Шариковая опора качения для поступательного и вращательного перемещений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к шариковой опоре для поступательного и вращательного перемещений, и может быть использовано в станках, роботах, автооператорах и других механизмах. Цель изобретения - повышение надежности путем снижения потерь на трение. Шариковая опора состоит из корпуса 1, вала 2 и расположенного между ними сепаратора 3 с телами качения в виде роликов 4 и шариков 5. Шарики 5 расположены в циркуляционных каналах, образованных боковыми поверхностями роликов 4. Ширина промежутка между соседними роликами 4 меньше диаметра шариков 5. Шарики 5, передающие нагрузку, расположены между соседними роликами 4 и валом 2. Шарики 5, не передающие нагрузку, расположены с зазором между корпусом 1 и соседними роликами 4. Сепаратор выполнен в виде тонкостенной цилиндрической трубки 7, к торцам которой присоединены кольцевые элементы 8. Полукруглые выемки расположены между торцами соседних роликов. В окнах 11 сепаратора 3 выполнены продольные перемычки 12 в виде пластин прямоугольной формы, выгнутые П-образно в сторону оси опоры. Такая конструкция позволяет уменьшить трение скольжения между телами качения и сепаратором, так как нагрузка передается только через тела качения и не воспринимается сепаратором. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
119) (11) (Si)S Г 16 С 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21).4605388/31-?7 (22) 15.11.88 (46) 15.11.90. Бюп. № 42 (71) Куйбышевский авиационный институт нм. акад. С.П. Королева (72) О.Н. Выстранов (53) б21,822 ° 6(088.8) (56) Патент США № 4621875, кл. F "16 С 29/06, 1986. (54) ШАРИКОВАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО И ВРАЩАТЕЛЬНОГО ПЕРЕИЕ1ЦЕНИЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к шариковой опоре для поступательного и вращательного перемещений, может быть использовано в станках, роботах, автооператорах и других механизмах. Цель изобретения— повышение надежности путем снижения потерь на трение. Шариковая опора состоит из корпуса 1, вала 2 и расположенного между ними сепаратора 3 с телами качения в виде роликов 4 и шариков 5. Шарики 5 расположены в цир1
1606769 д 1
2 куляционных каналах, образованных боковыми поверхностями роликов 4. Ширина промежутка между соседними роликами 4 меньше диаметра шариков 5. Шарики 5, передающие нагрузку, расположены между соседними роликами 4 и валом 2. Шарики 5, йе передающие наг-., рузку, расположены с зазором между корпусом 1 и соседними роликами 4.
Сепаратор выполнен в виде тонкостенкой цилиндрической трубки 7, к торцам которой присоединены кольцевые элементы 8. Полукруглые выемки расположены между торцами соседних роликов.
В окнах 11 сепаратора 3 выполнены продольные перемычки 12 в виде пластин прямоугольной формы, выгнутые П-образно в сторону оси опоры. Такая конструкция позволяет уменьшить трение скольжения между телами качения и сепаратором, так как нагрузка передается только через тела качения и не воспринимается сепаратором. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1606769
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах станков, роботов и т.д.
Цель изобретения — повышение надеж5 ности путем снижения потерь на трение.
На фиг. 1 показана опора, разрез, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг. 1; íà ip фиг. 4 — сепаратор.
Шариковая опора качения содержит корпус 1, вал 2 и расположенный между ними сепаратор 3, в котором размещены ролики 4 и шарики 5. Ролики 4 установ-15 лены в сепараторе 3 параллельно валу
2 с возможностью вращения и контактируют с цилиндрической поверхностью корпуса 1. Центры шариков 5 находятся в плоскости, проходящей через ось вала и между двумя соседними роликами 4, оси которых равноудалены от этой плоскости (плоскость Б-Б). Illa.рики 5 размещены в замкнутых циркуляционных каналах, образованных боковы .25 ми поверхностями роликов, шарики, передающие нагрузку, расположены в продольном участке между валом 2 и соседними роликами 4 и контактируют с ними, а шарики, непередающне нагрузку, расположены в другом продольном участке, между двумя соседними роликами 4 и корпусом 1 и в переходных участках, выполненных в виде полукруглых выемок 6. Сепаратор 3 выполнен в виде тонкостенной цилиндрической трубки 7, к которой со стороны торцов присоединены два кольцевых элемента 8. Торцы цилиндрической трубки
7 входят в кольцевые канавки 9, выполненные в кольцевых элементах 8.
Крепление ощществляется с помощью лепестков 10, койцы которых отогнуты в. сторону вала. В цилиндрической трубке 7 выполнены прямоугольные окна 45
11, в которых размещены ролики 4, причем ширина промежутка межцу соседними роликами 4 меньше диаметра шариков 5. В осевом направлении ролики
4 фиксируются кольцевыми элементами
8. В окнах .11 выполнены прямоугольные перемычки 12, выгнутые П-образно в сторону оси опоры. Эти перемычки предоствращают выпадание тел качения из сепаратора 3 при отсутствии вала 2
В цилиндрической трубке 7 выполнены отверстия 13 а на перемычках 12— выемки 14, обеспечивающие воэможность прохода шариков 5 при циркуляции. г
Шариковая опора качения работает следующим образом.
При поступательном движении вала 2 шарики 5 двигаются в том же направлении, но с меньшей скоростью. Шарики
5, передающие нагрузку, толкают ненагруженные шарики 5. Таким образом осуществляетая циркуляция шариков 5, При этом ролики 4 и сепаратор 3 остаются неподвижными. Нагрузка от вала
2 через шарики 5 и ролики 4 переда-" ется на корпус 1. При вращении вала 2 шарики 5, передающие нагрузку, взаимодействуют с роликами 4. При этом сепаратор 3 вместе с шариками 5 и роликами 4 вращается по стрелке.
В предлагаемой опоре трение скольжения между телами качения и сепаратором значительно уменьшено, так как нагрузка передается только через тела качения и не воспринимается сепаратором.
Формула изобретения
t !
1. Шариковая опора качения для поступательного и вращательного перемещений, содержащая корпус, вал, ходовую часть в виде рабочих, возвратных и переходных рядов шариков, а также разделительные ролики, установленные с возможностью контакта с корпусом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения трения, она снабжена расположенным соосно с валом между рабочими и возвратными рядами шариков сепаратором, центры шариков рабочих и возвратных рядов расположены на отрезке прямой, соединяющей центры шариков с центром вала, разделительные ролики размещены в окружном .направлении между продольными рядами шариков, расстояние между боковыми поверхностями роликов по линии окружности, соединяющей центры роликов, меньше диаметра шариков, шарики возвратного ряда установлены с зазором относительно роликов, а рабочего ряда — с возможностью контакта, сецаратор выполнен в виде тонкостенной трубки с прямоугольными окнами под ролики и отверстиями для прохода шариков, расположенных по торцам трубки между прямоугол ными окнами.
2. Шариковая опора по п. 1, о т— л и ч а ю щ а .я с я тем, что,в окнах
1606769 6 равлении в виде П-образных пластин прямоугольной формы. сепаратора выполнены ограничители перемещения роликов в радиальном напА-A (0
Фиг. 2
Б-Б
Р 7
8 43
Составитель И. Теравская
Техред M.Дидык Корректор А. Осауленко
Редактор А. Лежнина
Заказ 3540
Тираж 524
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР!
13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101