Самоходный источник сейсмических колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сейсмической технике, а именно к самоходным источникам сейсмических колебаний, использующим массу транспортного средства в качестве реактивной. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение производительности. Источник содержит транспортное средство 1 с движителями 2 и излучателями 3-6. Каждое устройство установки содержит приводной рычаг 10, шестерни 14, 15, управляемые зубчатые соединительные муфты 16. С помощью последних элементов осуществляется выставка излучателя в рабочее и транспортное положения. Фиксация положения излучателей производится с помощью электрогидравлических элементов схемы источника, которые включены в гидрои электросхему транспортного средства 1. 5 ил.

СОНИ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 01 V 1/157 (2 (2 (4 (7 ст на ге (7 (5

71

ГО УДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

П ГКНТ СССР

К ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

) 4454667/31-25

) 05.07.88

) 23.11.90. Бюл. У 43

1) Харьковский политехнический интут им. В.И.Ленина и Всесоюзный чно-исследовательский институт физических методов разведки

) Н.Е.Сергиенко, M.Í.Коденко, .Худолий, Б.Г.Ваншельбойм .Б.Инеерсон

) 550.834(088.8)

) Авторское свидетельство СССР

236395, кл. G 01 V 1 /157, 30. 1 1. 84. (5 ) САИОХОДНБП ИСТОЧНИК СЕЙСИ1ЧЕСКИХ

КО БАНИЙ (5 ) Изобретение относится к сейсмиче кой технике, а именно к самоходным

2 источникам сейсмических колебаний, использующим массу транспортного средства в качестве реактивной. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности. Источник содержит транспортное средство

1 с движителями 2 и излучателями 3-6.

Каждое устройство установки содержит приводной рычаг 10, шестерни 14 и 15, управляемые зубчатые соединительные муфты 16. С помощью последних элементов осуществляется выставка излучателя в рабочее и транспортное положения. Фиксация положения излучателей производится с помощью электрогидравлических элементов схемы источника, которые включены в гидро- и электросхему транспортного средства 1. 5 ил.. 1608604

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемых на самоходных транс5 портных средствах и использующих их массу в качестве реактивной.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности, 1Î

На фиг. 1 представлен сейсмоисточник в транспортном режиме; на фиг. 2— сейсмоисточник в рабочем режиме с излучателями, загруженными весом транспортного средства; на фиг. 3— сейсмоисточник с функциональной и кинематической схемами управления приводом установки, вид спереди; на фиг. 4 — установка излучателя с собственной инерционной массой; на

20 фиг. 5 — схема системы управления.

Самоходный источник сейсмических

1 колебаний содержит транспортное средство 1 с ведущими колесными движителями 2, излучатели 3-6, включенные в 25 цепь с накопителем 7 энергии и устройством 8 управления режимом сейсмоизлучения (соединение не показано).

Конструкции механизмов установки каждого из указанных излучателей на тран-30 спортном срецстве 1 имеют идентичную конструкцию.

Излучатель 4 жестко связан с направляющей 9, в которой расположен приводной рычаг 10 и упругий элемент

11. Рычаг 10 установлен на подшипни ках 12 на полуоси t3. С рычагом 10 жестко связана зубчатая шестерня 14, а с полуосью 13 дополнительная шестерня 15. На полуоси 13 подвижно в осе- щ вом направлении установлена управляемая зубчатая соединительная .муфта 16, выступы 17 которой, расположенные с внутренней стороны движителей 2, соединенные через паз 18 с переходником

19, который связан со штоком 20.

Шток 20 и симметричный ему установле ны в двухпоршневом гидроцилиндре 21, которыи закреплен на корпусе 22 ведущего моста 23. На транспортном средстве.1 с колесной формулой 4х4 установлено два таких гидроцилиндра с двумя поршнями в каждом. Поршневые полости гидроцилиндров 21 и каждые две штоковые, связанные между собой подключены к 4-ходовому 3-позиционному электроуправляемому гидрораспределителю 24, соединенного магистралями, с гидронасосом 25 и баком 26 транспортного средства 1. При этом катушки распределителя 24 связаны через

3-позиционный включатель 27 с. аккумуляторной батареей 28. Параллельно каждой из обмоток гидрораспределителя

24 для сигнализации включены лампы

"Включено" 29 и "Выключено" 30 °

Для автоматического выключения э привода излучателя 4 в транспортном положении, введен в электрическую цепь между аккумуляторной батареей

28 и катушкой гидрораспределителя 24 выключатель 31, который установлен на кронштейне 32 рамы 33 транспортного средства 1 между верхним вертикальным положением излучателя 4 и его транспортным положением..Транспортное положение излучателя 4 фиксируется пружинными защелками 34 и 35, установленными по бортам на раме 33. Опорой излучателя 4 в транспортном режиме служит выполненный на нем выступ 36.

Форма опоры 37, в которой установлен излучатель 4, выполнена в виде усеченного сектора с грунтозацепами 38.

Рычаг 10 выполнен размером больше радиуса ведущего колеса движителя 2 и меньше его диаметра.

В рабочем положении излучателя 4 рычаг 10 воздействует на включатель

39 фиксации, который замыкает цепь, и электрический ток поступает на Р электропреобразователи исполнительного механизма 40 управления трансмиссией и тормозной системой транспортного средства 1, параллельно которым включена- лампочка 41 сигнализации.

При этом включение режима работы системы управления транспортного средства

1 осуществляется трехпоэиционным переключателем 42, который подает сигнал на задатчик 43 режима фиксации системой управления транспортного средства излучателя 4 в рабочем положении или задатчик 44 режима движения транспортного средства.

Задатчик 43 режима фиксации исполнительного механизма 40 управления

-рансмиссией и тормозной системой транспортного средства 1 содержит реле 45, которое при замыкании контактов включателей 39 фиксации рычагами 10 излучателей 3-6 и включенном переключателе 42 замыкает одн.-.временно контакты 46-49 задатчика 43 режима фиксации. Контакты 46 подают питание от аккумуляторной батареи 28 на устройст ни то ср ст на со те

Пр ва ка

Ч ют да на те сц вх тр за си по ре ср

Пе

t ет по тр ха за

Пр на се

1 за за ты да дв ющ к да ги ни да ки за на ни ни ме д ми ос

5 1608604 о управления режимом сейсмоизлуче8 состоящее из включателя 50, коый может замыкать цепь, как неподственно от механического воздей5 ия оператора, так и от радиосига (не показан) и блока 51 поджига, диняющего последовательно накопиь 7 энергии и излучателей 3-6. замыкании включателя 50 устройст- 10

8 электрический ток поступает, на ушки излучателей, которые развивамеханический импульс в грунт.

Контакты 47 через усилитель 52 за-. чика 43 подают электрический сигна электрогидравлический исполниьный механизм управления муфтой пления транспортного средства 1, дящий в механизм 40. Двигатель и нсмиссия разъединяются. 20.

Контакты 48 через усилитель 53 атчика 43 подают электрический н ал на элек тро гидравличе с кий иснительный механизм выключения пеачи коробки передач транспортного 25 дства 1, входящий в механизм 40 ° едача в коробке передач выключаЯ>

Контакты 49 через усилитель 54 ают электрический сигнал на элекгидравлический исполнительный ме изм включения стояночного тормовходящий также в механизм 40. этом транспортное средство осталивается и готово к проведению нса исследований.

При включении переключателем 42 атчика 44 режима движения реле 45 атчика 43 обесточивается, контак.—

46-49 размыкаются. Напряжение по- 40 тся на реле 55 задатчика 44 режима ения. Контакты 56-58, срабатывае одновременно, подают электричессигнал на элементы механизма 40.

Контакты 56 через усилитель 59 за- 45 чика 44 подают сигнал на электроравлический исполнительный мехам включения передачи коробки переВключается передача.

Контакты 5? через реле 60 задерж- 50 времени, усилитель 6 l, ьходящие в атчик 44, подают электрический сигна электрогидравлический исполельный механизм плавного включемуфты определения, входящий в 55 анизм 40. Происходит плавное соеение работающего двигателя с транссией. Крутящий момент через полупередается на приводные. рычаги

10, связанные через излучатели 3-6 с опорной поверхностью.

Контакты 58 через реле 62, усилитель 63, входящие в задатчик 44, подают электрический сигнал на электрогидравлический исполнительный механизм выключения стояночного тормоза, являющийся составным элементом механизма 40. Тормоза разблокируются.

Реле 60 и 62 задержки времени необходимы для обеспечения плавного трогания. Время задержки выбирается экспериментально при отладке системы.

Переключатель 42 в положении включения режима движения подает напряже-,ние также на выключателе 31,которые замыкаются выступом 36 излучателей 3-6.Пои этом необход -мо включить хотя бы один из них и напряжение подается на катушку г1щрораспределителя 24, который направляет масло в соответствующие полости гидроцилиндра 21, При этом перемещается управляемая зубчатая соединительная муфта 16 и отключается привод излучателей 3-6 от трансмиссии. Излучатели устанавливаются в транспортное положение на защелках 34 и 35. 0 включении транспортного режима сигнализирует лампа

30. Применение усилителей 51-53, 59, 61 и 63 позволяет повычить надежность и быстродействие системы, Самоходный источник сейсмических колебаний работает следующим образом.

При выходе на рабочую точку для проведения сеанса сейсмических иссле дований водитель воздействует на выключатель 27 - электрический ток от аккумуляторной батареи 28 поступает на обмотку электроуправляемого гидрораспределителя 24, и на переключатель 42, который включит задатчик

43 режима фиксации системой управления транспортного средства излучателя 4 в рабочем вертикальном положении. Масло под давлением от гидронасоса 25 из бака 26 поступает в поршневые полости двухпоршневого гидроцилиндра 21. Бток 20 и симметричный ему, воздействуя на управляемую зубчатую соединительную муфту !6, замкнет шестерни 15 и 14 и вращение от полуоси будет передаваться на рычаг

10. Излучатель 4 вместе с опорой 3/ начинает вращаться, преодолевая сопротивление пружинной защелки 34. При подходе к вертикальному положе1608604 нию противоположная излучателю 4 часть рычага 10 воздействует на включатель 39 фиксации, который замкнет цепь посредством контактов 46-49 ре.ле 45 и электрический ток поступит на электропреобразователи исполнительного механизма 40 управления трансмиссией и тормозами транспортного средства 1. При этом будет разъеди" 10 нен двигатель и трансмиссия транспортного средства 1 и включен стояночный тормозе

Источник 4 готов к проведению сеансов сейсмоизлучения, так как опера- 15 тор соединяет с помощью системы управления накопитель 7 энергии с излучателем, который развивает импульс сил в грунт. При переезде на новую точку излучатель 4 устанавливают в Z0 транспортное положение. Для этого водитель переключателем 42 переводит систему управления на задатчик 44 режима движения транспортного средства 1. При этом включается передача и колеса 2 транспортного средства, начинают совместное вращение с излучате- лями 3-6. На пути движения от верхнего вертикального положения излучателя 4 до фиксатора 34 выступ Зб воз- 30 действует на выключатель 31 вращения, который замыкает цепь обмотки электроуправляемого гидрораспределителя

24, Масло под давлением поступает в штоковые полости двухпоршневых гидроцилиндров 21. йток 20, воздействуя на управляемую зубчатую соединительную муфту 16, разъединяет шестерню

15 полуоси 13 и шестерню 14 рычага

10. Рычаг 10 с излучателем 4 устанав- 49 ливается выступом Зб на пружинную защелку 34. Сила веса излучателя меньше силы сопротивления пружинной защелки 34.

В процессе. отработки установки в . рабочее или транспортное положение излучателя 4 и др. на панели приборов транспортного средства 1 включаются сигнальные лампы 29,30 и 41, которые информируют водителя об от- 5О работке исполнительными устройствами подаваемых команд. С помощью выключателя 27 водитель может также осуществить принудительно разъединение шестерни 14 и 15 привода, что исполь55 зуется водителем при необходимости, Упругий элемент 11 служит для то.— го, чтобы в транспортном положении отсутствовал контакт колеса 2 с излучателем 4, т.е. удлиняется рычаг 10.

B рабочем режиме она сжимается от действия силы веса транспортного средства.

Формула изобретения

Самоходный источник сейсмических колебаний, содержащий колесное транспортное средство с рамой, излучателями, гидросистемой, соединенной с гидроцилиндрами, системой управления, включающей 4-ходовый 3-позиционный гидрораспределитель, электрические цепи, переключатели и систему сигнализации, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности, на излучателях по числу колесных движителей транспортного средства жестко установлены направляющие, в каждой из которых на упругом элементе смонтирован с возможностью продольного перемещения приводной рычаг, жестко связанный с зубчатой шестерней, установленной в свою очередь на полуоси транспортного средства с возможностью вращения и соосной ей, при этом на полуоси жестко закреплена дополнительная шестерня так, что она может взаимодействовать посредством управляемой зубчатой соединительной муфты с шестерней приводного рычага, а зубчатая соединительная муфта в свою очередь связана со штоком двухпоршчевого гидроцилиндра, на корпусе транспортного средства о числу его колес" ных движителей установлены с возможностью взаимодействия с выступами излучателей выключатели вращения, соединенные между собой параллельно и связанные посредством задатчика режии движения с исполнительным механизмом управления трансмиссией и тормозной системой транспортного средства, и включатели фиксации, установленные с воэможностью взаимодействия со свободным концом приводного рычага в верхней точке траектории его движения относительно транспортного средства, при этом включатели фиксации соединены через задатчик режима фиксации с элементами трансмиссии и тормозной системы транспортного средства.

1608бО4

1608604

Я$0

Составитель О.Комаров

Редактор С.Патрушева Техред M.Дидык Корректор Л.Бескид, Заказ 3615

Тираж 42О

Подписное

ВНКИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101