Устройство для контроля и корректировки режима рабочего движения машинно-тракторного агрегата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторостроению, и может быть использовано для выбора рационального режима работы машинно-тракторного агрегата. Цель изобретения - повышение производительности и экономичности путем оптимального выбора режимов работы. Устройство содержит датчик 1 действительной скорости трактора, соединенный через блок 2 преобразования сигнала с задатчиком 3 верхнего и нижнего уровней скорости и с сигнализатором 4 действительной скорости, входящим в состав блока 5 средств контрольной сигнализации, и с логическим преобразователем 6 контрольной информации, выходы которого подключены к соответствующим входам блока 7 директивной сигнализации, датчик 8 механизма управления подачей топлива, соединенный через включатель 9 с сигнализатором 10 максимальной подачи топлива. Датчик 11 регулятора топливного насоса двигателя соединен через блок 12 преобразования сигнала с сигнализатором 13 загрузки двигателя трактора, а датчик 14 теоретической скорости трактора соединен через блок 15 вычисления буксования, связанный в свою очередь с датчиком 1 действительной скорости и задатчиком 16 верхнего уровня буксования, с сигнализатором 17 буксования трактора. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4452647/30-11 (22) 01.07.88 (46) 07.11.90. Бюл. № 41 (71) Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (72) Л. Г. Малорацкий, В. 3. Бубнов и Л. А. Орлов (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 563311, кл. В 60 К 41/00, 1977. (54) УСТРО! !СТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И
КОРРЕКТИРОВКИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО
ДВИЖЕНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО
АГРЕГАТА (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторостроению, и может быть использовано для выбора рационального режима работы машинно-тракторного агрегата. Цель изобретения — повышение производительности и экономичности путем оптимального выбора режимов работы. Устройство содержит датчик 1 действительной скорости
„„SU „„1604640 А 1
2 трактора, соединенный через блок 2 преобразования сигнала с датчиком 3 верхнего и нижнего уровней скорости и с сигнал изатором 4 действительной скорости, входящим в состав блока 5 средств контрольной сигнализации, и с логическим преобразователем 6 контрольной информации, выходы которого подключены к соответствующим входам блока 7 директивной сигнализации, датчик 8 механизма управления подачей топлива, соединенный через включатель 9 с сигнализатором 10 максимальной подачи топлива. Датчик 11 регулятора топливного насоса двигателя соединен через блок 12 преобразования сигнала с сигнализатором 13 загрузки двигателя трактора, а датчик !4 теоретической скорости трактора соединен через блок 15 вычисления буксования, связанный в свою очередь с датчиком 1 действительной скорости и задатчиком 16 верхнего уровня буксования, с сигнализатором 17 буксования трактора. I табл. 2 ил.
1604640
20
50
Изобретение относится к машиностроению, в частности к тракторостроению, и может быть использовано на тракторах сельскохозяйственного назначения для выбора рационального режима движения машинно-тракторных агрегатов при производстве полевых работ.
Цель изобретения — повышение производительности и экономичности путем оптимального выбора режимов работы.
На фиг. 1 изображена функциональноблочная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок-схема алгоритма функционирования устройства при контроле и корректировке режима рабочего движения машинно-тракторного агрегата.
Устройство содержит датчик 1 действительной скорости трактора, соединенный через блок 2 преобразования сигнала, снабженный задатчиком 3 верхнего и нижнего уровней рабочей скорости агрегата, с указателем-сигнализатором 4 действительной скорости, входящим в состав блока 5 средств контрольной сигнализации, и с логическим преобразователем 6 контрольной информации, выходы которого подключены к соответствующим входам блока 7 средств директивной сигнализации, датчик 8 механизма управления подачей топлива, соединенный через выключатель 9 логического преобразователя и указатель-сигнализатор 10 максимальной подачи топлива с логическим преобразователем 6 контрольной информации, датчик 11 регулятора топливного насоса двигателя, соединенный через блок 12 преобразования сигнала с указателем-сигнализатором 13 загрузки двигателя трактора и с логическим преобразователем 6 контрольной информации, датчик 14 теоретической скорости трактора, соединенный через блок 15 вычисления буксования, имеющий также входы от датчика 1 действительной скорости трактора и задатчика 16 верхнего уровня буксования, с указателем-сигнализатором 17 буксования трактора и логическим преобразователем 6 контрольной информации. Указатели-сигнализаторы 4, 10, 13 и 17 входят в состав блока 5 средств контрольной сигнализации. Блок 7 средств директивной сигнализации включает сигнализаторы понижения передачи трактора
18, повышения передачи трактора 19, уменьшения подачи топлива 20, уменьшения захвата агрегата 21 по ширине или глубине обработки, причем входы сигнализаторов по отдельности соединены с выходами логического преобразователя 6 контрольной информ ации.
Устройство контроля и корректировки режима рабочего движения машинно-тракторного агрегата работает следующим образом.
При рабочих ходах машинно-тракторного агрегата во время выполнения заданной технологической операции электрические сигналы от датчиков действительной скорости
1, механизма 8 управления подачей топлива, регулятора 11 топливного насоса и теоретической скорости 14 через блоки 2 и 12 преобразования, включатель 9 или блок 15 вычисления буксования поступают на указатели-сигнализаторы 4, 10, 13 и 17 блока
5 средств контрольной сигнализации в кабине трактора, а при установке максимальной подачи топлива в двигатель и включенном включателе 9 сигналы от датчиков 1, 11 и 14 поступают также на логический преобразователь 6 контрольной информации и с его выходов на входы сигнализаторов 18, 19, 20 и 21 блока 7 средств директивной сигнализации в кабине трактора.
Определение действительной скорости трактора производится, например, с помощью радиолокационного допплеровского датчика 1, сигнал от которого проходит через блок 2 преобразования, соединенный с задатчиком 3 нижнего и верхнего уровней скорости, на указатель-сигнализатор 4 действ и тел ьной скорости, который информ ирует тем самым тракториста-машиниста о соблюдении или нарушении заданного интервала рабочей скорости, и на логический преобразователь 6 контрольной информации. Датчик 8 положения на механизме управления подачей топлива в двигатель трактора при включенном трактористом-машинистом выключателе 9 подает сигнал на указатель-сигнализатор 10 максимальной подачи топлива, который в случае установки максимальной подачи топлива информирует об этом тракториста-машиниста и включает в действие логический преобразователь 6 контрольной информации и блок 7 средств директивной сигнализации.
Датчик 11 положения в регуляторе топливного насоса двигателя подает сигнал через блок 12 преобразования, выполняющий оценку полноты загрузки двигателя, на указатель-сигнализатор 13 блока 5 средств контрольной сигнализации и на логический преобразователь 6 контрольной информации. Указатель-сигнализатор 13 информирует тракториста-машиниста о том, что загрузка двигателя в норме, ниже («недогрузка») или выше нормы («перегрузка») .
Датчик 14 теоретической скорости трактора, определяющий скорость, например по частоте вращения вала ведущего з аднего моста трактора, подает сигнал через блок
15 вычисления буксования, соединенный с датчиком 1 действительной скорости и задатчиком 16 верхнего уровня буксования, на указатель-сигнализатор 17 буксования трактора в блоке 5 средств контрольной сигнализации и на логический преобразователь 6 контрольной информации. Указатель-сигнализатор 17 информирует тракто-. риста-машиниста о превышении верхнего
1604640
Формула изобретения
55
5 уровня допустимого буксования движителей трактора.
Контрольная информация об измеренных значениях рабочей скорости Vðи буксовании
6 трактора и о нахождении измеренных значений Рр и 8 в допустимых пределах или за допустимыми пределами, а также о загрузке двигателя трактора (недостаточная, нормальная или перегрузка) обрабатывается, анализируется логическимпреобразователем 6, с четырех выходов которого сигналы поступают г1о отдельности на сигнализаторы 18 — 21 блока 7 средств директивной сигнализации, находящегося в кабине трактора. В зависимости от возникающей ситуации сигнализаторы дают наглядную рекомендацию трактористу-машинисту на понижение или повышение рабочей передачи трактора, на уменьшение подачи топлива или захвата рабочих машин агрегата по глубине или ширине обработки, кооректируя тем самым изменение режима рабочего движения машинно-тракторного агрегата в нужном направлении.
Возможные эксплуатационные ситуации при работе машинно-тракторного агрегата, требующие вмешательства с целью изменения режима рабочего движения и соответствующие рекомендации трактористу-машинисту приведены в таблице. Общее число возможных ситуаций восемнадцать. Правильно установленному режиму рабочего движения соответствует ситуация, когда при максимальной подаче топлива рабочая скорость находится в пределах технологически н а допустимого интер вала, т.e. V ex (V (V ex буксование не превышает предельно допустимого (b(Fg и двигатель загружен нормально. Предварительная установка максимальной подачи топлива является обязательным условием для точного определения ситуаций и соответствующих им рекомендаций по изменению режима рабочего движения агрегата.
Блок-схема алгоритма функционирования предлагаемого устройства, реализуемого логическим преобразователем 6 контрольной информации, (фиг. 2) показывает логическую последовательность выбора рекомендации трактористу-машинисту на корректировку режима рабочего движения агрегата в ссютветствии с приведенными эксплуатационными ситуациями по результатам измерений Vp,,8 и оценки загрузки двигателя (ЗД) относительно нормальной (Н) после предварительной установки максимальной подачи топлива в двигатель трактора.
Директивная рекомендация трактористумашинисту на изменение режима рабочего движения агрегата путем переключения передачи, уменьшения подачи топлива или
6 захвата рабочих машин высвечивается одним из сигнализаторов 18 — 20 или 21 блока 7 средств директивной сигнализации в кабине трактора. После уточнения режима движения тракторист-машинист выключателем 9 может отключить логический преобразователь 6 контрольной информации и блок 7 средств директивной сигнализации, в то время как блок 5 средств контрольной сигналйзации продолжает функционировать. По мере необходимости, подтвержденной одним из указателей-сигнализаторов блока 5 средств контрольной сигнализации, тракторист-машинист с помощью включателя 9 вновь вводит в действие логический преобразователь 6 контрольной информации и блок 7 средств директивной сигнализации.
Устройство для контроля и корректировки режима рабочего движения машинно-тракторного агрегата, содержа щее датчик теоретической скорости, включатель, блоки преобразования сигналов, датчики механизма управления подачей топлива и регулятора топливного насоса двигателя и датчик действительной скорости агрегата, подключенные к информационно-сигнальной системе трактора, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности и экономичности путем оптимального выбора режимов работы, она снабжена задатчиком верхнего и нижнего уровней скорости, блоком вычисления и задатчиком верхнего уровня буксования, при этом информационно-сигнальная система включает в себя электрически связанные блок директивной сигнализации, содержащий сигнализаторы повышения и понижения передачи, уменьшения подачи топлива и уменьшения захвата рабочего органа по ширине и глубине обработки почвы, логический преобразователь и блок контрольной сигнализации, содержащий сигнализатор действительной скорости, подключенный через блок преобразования сигналов к датчику действительной скорости и задатчику верхнего и нижнего уровней скорости, сигнализатор максимальной подачи топлива, подключенный через включатель к датчику механизма управления подачей топлива, сигнализатор загрузки двигателя, подключенный через блок преобразования сигнала к датчику регулятора топливного насоса двигателя, а также сигнализатор буксования, подключенный к датчику теоретической скорости через блок вычисления буксования, связанный с задатчиком верхнего уровня буксования и датчиком действительной скорости машинно-тракторного агрегата.
1604640
Составитель А. Барыков
Редактор С. Патрушева ТехредА. Кравчук Корректор В. Гирняк
Заказ 3424 Тираж 419 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101