Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается ремонта машин, а именно восстановления изношенного профиля поверхности катания колес рельсового транспорта. Цель - повышение долговечности и эксплуатационной надежности колец. Колесную пару из стали марки 2 диаметром 905 мм предварительно обтачивают для восстановления геометрии профиля поверхности катания. Затем на индукционной установке нагревают до 810°С, охлаждают до 630°С, нагревают до 680°С, подстуживают в течение 15 с и ускоренно охлаждают со скоростью 50-60°С/с с момента начала перлитного превращения, далее таким же образом повторно нагревают до 810°С, охлаждают до 630°С, нагревают до 680°С подстуживают в течение 15 с и ускоренно охлаждают со скоростью 50-60°С/с с момента начала перлитного превращения, затем опять нагревают до 810°С, охлаждают до 630°С, нагревают до 680°С, подстуживают в течение 4 с и ускоренно охлаждают со скоростью 50-60°С/с. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
24 А1 (192 (112 (SS)S С 21 12 9/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И 0 1НРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4396633/27-02 (22) 25.03.88 (46) 23.11.90. Бюл. М 43 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н, Образцова (72) И.А. Иванов, Н.С. Продан, С.В. Урушев, М.М, Машнев, А.Ф. Богданов, Д.А. Жуков, С.И. Губенко, I1.В. Зимин и А,Г, Заболотнев (53) 621. 785. 376(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И- 1315077, кл. С 21 D 9/34, 1985. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ
ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕС РЕЛЬСОВОГО
ТРАНСПОРТА (57) Изобретение касается ремонта машин, а именно восстановления изношенного профиля поверхности катания .колес рельсового транспорта. Цель
Изобретение относится к области ремонта машин, а именно к восстановлению изношенного профиля поверхности катания колес рельсового транспорта, Цель изобретения — повышение долговечности и эксплуатационной надежности колес.
Проводилась обработка бывших в эксплуатации колесных пар диаметром
905 мм (сталь марки 2), Предварительно обтачивали колесную пару на токарном ста ке для восстановления геометрии профиля поверхности катания, Посповышение долговечности и эксплуатационной надежности колец. Колесную пару из стали марки 2 диаметром 905 мм предварительно обтачивают для восстановления геометрии профиля поверхности катания. Затем на индукционной установке нагревают до 810 С, охлаждают до 630 С, нагревают до 68000 подстуживают в течение 15 с и ускоренно ох I лаждают со скоростью 50-60 С/с с момента начала перлитного превращения, далее таким же образом повторно нагревают до 810 С, охлаждают до 630 С, нагревают до 680 С, подстуживают в течение 15 с и ускоренно охлаждают со скоростью 50-60 С/с с момента начала перлитного превращения, затем опять о, нагревают до 810 С, охлаждают до
630 С, нагревают до 680 С, подстуживают в течение 4 с и ускоренно охлажо дают со скоростью 50-60 С/с. i з.п. ф-лы, 2 табл. ле механической обработки на индукционной установке с рабочей частотой
2500 Гц выполняли многократную термообработку. При первых двух циклах из делие нагревалось до 810+20 С (выше Ас <) со скоростью 160+200С/с, охлаждалось в течение 6+1 с до 630+20 С (ниже Аг<), нагревалось до 680+20 С (ниже Ас ), подстуживалось в течение
9-19 с и ускоренно охлаждалось со скоростью 50-60 C/с с момента начала о перлитного превращения. При третьем цикле обработки иэделие нагревалось нее чем на 607., о чем свидетельствуют акты проведенных испытаний, изобретения
1, Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта, включающий механическую
10 обработку и многократную термообработку путем импульсного нагрева поверхностного слоя металла выше Ас,, охлаждения ниже Ar,нагрева ниже Ас подстуживания и ускоренного охлаждео ния со скоростью 50-60 С/с, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности и эксплуатаци онной надежности колес, при первых двух циклах термообработки подстужива
20 ние выполняют в течение 9-19 с, а при третьем цикле — в течение 3-6 с.
2, Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что ускоренное охлаждение начинают до момента начала перлитного превращения, Т а блица 1 е эна12 н 16 с
При этом значении остаточное напряжение примерно равно нулю. Измеряются прибором ЭРИОН-1Б при шкале до
+50 кгс/мм с точностью + 8X что дает допустимое отклонение
+4 кгс/мм, 9 — 19 с
Широкий диапазон времени начала охлаждения учитывает разные типы колесных пар (цельнокатаные, бандажные), Начало охлаждения в указанном временном интервале дает возможность получить минимальные по абсолютному значению остаточные напряжения в поверхностном слое металла для осуществления процесса дробления зерна в равнонапряженном слое металла, Так, например, для л цельнокатаных, = ь =12+Эс, для баидажных ., = ь =16+Зс.
При большом значении с остаточные напряжения могут становиться соизмеримыми от натяга бандажа различной толщины, что может привести к ослаблению посадки бандажа, Время подстуживания при первых двух циклах обработки и, л с,— "к
1 608 234 до 810+20ОС со скоростью 160+20" С/с, охлаждалось до 630+20 С, нагревалось о до 680+20 С, подстуживалось в течение
3-6 с и ускоренно охлаждалось со ско- Ф о р м у л а о
5 ростью 50-60 С/с с момента начала перлитного превращения.
В табл. 1 приведено обоснование граничных и отличительных признаков предлагаемого способа восстановления.
В табл. 2 приведено доказательство достижения положительного эффекта предлагаемого способа по сравнению со способом-прототипом.
Как видно из приведенных данных, повышение предела прочности при сохранении прежнего уровня пластичности, повышение коэффициента изменения ударной вязкости (К < ) и коэффициента повышения износостойкости (К„, ) при реализации предлагаемого способа восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта позволяют повысить долговечность и эксплуатационную належность колес не ме1
I 61)) > 234
Прг1до пже н)1е та бл . 1
4 с
Заведомо сжимающие
3 — 6 с
При любом иэ этих значе., г ний О, возникают заведомо сжимающие остаточные напряжения с максимальным зафиксированным значением
-48+4 кгс/мм, Временной диапазон 3-6 с компенсирует неточность установки спрейера по отношению к индуктору. Минимальное время начала охлаждения установлено технологическими соображениями, а наибольшее время — нецелесообразно, т.к, зто приведет к получению меньших остаточных напряжений сжатия.
Остаточные напряжения сжатия способствуют повышению износостойкости меВремя подстуживания при третьем цикле обработки
3 остаточные напряжения в сочетании с выполнением требований ТУ по твердости стали после термоуп— рочнения НВ321. Проверено экспериментально и математическим моделированием на ЭВМ СМ-4 талла.
Т 4 к„к„, 1
Обработка
850-900 18-20 36-38 1 I
930-960 17-19 30-34 1,2 1,1
1020-1056
17-19
32-34
1,5
1, l5
Редактор О, Юрковецкая
Тираж 514 Подписное комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3596
ВНИИПИ Государственного
113035, Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагтрнна, 101
Холесиая пара после механичесхон обработки беа термоупрочнения (нскодное состояние)
Нагрев выве Ac,, oxnsaaeнне ниве Аг > нагрев ниве
Ас1> подстувивание н умерейное ускоренное охлаядение со скоростью 50-60 C/ñ с момента начала перлитного превращения (прототип)
Нагрев до 810 С охлавде> ние до 630 С, нагрев до
680 С> подстузияаяие в течение 9-19 с и ускоренное охлаздение, далее нагрев до 810>С> оладее до 630 С, нагрев до 680 С, подстузивание в течение
9-19 с и ускоренное охлазденне, затем нагрев до 810 С, охлахдение до
630 С, нагрев до 680 С, подстуаиванне в течение
3-6 с и ускоренное охлахдение с момента начала перлнтного превраиения (предлагаемый способ) Составитель Т. Родина
Техред П.Олийнык Корректор С. Черни