Воздушная линия электропередачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в воздушных линиях электропередачи (ВЛ) для гашения пляски проводов. Цель - повышение надежности ВЛ путем уменьшения амплитуды колебаний проводов при пляске. Линия содержит сосредоточенные внутрифазовые распорки с закрепленными на них эксцентричными грузами. Распорки размещены внутри пролета на равных расстояниях друг от друга, превышающих вдвое расстояния от опор до ближайших к ним распорок. Положение эксцентричных грузов на распорках регулируется. Равномерное расположение распорок с эксцентричными грузами создает благоприятные условия для ограничения пляски благодаря возбуждению крутильных колебаний пучка проводов с большим числом полуволн. Регулируемое положение грузов на распорке облегчает процесс монтажа предложенных устройств ограничения пляски, отвечающих требованию симметричного расположения грузов соседних распорок относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось фазы, при расхождении углов закручивания проводов в местах установки соседних распорок, удаленных от опор на разные расстояния. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (У1) Н 02 G 7/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4611172/24-07 (22) 30.11.88 (46) 23.10 ° 90. Бюл. )1 39 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики и

Московское отделение Специального конструкторско-технологического бюро

Всесоюзного промышленного объединения, Союзэлектросетьизоляция" (72) В.А.Шкапцов, I.Ä.Пустыльников и А.Ф.Голубев (53) 621.315.174 (088.8) (56) Патент ClJIA Н 3904811, кл. 174-42, 1976.

Патент Канады N 1079373, кл. 337-125, 1961. (54) ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в воздушных линиях электропередачи (ВЛ) для гашения пляски проводов.

Цель — повышение надежности ВЛ путем уменьшения амплитуды колебаний провоИзобретение относится к электроэнергетике, преимущественно к воздушным линиям электропередачи (ВЛ), в частности к системам для гашения пляс. ки проводов расщепленной фазы.

Цель изобретения — повышение надежности ВЛ путеM повышения эффективности ограуичения вызываемых ветром и гололедом колебаний проводов, возникающих в результате пляски.

На фиг. 1 дана схема расположения распорок в ВЛ с восемью проводами в

2 дов при пляске. Линия содержит сосредоточенные внутрифазовые распорки с закрепленными на них эксцентричными грузами. Распорки размещены внутри. пролета на равных расстояних друг от друга, превышающих вдвое расстояния от опор до ближайших к ним распорок, Положение эксцентричных грузов на распорках регулируется. Равномерное расположение распорок с эксцентричными грузами создает бл;н оприятные условия для ограничения пляски благодаря возбуждению крутильных колебаний пучка проводов с большим числом полуволп, Регулируемое голожение грузов на распорке облегчает процесс монтажа предложенных устройств ограничения пляски, отвечающих требованию симметричиого р",ñïîëîæåíèÿ грузов со- %У седних распорок относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось фазы, при расхождении углов за-, ф кручивания проводов в местах установки соседних распорок, удаленных от опор на разные расстояния. 4 ил. фазе; на фиг, 2 — разрезы А-А, В-В и Д-Д на фиг, 1; на фиг, 3 — разрезы

Б-Б и Г-Г на фиг. 1; на фиг, 4 — закрепление эксцентричного груза на направляющей.

Воздушная линия электропередачи содержит фазы, расщепленные на два или более проводов 1-8, положение которых в пролет х между опорами 9 и 10, зафиксировано с помощью сосредотo ченных распорок 11. К сосредоточенным

1601649 распоркам 11 жестко прикреплены эксцентричные грузы .12 и 13 посредством соединений 14 и 15 на направпяющих

16 и 17, которые соединяют различные

5 провода расщепленной фазы. Расщепленная фаза воздушной линии электропередачи подвешена на промежуточных опорах 9 и 10. В каждом пролете между опорами 9 и 10 установлены сосредоточенные распорки 11, разделяющие пролет на подпролеты 1 и 1 . Первые от Опор подпролеты 1» имеют длину В два раза меньшую, чем длина подпролетов 1„ К сосредоточенным распоркам

1.1 жестко прикреплены одинаковые эксцентричные грузы 12 и 13 так, что на соседних распорках центры тяжести эксцентричных грузов расположены ьне вертикальной плоскости, проходящей 20 через ось расщепленной фазы, и симметрично относительно ""-той плоскости, Каждый .из эксцентричных грузов 12 и 13.расположен соответственно внутри окружностей 18 и 19, описанных около многоугольника, вершины которого совпадают с зажимами расп:орки, а центр— с осью 20 расщепленной фа361, и закреплен с помощью регулируемых соединений

14 и 15 соответственно на направляющих 16 и 17. Закрепление эксцентричного груза на направляющей может производиться например, с помощью болта 21, гайки 22, шайбы 23, планки

24 и фиксирующей вставки 25 (фиг. 4) .

Описание работы ВЛ согласно изоб35 ретению проводится применительно к

ВЛ с ц = 8 проводами (фиг. 1-4).

Рассмотрим один пролет фазы радиуса Р, расщепленной на р проводов, концы которьгл закреплены на двух опорах. На фазу к сосредоточенным распоркам, расположенным вдоль пролета .=;а расстоянии Ь одна от другой и на

L 45 расс"-о::нии — от ближайших опор, под2 вешенс К = 5 одинаковых эксцентричных грузов на расстоянии R от центра сосредоточенной распорки так что

5О соседние грузы расположены вне вертикальной плоскости.„ проходящей через ссь расщепленной фазы,, симметрично относительно этой плоскости, Рассмотрим ситуацию, при которой под дейст55 вчем ветра фаза перемещается,в ьертикальном направлении так, что грузы совершают собственные крутильные колебания. В этом случае при К = i угловые смещения(„К-го груза (нумера- ция грузов пройэводится в порядке их расположения вдоль пролета) удовлетворяют следующей системе уравнений;

aQ Р d < к S (y1 + — ) - - — Г<о т

N dt s 1. где K = 2,...,0-1; — угол наклона S-го эксцентричного груза в момент его закрепления на расщепленной фазе;

- время

У вЂ” масса эксцентричного груза; — погонная масса провода;

- крутильная жесткость фазы; — ускорение свободного падения.

М

Нужно искать такое решение системы (1), чтобы при К = 1,...,N-1 выполнялось равенство

Ч к() = - Ч к+ (г-) = Ч(г) Тогда в силу (1) функция g (t) удовлетворяет уравнению

2 шМ. 2Й М 4$ (11+ ) + - (Ю Ч )—

dt — NgR(sin(p — sin q0) = О, решение которого и определяет решение системы (1) с условием (2) для

К = 2,...,N-1. Так как концы проводов расщепленной фазы неподвижно закреплены на опорах, а сосредоточенные распорки, на которых крепятся эксцентричные грузы с номерами 1 и N ., находятся от ближайших опор на расстоянии в два раза меньшем, чем расстояние, между сосредоточенными распорками; на которых крепятся .соседние эксцентричные грузы, то иэ линей2 „ + Ц,, — („„- 2 „+ „,) — ИВВ.(з1п(— sin g „) = О, (1) 160164 ности углового смещения точек фазы вдоль пролета между соседними грузами следует, что и угловые смещения

gI(t) и LII (t) эксцентричных грузов

5 с номерами 1 и N также удовлетворяют условию (2). Таким образом, получают движение расщепленной фазы, при котором соседние эксцентричные грузы двигаются симметрично относительно вер= тикальной плоскости, проходящей через ось фазы, закручивая фазу и противоположные стороны, В результате этого аэродинамические подъемные силы, действующие на провод

1 « в смежных подпролетах, Оказываются разнонаправленными, а суммарные подъемные силы, действующие на отдельные участки провода в направлении движения, оказываются меньше, чем они р0 могли бы быть при отсутствии эксцентричных грузов, что и приводит к уменьшению амплитуды колебаний. Эксперименты показывают, что такое уменьшение амплитуды возможно на 50 и более про- д5 центов. о

Техническая эффективность изобретения состоит в том, что благодаря использованию на сосредоточенных рас- 30 порках направляющих, к которым крепятся эксцентричные грузы с возмож- ностью перемещения их вдоль направляющей так, что они располагаются симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось фазы, . и на равном расстоянии друг от друга, I

9 б превышающем вдвое расстояние от опор до ближайщих грузов, возбуждаются крутильные колебания с большим числом полуволны в пролете, что позволяет ограничить пляску проводов расщепленной фазы и избежать коронирования.

Формула изобретения

Воздушная линия электропередачи, содержащая фазы„ закрепленные на опорах, расщепленные на два и более провода, между которыми установлены сосредоточенные распорки, с эксцентричными грузами, центр тяжести которых расположен вне вертикальной плоскости проходящей через Ось фазы, о т л ич а ю щ н я с я Гем, что, с целью повышения надежнс сти путем уменьшения амплитуды колебаний проводов при пляске соседние распорки внутри пролета размещены на раннем расстоянии Одна от другой, превышпющем вдвое расстояние между каждой Опорой и ближайщей к ней распоркой и выполнены с дополнительной направпяющей, соединяющей два различных провода, причем направляюш..е соседки:х расг орок расположены сими= трично Относительно вертикальной плэскости, проходяци и через ось фазы, при этом Одинаковые эксцентричные грузы закрсплсны на этих направляющих с возможностью перемещения «доль направляющей и р.-".ïîëo IeíbI симметрично

ОтнОси Ге3* c: ncp I икал1 нОН 1!лосео -ти проходящеи п.р. з ocь фазы.

1601649

И. 8-8, 4-3

E-E, Г-Г

13

О

1601649

Составитель Л.Январева

Редактор Л.Гратилло Техред М.Ходанич Корректор М. Максимининец

Заказ 3273 Тираж 410 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СС

ССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, у . р

tf tt л. Гага ина 101