Устройство для ограничения минимального возбуждения синхронного двигателя с полупроводниковым возбудителем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель - повышение использования двигателя путем увеличения компенсирующей возможности синхронных двигателей за счет формирования границы ограничения по минимальному току ротора в соответствии с областью допустимых рабочих режимов. Для достижения этой цели в устройство ограничения минимального возбуждения синхронного двигателя с полупроводниковым усилителем введен блок нелинейности 2, реализующий ограничение по минимальному току ротора в функции внутреннего угла. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 9/10, 1/46

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4394352/24-07 (22) 21.03.88 (46) 23.10.90. Бюл. М 39 (71) Сибирский научно-исследовательский институт энергетики (72) В.Ф.Тонышев, Б.Ç.Гамм и O,А.Князева (53) 62-83:621.313.333 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 283381, кл. Н 02 Р 9/10, 1970.

Возбудители тиристррных ВТЕ-320-6.

Техническое описание и инструкция vo эксплуатации. M., f986, 57 с. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ

МИНИМАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХЯ2, 1601734 А1

РОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМ ВОЗБУДИТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель — повышение использования двигателя путем увеличения компенсирующей возможности синхронных двигателей за счет формирования границы ограничения по минимальному току ротора в соответствии с областью допустимых рабочих режимов. Для достижения этой цели в устройство ограничения минимального возбуждения синхронного двигателя с полупроводниковым усилителем введен блок нелинейности

2, реализующий ограничение llo минимальному току ротора в функции внутреннего угла. 3 ил.

1601734

50

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам автоматического регулирования синхронных двигателей.

Цель изобретения — повышение использования двигателя.

На фиг.1 приведена блок-схема устройства для ограничения минимального

Возбуждения синхронного двигателя; на фиг,2 — характеристика блока нелинейно1сти; на фиг.3 — схема блока нелинейности.

Устройство для ограничения минималь., ного возбуждения содержит датчик 1 внутреннего угла нагрузки (фиг.1), блок 2 нелинейности, датчик 3 тока ротора, пороговый элемент 4; Датчик 1 внутреннего угла нагрузки д подключен к входу блока нели,нейности, выход которого подключен к пер вому входу порогового элемента, к второму ,: входу последнего подключен датчик тока I<, ротора, Блок 2 нелинейности составлен из ,",квадратора 5, задатчика 7 коэффициента ао

,и сумматора 7. К входам квадратора 5, явля,:ющегося входом блока 2 нелинейности, подключен выход датчика 1 внутреннего угла нагрузки, Выход квадратора подключен к первому входу сумматора 7, к второму входу которого подключен выход датчика

1 внутреннего угла нагрузки, а к третьему входу сумматора 7 подключен задатчик 6 коэффициента ар. Выход сумматора 7, явля ющийся выходом блока 2 нелинейности, подключен к входу порогового элемента 4.

Блок нелинейности реализует зависи: MocTb If = f (д ) (фиг.2) путем аппрокеимации в виде полинома второго порядка (фиг.2).

Блок. нелинейности (фиг.З) содержит операционнь1е усилители 8 — 10, задатчики

11 и 12 точек перегиба (потенциометры) и формирует требуемый вид зависимости I< =

=1(д ). Потенциометр 13 задает уровень тока возбуждения, а блок 14 формирует выходной сигнал.

Устройство работает следующим образом.

Датчик 1 внутреннего угла полупроводникового возбудителя при работе двигателя формирует сигнал, пропорциональный внутреннему углу нагрузки д. Сигнал д с выхода датчика 1 внутреннего угла нагрузки поступает на входы квадратора 5 блока 2 нелинейности. В квадраторе 5 формируется сигнал, пропорциональный квадратору внутреннего угла д. С выхода квадратора 5 сигнал, пропорциональный квадрату внутреннего угла, поступает на первый вход сумматора 7, На второй вход сумматора 7 поступает сигнал, пропорциональный внут5

35 реннему углу, на третий вход — сигнал, пропорциональный коэффициенту ар с задатчика 6. В сумматоре сигналы суммируются со своими коэффициентами передачи, т.е. для ао kn = 1, для д kn = а1, для У kn - а2 и на выходе формируется сигнал в виде

1рот.огр = во + а1 д+ а2 д .

Сигнал„пропорциональный уровню ограничения, поступает на первый вхбд порогового элемента 4, одновременно на второй вход порогового элемента 4 поступает сигнал, прбпорциональный.току ротора с датчика 3 тока ротора. При величине тока ротора с датчика 3 выше уровня ограничения, поступающего с сумматора 7 блока 2 нелинейности, на выходе порогового элемента 4 формируется сигнал, запрещающий снижение уровня тока ротора.

На операционные усилители 8-10(фиг.3) поступает сигнал с выхода датчика 1 угла, Наклон первого аппроксимирующего отрезка ОА (фиг.2) определяется коэффициентом передачи усилителя 8, точка перегиба

А определяется уставкой резистора 11, а наклон второго аппроксимирующего отрезка АВ определяется коэффициентами передачи усилителей 8 и 9. Точка перегиба В определяется уставкой потенциометра 12.

Наклон третьего аппроксимирующего .отрезка определяется коэффициентами передачи усилителей 8-10. Уровень тока возбуждения при д = 0 определяется потенциометром 13. Выходной сигнал блока нелинейности формируется на сумматоре 14.

Применение изобретения повышает степень использования синхронного двигателя для компенсации реактивной мощности с целью стабилизации напряжения в узле с подключенной синхронной нагрузкой, что связано с экономическим эффектом, расчет которого приводится.

Формула изобретения

Устройство для ограничения минимального возбуждения синхронного двигателя с полупроводниковым возбудителем, одержащее датчик внутреннего угла нагрузки синхронного двигателя, датчик тока ротора, подключенный к одному из входов порогового элемента, от л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения использования двигателя, введен блок нелинейности, выполненный с воэможностью ограничения по минимальному току ротора в функции внутреннего угла вида

Ipo =-ао+ а1д+ а2д2, где ао, а1, аа — коэффициенты передачи;

1601734

Ж Ф Уд д, грИ д — внутренний угол нагрузки двигателя, подключенный входом к выходу

Фиа 2 датчика внутреннего угла, а выходом — к второму входу порогового элемента.