Прицепное устройство базовой балки механизированной крепи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано в комплексах, предназначенных для разработки крутопадающих угольных пластов лавами по простиранию. Цель - предотвращение искривления базы при перемещении в диагональном забое. Прицепное устройство базовой балки (ББ) 1 механизированной крепи включает связанный со штрековым удерживающим устройством корпус, в котором установлен выдвижной элемент 11. Последний соединен с хвостовой частью ББ 1 и связан со штоком гидродомкрата (ГД) 13, расположенного с завальной стороны и имеющего предохранительный клапан. Цилиндр ГД 13 прикреплен к корпусу 12. Выдвижной элемент 11 выполнен с пазами 15, а корпус 12 - с вертикальными осями 16, установленными в пазах 15 выдвижного элемента 11 с возможностью перемещения. С включением подачи гидропитания на ГД механизмов передвижения ББ 1 в лаве производится и включение питания одного или двух ГД передвижки удерживающего устройства. Производится передвижка ББ 1 на забой на величину шага передвижки после снятия комбайном очередной угольной полосы и спуска комбайна в крайнее нижнее положение. За счет того что узел крепления хвостовой части ББ 1 закрепляется на анкерном устройстве на вентиляционном штреке посредством прицепного устройства, ББ 1 находится подвешенной на вентиляционном штреке, ее надежность и работоспособность повышаются. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) OD (g1)g E 21 D 23/04, 23/14
ОПИСАНИЕ HSOBPETEHHR
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИфОИРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ FHHT CCCP
Н АЬТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4444179/23-03 (22). 30.03.88 (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (71) Донецкий государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт "Донгипроуглемаш" (72),В.В.Белов, С.М.Арутюнян, А.С.Костенецкий, M.Ä. Адасик и В.И.Шерстобитов (53) 622.284 (088.8) (56) .Авторское свидетельство СССР
Ф 1537837, кл. E 21 D 23/ 14, 1987.
2 (54) ПРИЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БАЗОВОЙ
БАЛКИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ (57) Изобретение относится к угольной пром-ти и м.б. использовано в комплексах, предназначенных для разработки крутопадающих угольных пластов лавами по простирапии. Цель — предотвращение искривления базы при перемещении в диагональном забое. Прицепное устр-во базовой балки (ББ) 1 механизированной крепи включает связанный со штрековым удерживающим устр-вом корпус, в котором установлен вьщвиж1610038
1О ной элемент 11. Последний соединен с хвостовой частью ББ 1 и связан со штоком гидродомкрата (ГД). 13, расположенного с завальной стороны и имеющего предохранительный клапан.
Цилиндр ГД 13 прцкреплен к корпусу 12
Выдвижной элемент 11 выполнен с пазами 15, а корпус 12 - с вертикальными осями !6, установленными в пазах 15 выдвижного элемента 11 с возможностью перемещения. С включением подачи гидропитания на ГД механизмов передвижеИзобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано в комплексах, предназначенных для разработки крутопадающих угольных пластов лавами по простиранию, состоящих из выемочной машины и механизированной крепи.
Целью изобретения является предотвращение искривления базы при перемещении в диагональном забое.
На фиг. 1 показано соединение базовой балки со штрековым удерживаю- 30 щим устройством; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2.
Секционированная базовая балка 1 лавной крепи снабжена трубчатой направляющей 2 для комбайна. Посредством основной несущей проушины 3 с осью 4 базовая балка лавкой крепи связана с углом 5 крепления хвостовой ее части на удерживающем устрой- 40 стве, расположенном на вентиляционном штреке. Анкерная балка 6 — секционная, стыкуемая с креплением секций друг с другом, с возможностью на. ращивания секций впереди по штреку 45 по мере работы коМплекса и съема секций позади после передвижки несущей рамы в новое положение.
Для передвижки анкерного удерживающего устройства по штреку предусмотрены два гидродомкрата: опережающий 7 и отсекающий 8, с их подвижными, расположенными и фиксируемыми в анкерной балке опорами. Наличие этих гидродомкратов объясняется не55 обходимостью удержания базовой балки крепи в диагональном забое из-за пос.тоянно действующей составляющей сил веса, направленной в сторону завала ния ББ 1 в лаве производится. передвижка ББ 1 на забой на величину шага передвижки после снятия комбайном оче-; редной угольной полосы и спуска комбайна в крайнее нижнее положение. За счет того, что узел крепления хвостовой части ББ 1 закрепляется на анкерном устр-ве на вентиляционном штреке посредством прицепного устр-ва, ББ 1 находится подвешенной на вентиляционном штреке, ее надежность и работоспособность повышаются. 3 ил. ланы вдоль продольной оси штрека.
Предполагается, что базовая балка механизированной крепи перемеща-. ется фронтально в лаве всеми гидродомкратами механизмов 9 передвижения, установленными на секциях лавкой крепи.
Секции базовой балки крепи могут быть соединены друг с другом (фиг.2) с помощью хвостовиков и двух рядов проушин с осями 10 по концам каждой секции балки. Прицепное устройство базовой балки выполнено в виде пенала, в котором выдвижная часть (хвостовик) 11 жестко прикреплена к базовой балке и в консольной своей части охватывается образующими корпус 12 двумя щеками — верхней и нижней. Корпус 12 шарнирно соединен со штрековым удерживающим устройством (трубчатая направляющая для комбайна на фиг.2 не показана).
Компенсационный гидродомкрат 13 расположен с завальной стороны прицепного устройства и снабжен предохранительным клапаном, сообщенным с поршневой полостью гидродомкрата. Одним концом (посредством штоковой проушины 14) он связан с выдвижным элементом 11 прицепного устройства базовой балки (хвостовиком), а вторым — с корпусом 12 (посредством проушины .гидроцилиндра) прицепного устройства этой балки.
Внецентренное (относительно продольной оси секций базовой балки) расположение гидродомкрата 13 и трубчатой направляющей 2 комбайна объясняется необходимостью размещения комбайна на балке с учетом обеспечения выхода его из лавы при отработке верхней части лавы, почти до проушины 3 узла крепления хвостовой части базовой балки на удерживающем устрбйстве. Однако необходимые силовые параметры гидродомкрата не позволяют
его или двух гидродомкратов с диаметром поменьше разместить их в строительной высоте базовой балки для тон" ких по мощности пластов. t0
Выдвижной элемент 11 выполнен с пазами 15 (например, с тремя), а Корпус 12 — с вертикальными осями 16.
Пазы 15 расположены вдоль продольной оси базовой балки, оси 16 установлены 15 в пазах 15 с возможностью продольного перемещения.
Предлагаемая система связи, выполненная, например, в виде трех осей и продольных пазов, предназначе- 20 на для исключения заклинивания подви1кного хвостовика предпоследней секции базовой балки в пенале последней секции базовой балки.
Разнесение осей с пазами друг от- 25 носительно друга исключает отрицательное воздействие изгибающего момента на боковые стенки пенала, тем самьм предотвращая разрыв боковых сварных швов и повышая надежность работы кон- 30 струкции .в целом.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Одновременно с включением подачи гидропитания на гидродомкраты механизмов, передвижения базовой балки в лаве производится и включение питания одного или двух гидродомкратов передвщкки удерживающего устройства, смон- gp тированных в анкерной балке на вентиляционном штреке. Первым на складывание включается передний гидродомкрат передвижки, который с помощью работы штоковай полости осуществляет пере.движку удерживающего устройства по штреку на шаг передвижки базовой балки, перемещая ее верхнюю концевую
/ часть в новое положение после.прохода комбайна .по лаве. Равномерно установленными по падению по шагу лавными гидродомкратами остальная ее часть также подается к забою. Таким образом, производится передвижка всей ба.зовой балки крепи на забой на величину шага передвижки после снятия ком- байном очередной угольной полосы и спуска комбайна в крайнее нижнее положение.
1610038 6
Назначение гидродомкрата 13 — создание возможности временного удлинения става секционированной базовой балки, балки крепи при возможндм появлении больших продольных стягивающих нагрузок на базовую балку в случае ее сторорения (своего рода яко рения) при передвижке на забой в каком-либо месте или местах в лаве.
Любая используемая для комплекса балка крепи не является абсолютно жесткой конструкцией. Она может изгибаться под действием поперечно приложенных усилий передвижки данных механизмов ее передвижки, несмотря на то, что секции этой балки связаны друг с другом посредством проушин и осей, наприте, р, в два ряда относительно продольной оси. Если такое застопорение базовой балки не будет происходить на значительных расстояни— ях по лаве от точки удержания ее, то возможно прогиба базовой балки до уровня, равного ходу передвижки домкратов, будет достаточно, для того, чтобы не потребовалось ее искусственное удлинение. Если же это будет происходить на расстояниях, при которых необходимо искусственное ее удлинение, тогда в работу будет вступать (срабатывать) предохранительный клапан, установленный на поршневой полости гидродомкрата прицепкк, базовая балка удлинится, изгибаясь, и при этом будет обеспечиваться ее целостность (отсутствие поломок).
Этот предохранительный клапан дол-. жен обеспечить усилие удержания, несколько превышающее вес базовой балки.
Для осуществления подстройки па" ложения указанного удерживающего устройства (в сочетании с которым предполагается использование, например, предлагаемого устройства) и его основной проушины (на каретке) по ширине поперечного сечения вентиляционного штрека к выходу пласта на штрек на узле крепления хвостовой части базовой балки (на удерживаемом устройстве) предусмотрены два гидродомкрата.
Гидродомкрат 13 прицепного устройства функционально позволяет осуществлять важный контроль за ее по-. ведением в лаве. Он является своеоб" разным датчиком перемещения, так как может быть установлен не только
1610038
45 в крайнем, но и в промежуточном по-1 ложении (имеется в виду определение характера, перемещения базовой балки крепи по ее продольной оси, т.е.
5 движется ли она вниз или вверх, или совершает движение в обоих направлениях при передвижке ее на забой, и с какими усилиями могут происходить эти движения). Контроль эа поведе- 10 нием базовой балки в процессе передвижки в известных комплексах еще не является удовлетворительным, а для создания работоспособных связей секций крепей, работающих с базовыми 15 балками, он несомненно окажется полезным.
Движение балки вниз относительно прицепного устройства при складывании гидродомкрата прицепки, обернуто- 20 го относительно базовой балки, благодаря наличию жесткой рамы прицепки будет означать, что .базовая балка в лаве в какой-то точке (или месте) встретила препятствие и при преодоле- 5 нии этого препятствия в гидродемкрате развиваются усилия, превышающие настроечное усилие этого гидродомкрата.
Это будет служить сигналом для оператора на штреке для принудитель- 30 ного временного выключения системы передвижки, необходимого осмотра балки в лаве, устранения препятствия и затем продолжения процесса передвиж- ки базовой балки в лаве и концевой З5 ее части по вентиляционному штреку.
При этом будет сохранена целостность ее по.прочности в стыках и связях между секциями базовой балки. Таким образом, гидродомкрат до некоторой 40 степени сыграет роль предохранительного элемента системы удержания базо" вой балки на вентиляционном штреке.
Но до возрастания этих усилий (т.е. при исчерпании хода гидродомкрата и складывания его "на жесткую") доводить систему при эксплуатации не следует. Это отключение может обеспечиваться встройкой концевого выключателя в систему. 50
Гидропитание системы может осуществляться от насосной станции лавной механизированной крепи и его устройств передвижки.
Благодаря тому, что узел крепления хвостовой части базовой балки закрепляется на анкерном устройстве на вентиляционном штреке посредством прицепного устройетва предлагаемого типа, базовая балка постоянно — и в статике, когда нет ее передвижки, и в динамике — при передвижке ее к забою, находится подвешенной на вентиляционном штреке, ее надежность и работоспособность повышаются, Это создает условия и обеспечение постоянства положения точЕк подвески секций лавной механизированной. кре— пи, что не позволяет секциям крепи сползать по падению пласта, и в конечном счете создает все предпосылки повышения эффективности, как крепления забоя, так и работы всего механизированного комплекса в лавах крутопадающих пластов при использовании преимуществ диагонального забоя.
@ормулаизобретения
Прицепное устройство базовой балки механизированной крепи, включающее связанный со штрековым удерживающим устройством корпус, в котором подвижно установлен выдвижной элемент, соединенный с хвостовой частью базовой балки и связанный со штоком гидродомкрата, цилиндр которого прикреплен к корпусу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью предотвращения искривления базы при перемещении в диагональном забое, выдвижной элемент выполнен с пазами, расположенными вдоль продольной оси базовой балки, а корпус — с вертикальными осями, установленными в пазах выдвижного элемента с возможностью перемещения, при этом выдвижной элемент соединен с хвостовой частью базовой балки жестко,.корпус со штрековым удерживающим устройством — шарнирно, а гидродомкрат расположен с завальной стороны устройства и снабжен предохранительным клапаном, сообщенным с
его поршневой полостью.
1610038
Составитель В.Пономарева
Редактор Е.Копча Техред N,Õîäàíè÷ Корректор Л.Бескид
Заказ 3717 Тираж 380 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
1»
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101