Направляющие скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов. Цель изобретения - повышение долговечности и точности перемещения направляющих. В направляющих скольжения подвижный элемент выполнен в поперечном сечении Т-образной формы. На неподвижном элементе по всей длине выполнен прямоугольный паз, в котором закреплена накладка, контактирующая с соответствующей плоскостью подвижного элемента. На концах подвижного элемента закреплены выступающие по длине износостойкие вставки, а ширина вставок выбирается из неравенства 0,5A*98BΑ, где B - ширина вставок A - ширина направляющих. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК цццц F 16,С 29/02 л
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
-К А BTOPCKOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4633124/25-27 (22) 06.01.89 (46) 15.11.90. Бюл. № 42 (72) И,A. Демин (53) 62> .822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 206250, кл. Г 06 С, 1966 ° (54) НАПРАВЛЯОЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов. Цель изобретения — повышение долговечности и точности перемеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и механизмах для обеспечения прямолинейного перемеще.ния узлов.
Целью изобретения являются повышение долговечности и точности перемещения направляющих.
На фиг. 1 изображены направляющие, общий вид, на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема работы направляющих.
Паправляющие скольжения имеют подвижный элемент 1, поперечное сечение которого. имеет Т-образную форму. На концах подвижного элемента на нижнем прямоугольном выступе в средней части сечения закреплено по одной износостойкой вставке 2, каждая вставка 2 выступает за габарит длины направляющей на величину h.
„„Я0„„1606768 А 1
2 щения направляющих. В направляющих скольжения подвижный элемент выполнен в поперечном сечении Т-образной формы. На неподвижном элементе по всей длине выполнен прямоугольный паз, в котором закреплена накладка, контактирующая с соответствующей плоскостью подвижного элемента. На концах подвюкного элемента закреплены выступающие по длине износостойкие вставки, а ширина вставок выбирается из неравенства 0,5 à (Ь с.а, где Ъ вЂ” ширина вставок; а — ширина направляющих.
2 з.п. ф-лы, 3 ил.
На неподвижном элементе 3 выполнен прямоугольный паз, в котором закрепле-— на износостойкая накладка 4, сопрягаемая с износостойкой вставкой.
Направляющая скольжения работает следующим образом.
В начальный момент движения или при изменении направления перемещения 4 тяговое усилие привода и сила трения С5 (фиг. 3).образуют момент, разворачи- РО вающий подвижный элемент 1 относитель но неподвижного элемента 3 на весьма малый угол р ., определяемый жесткостью привода и зазорами в соединении.
Вследствие поворота элемента 1 стык в плоскости В раскрывается (фиг.2 и
3), уменьшается площадь контакта элементов и возрастает удельное контактное давление на площадке S износостойкой вставки.
1606768
Выступающие по,л„пине подвижного элемента вставки преохраняют плоскости В от повышенного и неравномерного износа в момент возникновения максимальных контактных давлений на площадках $.
Величина допускаемого линейного износа и конструктивно заданный угол поворота подвижного элемента определя-10 ют геометрический параметр h обеспечивающий условие раскрытия стыка плоскости В до определенного состояния износа направляющих. Параметр подвижного элемента h определяется по формуле
h =
sing
0 ° 5à (b (а, где а — ширина направлякйцнх., 50
Долговечность и точность перемеще ния обеспечиваются плоскостями В элементов, которые эксплуатируются в более легких условиях, а распределение внешней нагрузки, действующей в момент поворота подвижного элемента, где I — допускаемый линейный износ 20 элемента;
К - максимальный угол отрыва одного из торцов подвижного элемента.
Для обеспечения раскрытия стыка в 25 плоскостях В направляющих величина h должна находиться в пределах 5-10 мм.
В процессе установившегося движения, когда коэффициент трения скольжения стабилен (в начальный момент щ движения коэффициент трения покоя значительно больше коэффициента трения скольжения), сила трения уменьшается и плоскости подвижного элемента входят в контакт с соответствующими плоскостями неподвижного элемента.
При этом значительно уменьшается удельное контактное давление в элементах и процесс скольжения протека- 40 ет в оптимальном рабочем режиме, .
Удельное контактное давление в плоскостях направляющих зависит от ширины плоскости Б (ширина вставок), которая выбирается в соответствии 45 с неравенсТвом
;достигается назначением геометрических параметров 11, а, Ъ.
I
Равномерный по всей длине износ . плоскостей В позволяет обеспечить необходимую точность перемещения на весь срок службы. Неравномерный по длине износ износостойких вставок и накладки восстанавливается путем их периодической замены.
Формула изобретения
1. Направляющие скольжения, содержащие неподвижный и подвижный элементы, износостойкие вставки закрепленные в торцах подвижной направляю-. щей, и износостойкую накладку, о т — л и ч а ю щ и е с я тем, что, с целью повышения долговечности и точ-. ности перемещения, неподвижный элемент выполнен с прямоугольник пазом в поперечном относительно направления перемещения сечении, износостойкая.накладка установлена в упомянутом пазу, подвижный элемент выполнен с Т-образным поперечным сечением, а каждая износостойкая вставка выполнена с выступающей за соответствующей торец подвижного элемента частью, а поверхности трения вставок сопряжены с поверхностью трения износостойкой накладки.
2. Направляющие скольжения по п. 1, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что величина выступающей sa торец подвижного элемента части каждой износостойкой:вставки определяется из соотношения
h =
sing, где I - максимальный линейный износ направляющих; еС- максимальный угол между поверхностями трения подвижного и неподвижного элементов при отрыве одного из торцов подвижногЬ элемента.
3. Направляющие скольжения по п.1, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что ширина износостойкой вставки определяется из условия
05а (Ь (а, где Ь - ширина вставки; а - общая ширина направляющих.!
60676В
Рие. 1 л4
В
Физ.2
1б 06768 фиг. Я
Составитель А. Долинский
Те ред M.Дндык Корректор А. Осауленко
Редактор А. Лежнина
;Заказ 3540
Тираж 524
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101