Источник сейсмических сигналов ударного типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ. Цель изобретения - повышение надежности за счет предварительного натяжения троса и устранения противодавления в дренажной линии насоса основной нагнетательной линии 7-достигается путем соединения последней с входом управляющего каскада 21, установки в линии 8 слива гидросистемы управления распределительным золотником 24 дополнительного пневмогидроаккумулятора 19, а в общей линии слива переливного клапана 20, связанного с гидробаком. 10 1 ил.

Г 0IO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 Ч 1/147

ГОСУДАРС1 ВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

14 151б 7 17 75 И Ф УУ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4301730/23-25 (22) 03.09.87 (46) 30,10.90, Бюл, М 40 (71) Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (72) Е, Х, Н а с ы б у л и н, Е . А . Э и ш и ц к и и и Ф.И,Оменцов (53) 550,834 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N.1125568, .кл. .6 01 V 11//114477, 1983.

Авторское свидетельство СССР

М 1257589, кл. G 01 Ч 1/147, 1985. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА (57)Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возО.

„, . Ж,„, 1603321 А1 буждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть

vi газ. Цель изобретения — повышение надежности за счет предварительного натяжения троса и устранения противодавления в дренажной линии насоса основной нагнетательной линии 7 — достигается путем соединения последней с входом управляющего каскада 21, установки в линии 8 слива гидросистемы управления распределительным золотником 24 дополнительного пневмогидроаккумулятора 19, а в общей линии слива переливного клапана 20, связанного с гидробаком 10. 1 ил.

1603321

20

Изобретение относится к геофизической технике, а.именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов зэ счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки нэ нефть и газ.

Цель изобретения — повышение надежности за счет обеспечения гарантированного предварительного натяжения троса и устранения противодавления в дренажной линии насоса основной нагнетательной линии.

Источник состоит из транспортного средства 1, груза 2, размещенных на платформе транспортного средства и системы 3 управления, механизма подъема и сбрасывания, включающего силовой гидроцилиндр 4, шток которого посредством троса

5 связан с грузом 2, и гидросистему, содержащую основную и дополнительную нагнетательные линии 6 и 7 соответственно, линию 8 слива, распределитель 9 и гидробак

10. Основная нагнетательная линия 6 включает насос 11, предохранительный клапан

12 и пневмогидроаккумулятр 13, а дополнительная нагнетательная линия 7 — насос 14, предохранительный клапан 15, пневмогидроаккумулятор 16 и обратный клапан 17. В линии 8 слива установлены фильтр 18, пневмогидроаккумулятор t9 и переливной клапан 20, связанный с гидробаком 10 и обеспечивающий необходимое давление подпитки на входе в насос 11.

Распределитель 9 состоит из управляющего каскада 21, соединенного линиями 22 и 23 управления с распределительным золотником 24. При этом в линии 22 управления установлены параллельно друг другу регулируемый дроссель 25 и обратный клапан 26. Распределительный золотник связан с одной стороны с основной 6, дополнительной 7 нагнетательными линиями и линией 8 слива, а с другой стороны — с поршневой 27 и через обратный клапан 28 со штоковой 29 полостями силового гидроцилиндра 4. Вход управляющего каскада 21 соединен с дополнительной нагнетательной линией 7. Кроме того, дополнительная нагнетательная линия 7 соединена со штоковой полостью 29 силового гидроцилиндра

4. Утечки из насоса 11 по дренажной линии

30 сливаются в гидробак 10.

Предохранительные клэпйны 12 и 15соединены с линией 8 слива, При этом предохранительный клапан 15 выполнен с возможностью срабатывания при давлении, меньшем того минимального давления, которое необходимо подать в штоковую полость 29 силового гидроцилиндра 4 для осуществления подъема i рузэ (меньше дэвления срабатывания предохранительного клапана 12), но достаточном для перемещения штока силового гидроцилиндра 4 при выборе слабины троса 5 и переключения распределительного золотника 24, Положения гидропереключателей управляющего каскада 21 и распределительного золотника 24 обозначены на чертеже позициями 31-36, Источник работает следующим образом.

В исходном положении груз 2 поднят на заданную высоту, управляющий каскад 21 находится в положении 31, распределительный золотник 24 — в положении 32. Обратные клапаны 17 и 28 закрыты, так как давления в дополнительной нагнетательной линии 7 и линии 8 слива меньше давления в штоковой полости 29 силового гидроцилиндра 4. В зто время насос 11 заряжает пневмогидроаккумулятор 13, а насос 14— пневмогидроаккумуляторы 16 и 19 (через предохранительный клапан 15), При сбрасывании груза 2 по команде системы 3 управления управляющий каскад переключается в положение 33, обеспечивая быстрое переключение распределительного золотника 24 в положение 34, так кэк рабочая жидкость из линии 22 управления поступает через обратный клапан 26 и управляющий каскад 21 в линию 8 слива. Поршневая полость 15 через распределительный золотник 24 соединяется с дополнительной нагнетательной линией 7.

При этом происходит подключение гидроцилиндрз 4 с односторонним штоком по дифференциальной схеме к источнику питания (насосу 14), т,е. одновременное соединение обеих полостей 21 и 29. силового гидроцилиндра 4 с HBGOGQM 14. В этом случае, по сравнению с известной схемой подключения, достигается эффект увеличения скорости выдвижения штока и уменьшения создаваемого усилия: создаваемое усилие определяется произведением разности пло-, щадей поршневой 27 и штоковой 29 полостей на давление, а вытесняемая из штоковой полости.29 робочая жидкость добавляется к расходу, поступающему от насоса 14, обеспечивая увеличение скорости перемещения штока, что вызывает движение штока по направлению падения груза 2 со скоростью, обеспечивающей опережающее разматывание троса 5 по сравнению со скоростью падения груза 2. Трос 5 ослабляется, обеспечивая, таким образом, свободное падение груза 2.

После осуществления воздействия груза 2 нэ грунт по команде системы 3 управления управляющий каскад 21

1603321

55 переключается в положение 35, линия 23 управления соединяется с линией 8 слива, а линия 22 управления через дроссель 25 — с дополнительной нагнетательной линией 7.

При этом, вследствие наличия дросселя 25, распределительный золотник, имеющий пружинное центрирование, переключается сразу только в положение 32, и поршневая ,полость 27 силового гидроцилиндра 4 соединяется с линией 8 слива. Так как поршневая полость 29 через обратный клапан 17 соединена с дополнительной нагнетательной линией 7, шток силового гидроцилиндра 4 начинает перемещаться в обратную сторону, выбирая слабину троса 5. При этом давление вдополнительной нагнетательной линии 7, определяемое лишь сопротивлением перемещению штока силового гидроцилиндра 4, падает до величины, недостаточной для переключения распределительного золотника 24.

По мере выбора слабины троса 5 давление в дополнительной нагнетательной линии 7 повышается до величины, определяемой настройкой предохранительного клапана 15, и распределительный зо- лотник 24 плавно переключается в положение 36, обеспечивая соединение основной нагнетательной линии 6 со штоковой полостью 29 силового гидроцилиндра 4, Происходит подъем груза 2. В это время обратный клапан 17 закрыт, так как давление в штоковой полости 29 больше давления в дополнительной нагнетательной линии 7.

После окончания подъема груза 2 по команде системы 3 управления управляющий каскад 21 переключается в положение

31, а распределительный золотник 24 — в положение 32. Основная нагнетательная линия 6 отсоединяется от штоковой полости

29 силового гидроцилиндра 4. При этом груз

2 по инерции продолжает движение вверх.

Давление в штоковой полости 29 за счет ослабления натяжения троса 5 падает. Когда давление в штоковой полости 29 становится равным давлению в дополнительной нагнетательной линии 7, обратный клапан

17 открывается, соединяя дополнительную нагнетательную линию 7 со штоковой полостью 29. При этом поршневая полость 27 через распределительный золотник 24 соединяется с линией 8 слива, давление в которой определяется переливным клапаном 20.

Давление в дополнительной нагнетательной линии 7 определяется предохранительным клапаном 15 и значительно выше давления в сливной магистрали 8. Поэтому при соединении дополнительной нагнетательной линии 7 со штоковой полостью 29, шток гидроцилиндра 4 перемещается вместе с тросом 5, тем сам. м отслеживая инерционный пролет груза 2.

В конце инерционного пролета груз 2 плавно останавливается, так как давления в дополнительной нагнетательной линии 7 недостагочнодля егодальнейшего подъема.

После остановки груза 2 давление в штоковой полости 29 возрастает за счет обратного воздействия груза 2 на шток силового гидроцилиндра 4, и обратный клапан 17 закрывается. Цикл повторяется.

Пневмогидроаккумуляторы 13 и 16 предназначены для увеличения потока жидкости при подключении соответственно насосов 11 и 14 к силовому гидроцилинду 4.

Пневмогидроаккумулятор 19 обеспечивает поддержание заданного давления на всасывании насоса 11 в те периоды, когда поток от насоса 14 полностью расходуется на перемещение штока силового гидроцилиндра

4 (при сбрасывании груза 2, его инерционном пролете и предварительном натяжении троса), Формула изобретения

Источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство, груз, размещенный на платформе транспортного средства, механизм подъема и сбрасывания, включающий силовой гидроцилиндр, шток которого посредством троса связан с грузом, и гидросистему, содержащую основную и дополнительную нагнетательные линии с насосами и предохранительными клапанами, линию слива, гидробак и распределитель, состоящий из управляющего каскада, соединенного линиями управления с распределительным золотником, о т л и, ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности за счет обеспечения гарантированного предварительного натяжения троса и устранения противодавления в дренажной линии насоса основной нагнетательной линии, введена дополнительная нагнетательная линия, соединенная гидролинией с входом управляющего каскада, в линии слива гидросистемы управления распределительным золотником установлен дополнительный пневмогидроаккумулятор, а в общей линии слива, связанной с одной стороны с линией слива гидросистемы управления распределительным золотником и насосом основной нагнетательной линии, а с другой стороны — гидробаком, расположен дополнительный переливной клапан, выход которого связан с гидробаком.