Устройство для сборки агрегатов летательных аппаратов

Реферат

 

Изобретение относится к конструкциям сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении. Цель изобретения повышение точности сборки за счет исключения деформаций каркаса агрегата и сборочной оснастки, уменьшение трудоемкости сборочных работ за счет улучшения условий сборки и выемки агрегата. Устройство состоит из колонн, фиксаторов 1 каркаса и рубильников 5, причем рубильник 5 и фиксатор 1 каркаса установлены на одном винте 3, смонтированном в корпусе 10. Усилие прижима замыкается через конструкцию агрегата и рубильник на узел крепления каркаса, исключая таким образом деформирующие моменты для каркаса оснастки и агрегата. Винт 3 с фиксатором 1 каркаса, рубильник 5 и корпус 10 перемещаются с помощью одной и той же гайки 6. 10 ил.

Изобретение относится к конструкциям сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении. Цель изобретения повышение точности сборки за счет исключения деформаций каркаса оснастки и каркаса агрегата, уменьшение трудоемкости сборочных работ за счет улучшения условий сборки и выемки агрегата. На фиг. 1 изображен стапель для сборки отъемной части крыла, общий вид; на фиг. 2 сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 узел I на фиг. 2; на фиг. 4 узел II на фиг. 2; на фиг. 5 вид по стрелке Б на фиг. 3; на фиг. 6 сечение Г-Г на фиг. 3; на фиг. 7 сечение В-В на фиг. 4; на фиг. 8 узел III на фиг. 2; на фиг. 9 сечение Б-Б на фиг. 8; на фиг. 10 сечение Д-Д на фиг. 8. Устройство содержит фиксатор 1 переднего и заднего лонжеронов 2, закрепленный на винте 3 и перемещающийся вместе с винтом вдоль по его оси. На этом же винте установлена втулка 4, к которой прикреплен обводообразующий элемент (рубильник) 5. Гайка 6 служит для создания усилия прижима панели 7 и перемещения рубильника из нерабочего положения в рабочее и обратно. Штырь 8 фиксирует номинальное положение рубильника. Штырь 9 соединяет гайку 6 с втулкой 4 и корпусом 10, установленным на колонне 11. Шпонка 12 фиксирует винт 3 от поворота. Для исключения заеданий при перекосах рубильника в процессе перемещения нижняя законцовка рубильника выполнена в виде вилки 13. Винт 3 фиксируется в корпусе 10 штырем 14. Корпус 10 перемещается внутри колонны 11 по роликам 15 и фиксируется в рабочем положении с помощью направляющих штырей 16 и гаек 17. Кронштейны 18 и штырь 19 служат для соединения с колонной для перемещения корпуса 10. Устройство работает следующим образом. Сборка начинается с установки заднего лонжерона 2. Лонжерон заводится в стапель цеховым краном (не показан). Корпус 10 перемещается по роликам 15 в рабочее положение, совместно с винтом 3 проштыривается через кронштейны 18 штырем 19. Гайка 6 с помощью штыря 9 соединяется с корпусом 10 и вращением гайки 6 корпус 10 подтягивается до минимального положения, штыри 16 входят в гнезда и закрепляются гайками 17. Далее штырь 19 вынимается, вновь вращением гайки 6 винт 3 с фиксатором 1 перемещается в рабочее положение и фиксируется штырем 14. Лонжерон 2 крепится к фиксатору 1. Аналогично фиксируются остальные координатно-фиксирующие отверстия (КФО) заднего и все КФО переднего лонжерона 2 по верху и низу дужки (ВД и НД). Затем устанавливаются и крепятся средние части нервюр. Для установки панелей по ВД и НД соответствующие фиксаторы КФО переднего лонжерона 2 вместе с винтами отводятся в нерабочее положение, заводится панель цеховым краном и вновь устанавливаются фиксаторы КФО переднего лонжерона 2. Гайка 6 с помощью штыря 9 соединяется с втулкой 4 с закрепленным на ней рубильником 5 (в нерабочем положении). Вращением гайки 6 втулка 4 с рубильником 5 перемещается в рабочее положение и создается усилие прижима панели к каркасу. Штырем 8 фиксируется номинальное положение рубильника. При выемке агрегата вес его воспринимается специальной траверсой (не показана), а все фиксаторы отводятся в нерабочее положение в следующем порядке: гайкой 6, соединенной с корпусом 10, винт 3 с втулкой 4 и рубильником 5 перемещается в нерабочее положение, затем винт вместе с корпусом и кронштейнами 18 проштыривается штырем 19, вращением гайки 6 корпус смещается до выведения штырей 16 из гнезд (гайка 17 снята), штыри 19 вынимаются, и корпус вместе с винтом перемещается по роликам в нерабочее положение.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащее установленные на колоннах фиксаторы каркаса агрегата и узлы крепления обводообразующих элементов, отличающееся тем, что, с целью повышения точности сборки за счет исключения деформаций каркаса оснастки и каркаса агрегата, уменьшения трудоемкости сборочных работ за счет улучшения условий сборки и выемки агрегата, каждый из узлов крепления обводообразующих элементов выполнен в виде винтовой пары, винт которой установлен одним концом в корпусе, закрепленном на колонне, другим концом связан с фиксатором каркаса агрегата и при помощи втулки с проушиной с обводообразующим элементом, при этом гайка установлена с возможностью фиксации на втулке и корпусе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.06.1994

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2001

Извещение опубликовано: 20.10.2001