Композиционный антифрикционный материал

Реферат

 

Изобретение относится к литейному производству, в частности к композиционным антифрикционным материалам, используемым для изготовления износостойких деталей металлургического оборудования. Цель изобретения - повышение износостойкости антифрикционного материала. Композиционный антифрикционный материал, содержащий шарикоподшипниковую сталь и оловянистую бронзу с содержанием олова 5 - 3 мас.%, дополнительно содержит, мас.%: кремний 0,6 - 3,5; марганец 0,1 - 1; цинк 0,1 - 12, углерод 0,1 - 2. Износостойкость антифрикционного материала повышается в 1,5 раза. 1 табл.

Изобретение относится к литейному производству, в частности к композиционным антифрикционным материалам, используемым для изготовления износостойких деталей металлургического оборудования. Целью изобретения является повышение износостойкости антифрикционного материала. Предложенный композиционный антифрикционный материал имеет следующий состав, мас. оловянистая бронза (с содержанием олова 6-8 мас.) 19-70; кремний 0,6-3,5; марганец 0,1-1,0; цинк 0,1-12,0; углерод 0,1-2,0; шарикоподшипниковая сталь остальное. Изделия из предложенного композиционного материала получали по следующей технологии. П р и м е р. Гранулы подшипниковой стали ШХ15, ШХ9, ШХ15СГ получали распылением струи расплава воздухом с последующим затвердеванием и охлаждением в водяной ванне. Литые гранулы предварительно подвергались сушке, рассеву на фракции, очистке от окалины и плакированию поверхности медным порошком. Затем гранулы смешивались с частицами графита и засыпались в литейную форму (например, графитовый тигель). Сверху располагали брикет металла-связки (оловянистой бронзы), который дополнительно содержал кремний, марганец, цинк в заявленных количествах. Затем тигель устанавливали в термическую печь. Пропитка велась под флюсом 6-7 мин при 1080-1100оС. После затвердевания композит подвергали механической обработке для придания изделию требуемых размеров и формирования поверхности трения, состоящей из чередующихся площадок упрочняющей фазы, металла-связки и графита. Испытания на износостойкость проводились на машине трения 2070 СМТ-1 по схеме вал вкладыш на воздухе без смазки при скорости скольжения 0,01 м/с и фиксированной нагрузке 12 МПа в паре с закаленной сталью 40Х твердостью 50-52 HRC. В таблице приведены составы предложенного композиционного антифрикционного материала и характеристика его износостойкости в сопоставлении с износостойкостью известного материала. Как следует из приведенных в таблице данных, предложенный композиционный антифрикционный материал (составы 1-3) обеспечивает в сравнении с известным композиционным материалом (состав 4) повышение износостойкости.

Формула изобретения

Композиционный антифрикционный материал, содержащий шарикоподшипниковую сталь и оловянистую бронзу с содержанием олова 6 8 мас. отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости, он дополнительно содержит кремний, марганец, цинк и углерод при следующем соотношении компонентов, мас. Оловянистая бронза с содержанием олова 6 8 мас. 19 70 Кремний 0,6 3,5 Марганец 0,1 1,0 Цинк 0,1 12,0 Углерод 0,1 2,0 Шарикоподшипниковая сталь Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000

Извещение опубликовано: 20.03.2000