Опорно-поворотное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к опорно-поворотному устройству. Цель изобретения - повышение надежности, улучшение условий монтажа и эксплуатации устройства. Устройство содержит двухрельсовые круги катания и опорные катки, состоящие из обода 3 с кольцом 4 жесткости с опорой на центрирующие втулки 5 и 6. Последние охватывают ступицу 7, которая с неподвижной осью 8 образует пару скольжения. Ось 8 закреплена в сепараторе и по торцам имеет установленные в пазах уплотняющие прокладки 12 и 13. Симметрично кольцу 4 расположены пневмошины 16 и 17. Торцовые поверхности опорного катка покрыты защитными кольцами 14 и 15. При работе вертикальные и горизонтальные нагрузки, возникающие от переменного расстояния между внутренними и наружными двухрельсовыми кругами 1 и 2 катания, передаются пневмошинам 16 и 17. Для реального характера отклонений в размерах кругов 1 и 2 катания подбирается необходимая жесткость пневмошин 16 и 17, которые заполняются воздухом соответствующего давления. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1609894 А 1 (19) (11) (g1)g Е 02 F 9/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
©
C сС (X
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHHM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4425396/24-03 (22) 17.05.88 (46) 30.11.90. Бюл. Н- 44 (71) Красноярский политехнический институт (72) В.В.Иннин, А.Л.Иорозов, В.А." àé"êàëîâ и С.П.Ереско (53) 621.879 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1(947308, кл. Е 02 F 9/12, 1982.
Авторское свидетельство СССР
У 676699, кл. Е 02 F 9/12, 1979.
2 (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к опорноповоротному устройству. Цель изобретения — повышение надежности,улучшение условий монтажа и эксплуатации устройства. Устройство содержит двухрельсовые круги катания и опорные катки, состоящие из обода 3 с кольцом 4 жесткости с опорой на центрирующие втулки 5 и .6. Последние охватывают ступицу 7, которая с неподвижной осью 8 образует пару скольже1609894
10 ния. Ось 8 закреплена в сепараторе и по торцам имеет установленные в пазах уплотняющие прокладки 12 и 13.
Симметрично кольцу 4 расположены пневмошины 16 и 17; Торцовые поверхности опорного катка покрыты защитными кольцами 14 и 15. При работе вертикальные и горизонтальные нагрузки, возникающие от переменного расИзобретение относится к устройст вам для поворота рабочего оборудования горных машин, например экскаваторов.
Цель изобретения — повьппение надежности, улучшение условий монтажа и эксплуатации устройства.
На чертеже изображено опорно-поворотное устройство, сечение по диаметральной плоскости катка.
Опорно-поворотное устройство со1 держит центральную цапфу (не показана), нижний 1 и верхний. 2 двухрельсовые круги катания, опорные катки, состоящие из обода 3 с закрепленным на нем рсольцом 4 жесткости, опирающимся на центрирующие втулки 5 и 6, охватывающие ступицу 7, которая с неподвижной осью 8 образует пару скольжения ° Ось 8 закреплена в сепараторе 9 посредством болтовых соединений 10 и 11 и по своим торцам имеет установленные в пазах уплотняющие прокладки 12 и 13. Торцовые поверхности опорного катка закрыты защитными кольцами 14 и 15, жестко свя- 40 занными с ободом 3 ° В пространствах, образованных ободом 3 и ступицей 7, размещены симметрично кольцу 4 жесткости пневмошины 16 и 17, закрепленные на ободе 3 и ступице 7, с устрой- 45 ствами 18 и 19 для заполнения их воздухом. Ступица 7, центрирующие втулки 5 и 6, а также уплотняющие прокладки 12 и 13 выполнены из самосмазывающегося материала.
Опорно-поворотное устройство работает следующим образом.
Под действием привода (не показан) осуществляется вращение верхних двухрельсовых кругов 2 катания относи35 тельно нижних кругов 1 катания. Возникающая при этом горизонтальная нагрузка воспринимается центральной цапстояния между внутренними и наружными двухрельсовыми кругами 1 и 2 катания, передаются пневмошинам 16 и
17. Для реального характера отклонений в размерах кругов 1 и 2 катания подбирается необходимая жесткость пневмошин 16 и 17, которые заполняются воздухом соответствующего давления. 2 э.п. ф-лы, l ип, фой (не показана), а ве1 тикальная нагрузка (от верхнего строения машины) через верхние двухрельсовые круги 2 катания посредСтвом катг,;.. передается на нижние двухрельсов:.:.:-! .;руги 1.
Вследствие неизбежных отклонений от параллельности верхнего и нижнего кругов катания, возникающих в реальных условиях изготовлания, монтажа в условиях разреза и эксплуатации машины, при перекатывании катков возникают ударные нагрузки различной интенсивности, причем по времени не одновременные для внутренней пары верхнего и нижнего рельсовых кругов и наружной. Эти вертикальные и горизонтальные нагрузки, возникающие от непостоянства расстояния между внутренними и наружними двухрельсовыми кругами катания, а также обусловленные моментом доворачивания, вследствие необходимости одновременного прохождения катком различного пути (наружная дорожка катания длинее внутренней из-за увеличенного диаметра наружной пары рельсов) передаются пневмошинам
l6 и 17, демпфируются и в виде постоянных нагрузок воздействуют через ступицу 7 на неподвижную ось 8. В необслуживаемой паре трения ступица ось обеспечивается линейный контакт, который приводит к минимальным удельным давлениям и равномерности эпюры нагружения. При прохождении катком неровностей двухрельсового пути .обод
3 совершает колебательные движения относительно ступицы 7 с осью 8, закрепленной в сепараторе 9. Для конкретного характера отклонений от иде— альных размеров пути подбирается необходимая жесткость иневмошин 16 и 17, которые заполняются воздухом через устройства )8 )9 до необходимого уровня давления. Значительные диаметры центральных отверстий защитных ко09894
Б качестве самосмазывающегося материала используют, например,материалы группы маслянит (КСЦ, ПВ) или мо5 дифицирбванный радиационный полиэти лен.
Формула изобретения
Опорный каток собирают из составляющих путем установки на ступицу 7 центрирующих колец 5 и 6. Б месте сопряжения с кольцом 4 жесткости катка обеспечивается линейный контакт по окружности. При этом радиус скруглейия составленного из центрирующих колец 5 и 6 значительно больше радиуса скругления кольца 4 жесткости.Такое крепление — свободный сферический шарнир — обеспечивает удержание ступицы 7 в центральном положении и не препятствует свободному диаметральному перемешению ее концов. На следующем этапе сборки вставляют в полости между ободом 3 и ступицей 7 Ф симметрично кольцу 4 жесткости предварительно смазанные с диаметральных сторон (обода 3 и ступицы 7) клеевым составом пневмошины. С торцовых сторон катка закрепляют на ободе 3 защитные кольца 14 и 15 с отверстиями для вывода устройств 18 и 19 (например, золотникового типа). Затвердевание клеевого состава происходит при накачанных пневмошинах. Монтаж катка в опорно-поворотное устройство осуществляется с минимальными затратами труда при спущенных пневмошинах путем постановки катка между двухрельсовыми опорами 1 и 2 и установки в ступицу 7 оси 8 с послецующей установкой уплотнительных прокладок
l2 и 13, а также закреплением оси в сепараторе 9. При эксплуатации устройства требуется лишь периодический контроль за давлением в пневмошинах.
Составитель В.Прокофьев
Техред Л.Олийнык
Корректор A.Oñàóëåíêî
Редактор A.1 åæíèíà
Заказ 3710 Тираж 538 Подписное
ВНИИПИ Государ<.твенного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул . Гагарина, 101
5 16 лец 14 и 15 по сравнению с наружный диаметром ступицы 7 обеспечивают беспрепятственное движение в диаметральных направлениях обода 3. По мере приработки (частичного истирания дорожек катания и наружных диаметров катков) давление в пневмошинах 16 и
17 повышают.
Опорно-поворотное устройство включающее расположенные между кругами катания катки, содержащие соединенные между собой упругой связью ступицы и ободы, расположенные внутри ступиц неподвижные оси, закреплен.ные в сепараторе, о т л и ч а ю " щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, улучшения условий монтажа и эксплуатации устройства, 20 каждый каток выполнен из закрепленного внутри обода в его вертикальной плоскости симметрии кольца жесткости, охватывающих ступицу подвижных в осевом направлении центрирующих
25 втулок, образующих с кольцом жесткости шарнирное соединение, и закрепленных по торцам обода защитных колец, внутреншш диаметр которых больше наружного диаметра ступицы, при
30 этом упругая связь выполнена из прикрепленных к ступице и ободу и расположенных между кольцами жесткости, центрируюшими втулками и защитными кольцами пневмошин, причем ось на концах выполнена с лазами и связана с сепаратором посредством расположенных в упомянутых пазах уплотняющих прокладок.
2. Устройство по п.l о т л и—
4(ч а ю щ е е с я тем, что каждая пневмошпна имеет . ниппелн для заполнения ее воздухом.
3. Устройство по п.1, о т л и,— ч а ю ш е е с я тем, что ступица, 45 центрирующие втулки и уплотняющие нрокгацки выполнены и самосмазывающегося материала.