Способ контроля погрешностей формы венца зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности путем обеспечения возможности исключения из результата измерения периодических составляющих радиального биения зубчатого колеса. Это достигается тем, что производится одновременная обработка зубчатого колеса и его модели из мягкого материала. Не снимая зубчатых колес со станка, проводят разностный контроль радиальных составляющих погрешности формы зубчтых венцов посредством специального прибора. Это позволяет исключить из результата контроля гармонические составляющие радиального биения зубчатого колеса. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

17 А1 (s1)s G 01 В 5/20

ГОСУД

ПО ИЗ

ПРИ ГК!

- 1

К АВ нию, а

Иэ нию, а роля зу

Це сти кон сти ис период биения

На контра фиг,2— н остей резуль погреш фиг.4— на бие после и ским и ющей р

Зуб следую (21) 46 (22) 21 (46) 23 (71) Ку титут (72) П. и Н.Б. (53) 53 (56) Ав сти де

1974, (54) СП

ФОРМ (57) Из

РСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

БРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Т СССР

ОРСКОЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3232/25-28

12.88

11.90.Бюл, М 43 ганский машиностроительный инс. Гудков, Л,В. Андреева, А.Н. Наумов ковенко .717.2: 621.833(088.8) улов А.Н. Контроль и оценка круглоали машин, М.: Иэд-во. стандартов, ис, 5.

СОБ КОНТРОЛЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ

I ВЕНЦА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС бретение относится к машиностроеменно к методам и средствам контбретение относится к машиностроеменно к методам и средствам контчатых колес. ь изобретения — повышение точнороля путем обеспечения возможнолючения из результата измерения ческих составляющих радиального зубчатого колеса. фиг.1 изображена схема обработки ируемого колеса и модели колеса; на хема прибора для контроля погрешормы венца колеса; на фиг,3 — график атов экспериментальной проверки остей формы зубчатого колеса; на график результатов проверки колеса иемере Б — 10 М; на фиг.5 — то же, ключения из результата математичеем первой гармонической составлядиального биения. атое колесо и его модель нарезают им образом, роля зубчатых колес, Цель изобретения— повышение точности путем обеспечения возможности исключения из результата измерения периодических составляющих радиального биения зубчатого колеса. Это достигается тем, что производится одновременная обработка зубчатого колеса и его модели из мягкого материала. Не снимая зубчатых колес со станка, производят разностный контроль радиальных составляющих погрешности формы зубчатых венцов посредством специального прибора. Это позволяет искл юч ить иэ резул ьтата контроля гармонические составляющие радиального биения зубчатого колеса. 1э.п. ф-лы, 5 ил.

Имеющие одинаковые размеры зубчатое колесо 1 и модель 2 (фиг.1) разделены промежуточной втулкой ., и устанавливаются в станочном приспособлении 4, закрепленном на планшайбе 5 станка, например зубофрезерного. Модель 2 изготовлена из материала, имеющего меньшую твердость, чем у исследуемого колеса, например из тек.столита или отожженнбго алюминия. Это позволяет в процессе обработки модели уменьшить величину, предотвратить изме- ( нение радиальной составляющей силы резания и, следовательно, устранить образование погрешностей формы венца модели 2. С помощью червячной фрезы 6 с одной настройки производят последовательное фреэерование зубьев колеса 1 и модели 2. После проведения зубофрезеро- . вания с помощью специального прибора (фиг.2) производят измерение погрешностей формы венца зубчатого колеса 1 и его

1608417 модели 2, не снимая их со станочного приспособления.

Прибор для контроля погрешностей формы венца зубчатых колес (фи..2) состоит из штанги 7, на которой с возможностью вертикальных и радиальных установочных перемещений закреплены широкий призматический измерительный наконечник 8 и упорная пластина о. Угол при вершине измерительного наконечника 8 равен 40, что обеспечивает его контакт с профилями зубьев в зоне делительной окружности. В направляющих 10, установленных на штанге

7, располагается подвижный конический измерительный наконечник 11, перемещения которого регистрируются отсчетным устройством, например индикатороМ 12 часового типа, Угол при вершине конуса измерительного наконечника 11 также равен 40 .

При проведении контроля (фиг.2) призматический измерительный наконечник 8 . устанавливается во впадине венца модели

2 по всей длине зубьев. Подвижный конический измерительный наконечник 11 контактирует с впадиной венца исследуемого зубчатого колеса 1, перемещения наконечника регистрируются отсчетным устройством 12, Постоянство положенияизмери ельного наконечника 11 по высоте венца зубчатого колеса 1 оаеспечивается упорной пластиной 9, базирующейся по торцу венца модели 2. Цикл измерений состоит в последовательном контроле всех впадин зубчатых колес. Поскольку после эубонарезания оси венцов зубчатого колеса

1 и модели 2 совпадают, а венец модели 2 практически не имеет погрешностей формы, в процессе разностных измерений отклонений расположения делительной окружности зубчатого колеса 1 и модели 2 непосредственно устанавливаются числовые значения погрешностей формы венца исследуемого зубчатого колеса. Вследствие совпадения осей венцов зубчатого колеса 1 и модели 2 периодические составляющие их радиальных погрешностей при контроле не и роя Вля ются, Пример. С целью экспериментальной проверки предлагаемого способа контроля обрабатывают зубчатое колесо m = 5 мм, Z = 28 из стали 12ХНЗА и его модель из алюминиевого сплава АЛ 9 с предваритель10

20 биениемере Б — 10 M (цена деления отсчетного устройства — 0,001 мм) в цанговой раз25

50 ным отжигом заготовки. Нарезание зубьев проводится на зубофреэерном станке модели 5К324А при подаче S = 2 мм/об и скорости резания V = 35 мlмин. Зубчатое колесо и модель устанавливаются в станочном приспособлении по схеме (фиг.1) и зажимаются гайкой. Обработка проводится за один проход при одной настройке инструмента. В качестве инструмента используется червячная одноэаходная фреза класса точности В по ГОСТУ 9324 — 80. После нарезания зубча-. того колеса и модели, не снимая их с приспособления, проводится разностный контроль отклонений формы венца зубчатого колеса и модели (фиг,3). Для оценки точности и объективности способа контроля проводят дополнительные экспериментальные работы. Исследуемое зубчатое колесо снимают со станочного приспособления, на жимной оправке проводят измерение радиального биения зубчатого венца(фиг.4).

По методике гармонического анализа из полученных данных выделяют первую гармоническую составляющую, которая вызывается при нареэании колеса эксцентриситетом между осью нареэаемого зубчатого венца и осью базового отверстия колеса. Таким путем получают расчетные значения погрешностей формы венца исследуемого зубчатого колеса (фиг,5), которые, совпадают с результатом, полученным предложенным способом, Формула изобрет ения

1, Способ контроля погрешностей формы венца зубчатых колес посредством разностных измерений, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, производят последовательную обработку зубьев колеса и модели, а погрешность формы венца зубчатого колеса определяют путем разностных измерений отклонений расположения делительных ок- . ружностей зубчатого колеса и модели, не имеющей случайных погрешностей формы.

2. Способ по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью устранения погрешностей формы венца модели при обработке, последнюю изготавливают из материала с минимальной твердостью, например из текстолита или алюминия.

1608417

1608417

Редактор А. Козориэ

Заказ 3605 Тираж 495 Подписное

ВНИЯг1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, yr.Гагарина, 101

Я

Чй

3 Q !

Составитель б, Афонский

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Э. Лончакова