Зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Целью изобретения является расширение кинематических характеристик. Передача вращения от неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2 к цилиндрическому зубчатому колесу 4 осуществляется в результате контактирования рабочих поверхностей зубьев 5 и 3. При необходимости поворота цилиндрического колеса 4 на некоторый угол в плоскости, перпендикулярной оси вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2, вращают ходовой винт 9. При этом гайка 10 поворачивается и ходовой винт 9 перемещает вал 7 цилиндрического зубчатого колеса 4. Выполнение зубьев 3 с утонениями к внутренней окружности венца, а зубьев 5 - пространственно - бочкообразными позволяет расширить диапазон изменения угла поворота цилиндрического зубчатого колеса 4. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1610135 A 1

П9) (П) (51)5 F 16 Н 1/12 г.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г(фУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4388356/25-28 (22) 04.03 ° 88 (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (72) Н.Э.Тернюк и А,В.Устиненко (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)"- 1059324, кл. F 16 Н 1/12 1982. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к мащино— строению, а именно к зубчатым передачам. Целью изобретения является расширение кинематических характеристик.

Перадача вращения от неэвольвентпого торцового зубчатого колеса 2 к цилиндрическому зубчатому колесу 4 осущестнляется в результате контактирования

2 рабочих поверхностей зубьев 5 и 3.

При необходимости поворота цилиндрического колеса 4 на некоторый угол в плоскости, перпендикулярной оси вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2, вращают ходовой винт 9. При этом гайка 10 поворачивается и ходовой винт 9 перемещает вал 7 цилиндрического зубчатого колеса 4. Выполнение зубьев 3 с утонениями к внутренней окружности венца, а зубьев 5 — пространственно-бочкообразными позволяет расширить диапазон изменеш1я угла поворота цилиндрического зубчатого колеса 4. 1 з.п ° A-лы, 2 ил.

1б10135

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с регулируемым взаимным положением зубчатых колес.

Цель изобретения †. расширение кинематических характеристик за счет поворота цилиндрического колеса относительно неэвольвентного зубчатого колеса.

На фиг. 1 показана схема зубчатой передачи„ вид сверху; на фиг. 2 то же, общий вид.

Зубчатая передача содержит корпус

I, неэвольвентное торцовое зубчатое колесо 2 с зубьями 3, цилиндрическое зубчатое колесо 4 с зубьями 5, установленные на валах б и 7 соответственно. Зубья 3 неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2 заострены к наружной окружности венца. Кроме того, зубья 3 имеют форму с утонениями к внутренней окружности венца.

Зубья 5 цилиндрического зубчатого колеса 4 выполнены пространственнобочкообразными, Пространственная бочкообразность выполнена так, что величина бочкообразности в каждом сечении зуба 5 по высоте различна и увеличивается по мере приближения сечения к окружности вершин зубчатоrо колеса.

Цилиндрическое колесо 4 установленб в механизме смещения вокруг оси I-I, проходящей через центральную торцовую плоскость цилиндрического зубчатого колеса 4 и среднюю окружность венца неэвольвентного торцо..-3. вого зубчатого колеса 2. Ось. I-I расположена параллельно оси II-II вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2.

Механизм смещения выполнен в виде вилки 8, установленной в корпусе 1 с возможностью вращения вокруг оси I-I и зафиксированной в осевом направлении. В вилке 8 размещено цилиндрическое зубчатое колесо 4, установленное без возможности осевого смещения.

Вилка 8 приводится во вращение при помощи привода, например винтовой пары, состоящей из ходового винта 9 и гайки 10. Последняя установлена в расточке корпуса 1 с возможностью поворота вокруг оси, параллельной оси II-II вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2.. Ходовой винт 9 соединен с валом 6 цилиндри10

50 ческого зубчатого колеса 4 посредством двух опор 11 и 12 вращения и шарнира 13 между ними. Привод вилки 8 может быть выполнен по известным схемам, например, в виде гидравлического цилиндра со штоком.

Зубчатая передача работает следующим образом. э

Передача вращения от неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2 к цилиндрическому зубчатому колесу 4 и наоборот осуществляется в результате контактирования рабочих поверхностей зубьев 3 и 5, являющихся сопряженнымн.

При необходимости поворота цилиндрического зубчатого колеса 4 на некоторый угол в плоскости, перпендикулярной оси II-II вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2, вращают ходовой винт 9. При этом гайка 10 поворачивается, и ходовой винт

9 перемещает вал 7 цилиндрического зубчатого колеса 4, не нарушая цельности элементов передачи, так как ходовой винт 9 связан с валом 7 посредством бпор 11 и 12 вращения и шарнира 13 между ними ° Опоры 11 и 12 вращения дают возможность осуществить связь. между вращающимися ходовым винтом 8 и валом 7, а шарнир 13 позволчет изменять угол между ходовым винтом 9 и валом 7, что необходимо в процессе перемещения вала 7.

Ьлагодаря этому происходят вращение вилки 8 вместе с цилиндрическим зубчатым колесом 4 вокруг оси I-1 и соответственно поворот цилиндрического зубчатого колеса 4 в плоскости, перпендикулярной oou II-II вращения неэвольвентного зубчатого колеса 2.

Выполнение зубьев 3 неэвольвентного торцового, зубчатого колеса 2 имеющими форму с утонениями к внутренней окружности венца, а зубьев 5 цилиндрического зубчатого колеса 4 пространственно-бочкообразными позволяет расширить диапазон изменения угла поворота цилиндрического зубчатого колеса 4, так как обеспечивается наибольший отвод боковых поверхностей зубьев 3 и 5.

При этом правильность зацепления не нарушается, так как зубья 3 образуются в результате дв-хпараметрического огибания многозубой производящей поверхности вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, одна из которых

Фиг. р!

Составитель А.Косолапов

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор И.Касарда

Тираж 439

Заказ 3722

Подписное

И1ИИПИ 1 осударс венного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

11303 5, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г.ужгород, ул. Гагарина, 101

16101 совпадает с ее геометрической осью, а другая — с осью II-II поворота цилиндрического зубчатого колеса 4.

Аналогично образуются зубья 5 цилиндрического торцового зубчатого колеса

4. Причем для образования как зубьев

3, так и зубьев 5 используются одинаковые производящие поверхности.

Пространственная бочкообразность выбрана так, что величина бочкообразности в каждом сечении зуба 5 по высоте различна и увеличивается по мере приближения сечения к окружности вершин. Последнее обусловлено увеличеIS нием расстояния от этих сечений до оси поворота колеса в процессе двухпараметрического огибания при обра ботке.

Благодаря тому, что ось I-1 проходит через центральную торцовую плоскость цилиндрического зубчатого колеса 4 и среднюю окружность венца неэвольвентного торцового зубчатого колеса 2, цилиндрическое зубчатое колесо 4 имеет одинаковый предельный угол поворота в обе стороны.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Зубчатая передача, содержаг;ая е корпус, неэвольвентное торцовое

35 6 .:г;,,, ;;элес.- с заостренными к наружнои cкружности венца зубьями и со пряженное с ним, установленное на валу цилиндрическое зубчатое колесо с

1 продольно-симметричными зубьями, соединенное с механизмом смещения и приводом, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематнческих характеристик, механизм смещения выполнен в виде вилки, на которой закреплен вал цилиндрического зубчатого колеса, установленной в корпусе с возможностью вращения вокруг оси, про .îäÿùåé через торцовую поверхность и среднюю окружность вгнца неэвольвеитного торцового зубчатого колеса, а зубья цилиндрического зубчатого колеса выполнены нространственнобочкообразными.

2. Передача по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что привод выполнен в виде винтовой пары, гайка которой установлена в коргусе с возможностью поворота вокруг оси, параллельной оси вращения неэвольвентного торцового зубчатого колеса, а винт соединен с валом цилиндрического зубчатого колеса посредством опор вращения и шарнира между ними.