотке тяг на 5 стью пово ота и р и связанную с основанием бан на намотку уменьшить и од го ара- через по и ж нов ременно формами л д ру иненную тягу обойму с платдля Р мещ сп Ртсмен р зка озрас е и наоборо ) б вв винчивания или вывинчивания г, ли о путем ком, установл, у енные на обойме и кронштейвочного винта 41 (при ввинчивании его ия регулиро- 10 не обво ные д е блоки, охватывающие блоки

Рукоятками сое вании его за- кронштейна ги наоборот), возрастает, и диненные со средством наг нагружения, включающим связанные с тормозными элеП редлагаемое устройство легче — 15 ментами амо тиза и р ц онные жгуты, о т л и ч апактнее известных устройств е и ком- ю щ е е с я т в, универсаль- конст к ии ем, что, с целью упрощения нее (для всех способов в плавания) и ловий наг ж рукции при обеспечении реальных уснадежнее, поскольку оно прост нагружения мышц, каждый тормозсто по конст- ной элемент рукции, а главное — лучше имитир ет ент содержит пневмоцилиндр, ный г — ует реаль- подвешенный к г н б зк б v 20 проноса и их траектории движен нии во всех ной гибкой тяги известных способах плавания. Он б— и тяги с продольным калиброванется для подготовки плов я. но потре у- ным пазом цов различного обоймы, и и эт, охватывающей обводной бло лок класса как в условиях стациона мы, при этом амортизационный жгут выездах, когда команды плов ара, так и на закреплен с и вцов выезжают 25 шня и ка то е к ротивоположной стороны пав

Р на соревнования и на тренировоч б— ировочные сбо- 2. Уст ой и ка торце кронштейна. ры. Предлагаемое устройс тво можно при- с я тем, что б стройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е еменять не только для подго товки пловцов, спаренных ба м, что локи обоймы выполнены в в иде но и для общефизической по дготовки, для при этом ба абан нных арабанов разного диаметр а, оснащения спортивных залов и уголков фи- 30 м ара ан большего диаметра охвази ческой тренировки в домашних условиях, голков фи- 30 тывает гибкая тяга рукояток, а меньшего них условиях, диаметра — тормозная тяга, 1600814

1600814

0 баг.i0

Уаг g

Фиг. fZ

Редактор А,Шандор

Заказ 3231 Тираж 355 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

А-6

- Л

Составитель Н.Володина и аг. В

Техред M.Ìoðãeíòàë Корректор О,Кравцова