Межцентромер для контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации путем снижения трудоемкости и утомляемости контролера. Это достигается тем, что устанавливаются жесткие зазоры, соответствующие предельным допустимым контролируемым параметрам. При контроле колеса при достижении величины контролируемого параметра выше допустимой происходит заклинивание обкатываемых колес, а следовательно, и отбраковка. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (g))g С 01 В 5/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г

- 1

1 (21) 4386042/25-28 (22) 29.02.88

015б7 Sg 7

1 с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОНИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ П.УНТ СССР (46) 23.10.90. Бюл, Ф 39 (71) Ташкентский политехнический институт им . А.P.Áèðóíè (72) Д.E. Лликулов (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР

В 390347, кл. С 01 В 5/20> 1973.

„„ЯО, 1601.506 А 1 (54) МЕИЦЕНТРОИЕР ДХЬЧ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации путем снижения трудоемкости и утомляемости контролера. Это достигается тем, что устанавливаются жесткие зазоры, соответствующие предельным допустимым контролируемым параметрам. При контроле колеса при достижении величины контролируемого параметра выше допустимой происходит заклинивание обкатываемых колес, а следовательно, и отбраковка. 1 ил, 1601506

Изобретение относится к машиностроению, а.именно к средствам конт-. роля зубчатых колес.

Цель изобретения - повышение удобСтва эксплуатации путем снижения тру5

Доемкости и утомляемости контролера.

На чертеже показана конструктивйая схема межцентромера.

Межцентромер включает в себя станину 1 с параллельными направляющими, на которой установлены каретка 2,, винт 3, маховик 4, каретка 5, с под"

Вижной на ней кареткой .6. На межцентромере смонтированы также стопор 7, индикатор 8 часового типа, индикатор,ный упор 9, посадочные оправки 10 и

11, опорные пятки 12 и 13, регулировочный винт 14 с контргайкой 15 и пружины 16 и 17. Измерительное колесо 20

18 находится в плотном беззазорном зацеплении с контролируемым колесом

19. Позицией 20 обозначена контргайка.

Перед работой межцентромер настраивают. Для этого на каретке 5 с помощью регулировочного винта 14 и контргайки 15 между опорными пятками

13 устанавливается зазор, равный ве- личине допуска на колебание измерид 30 тельного межосевого .расстояния F

С помощью контрольных дисков устанавЛивается номинальное.межосевое расстояние между оправками 10 и 11, равное а. При настроенном межосевом расстоя-. нии между опорой 13 на каретке 6 и с помощью опорной пятки 12 и контр- гайкой 20 устанавливается зазор, / равньпI допуску на верхнее предельное отклонение межосевого расстояния

+Еа s.

В этом же положении индикатор 8 с достаточным натягом настраивается

7 на нуль для установки расстояния между осями оправок 10 и 11, Равного 45 !! а-Е

Д1

Контроль после настройки межцентромера осуществляется следующим образом.

Контролируемое колесо 19 устанавливается на посадочной оправке 10 . застопоренной каретки 2 и вводится в плотное беззазорное зацепление с измерительным колесом 18, Обкатывая

55 колеса, фиксируется точка минимума показания индикатора 8 с одновременным определением величины отклонений (1 I!

f, и -E,r . В этом относительном положении зубчатых колес каретка 5 с помощью стопора 7 жестко фиксируется на станине 1, Затем поворотом контролируемого колеса 19 в пределах одного оборота определяется его годность. Если зна-!! чение Е;„находится в пределах допуска, то контролируемое колесо 19 в зацеплении с измерительным колесом

18 свободно вращается. Если значение

F больше его допуска, а следовательно, р и зазора б,, то контролируемое колесо 19 в зацеплении с измерительным колесом 18 заклинится и не будет вращаться.

При контроле точности контролируемого колеса 19 на межцентромере его свободное вращение в зацеплении с измерительным колесом 18 показывает так-!! же годность детали по параметру +Е а Бг

Если действительное значение +Е а 5r окажется больше допустимого значейия !! .+E, то контролируемое колесо 19 в зацеплении с измерительным колесом

18 заклинится и не будет вращаться.

Таким образом, если при контроле на существующих межцентромерах необходимо фиксировать числовые значе. ((

-F, и сравнинать эти данные с данны Ol! !ми чертежа, то на предлагаемом центромере необходимо фиксиров ать только !! параметр Г;,„, Формула и з о б р е т е н и я

Межцентромер для контроля зубчатых колес, содержащий станину с параллельными направляющими, две каретки, установленные на направляющих,.одна из которы» — с возможностью фиксации, вторая подпружинена относительно основания, третью каретку, устан вленнчо н втлрпй каскетке и IIAJIIIpv» жиненную относительно последней, первую опорную пятку, закрепленную на основании, опору, расположенную на третьей каретке с воэможностью кон-. тактирования с опорной пяткой, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации путем снижения трудоемкости и утомляемости контролера, первая опорная пятка выполнена регулируемой, а межцентромер снабжен второй опорной пяткой, устаповленной на второй каретке с воэм яно.тью контактирования с опорой третьей каретки.