Устройство контроля и управления групповым пневматическим источником упругих волн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к морской сейсморазведке, к устройствам контроля и управления групповыми пневматическими источниками. Цель - повышение надежности и помехоустойчивости устройства при одновременном снижении энергопотребления. За счет введения токового порогового устройства отметка момента срабатывания передается импульсом тока большой амплитуды, что заведомо превышает амплитуду любой индустриальной помехи. Кроме того, применение тиристора исключает механические контакты в цепи срабатывания излучателей, что способствует сокращению времени подключения их к источнику питания. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 4 01 V 1/37
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6, Г. :Р %е
Г
1 1!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4631173/24-25 (22) 04.01,89 (46) 30 ° 11.90. Бюл. В 44 (71) Научно-производственное объединение "Нефтегеофизприбор" (72) В.И, Гуленко, С.А. Закопайко, Г.В.. Кармацкий, В.А. Шлыков и Е.I0. Якуш (53) 550.083(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1132272, кл. G 01 V 1/37; 1988.
Патент Великобритании - 1533749, кл, G 01 Ч 1/37, опублик, 1978, (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ГРУППОВЬК ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ
УПРУГИХ ВОЛН
Изобретение относится к морской сейсморазведке, к устройствам контрО» ля и управления групповыми пневматическими источниками.
Целью изобретения является повышение надежности и помехоустойчивости устройства при одновременном снижении энергопотребления.
На фиг. 1 приведено двухканальное устройство, вариант; на фиг. 2 — временные диаграммы работы его блоков.
Бортовая управляющая часть устройства (см. фиг. 1) соединена двухпроводной линией 1.1, 1.2 с каждым излучателем, в котором размещены электропневмоклапан 2.1, 2.2, тиристор
3.1, 3.2 и,::ормирователь 4.1, 4,2 отметки момента срабатывания, параллельно соединенные между собой и выхо„„BU„„1610447 д 1
2 (57) Изобретение относится к морской
1 сейсморазведке, к устройствам контроля и управления групповыми пневматическими источниками. Цель — повышение надежности и помехоустойчивости устройства при одновременном снижении энергопотребления. За счет введения токового порогового устройства отметка момента срабатывания передается импульсом тока большой амплитуды, что заведомо превышает амплитуду любой индустриальной помехи. Кроме того, применение тиристора исключает механические контакты в цепи срабатывания излучателей что способ1
O ствует сокращению времени подключения, Е их к источнику питания, 2 ил. дом линии 1.1, 1.2, а также датчик фы.
5,1, 5,2 давления, соединенный с вхо- ф дом формирователя, выход которого соединен с управляющим входом тиристора, В бортовой части устройства через уп- р равляемый ключ 6.1, 6.2, последова тельно соединенное с ним токовое пороговое устройство 7.1, 7.2 и выходом схемы управления ключом 8. 1, 8.2 выход линии 1. 1, 1.2 соединен с источником 9 постоянного тока. Один выход токового порогового устройства ер
7.1, 7.2 соединен е управляющим входом ключа 6.1, 6.2 и выходом схемы управления ключем 8.T 8,2, другой выход токового порогового устройства.
7.1, 7,2 соединен с соответствующим входом блока 10 управления, каждый выход которого соединен с входом соотВ
1610447 ветствующей схемы управления ключом
8.1, 8,2.
На фиг, 2 обозначена 11 — зависимость от времени давления воздуха в рабочей камере излучателя в процессе
его срабатывания; 12 — импульс напряжения, возникающий на обкладках пьезокерамического датчика давления, введенного в рабочую камеру излучате- 10 ля, при его срабатывании; 13 и 14 соответственно зависимости от времени тока и напряжения в линии 15 — сигнал с выхода токового порогового устройства, подаваемый на вход блока уп- 15 равления.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии все управляемые ключи 6.1, 6.2 разомкнуты, линии 20 1.1, 1.2 обесточены, По сигналу от внешнего управляющего устройства (сейсмостанция, бортовая навигационная система) в блоке 10 управления начинается отсчет задержек, индивидуаль- 25 ных для каждого канала. Длительность этих задержек при синхронной работе группы равна разности между общим заданным временем срабатывания (которое, обычно, выбирается равным 30—
40 мс) и временем срабатывания каждоГo излучателя, определенным по предыдущему "взрыву" (или по нескольким предшествующим "взрывам"), По окончании этих задержек с выходов блока
10 управления на входы соответствующих схем управления ключами 8.1, 8.2 йодаются положительные импульсы (логические единицы) длительностью около 30-40 мс, превышающей время сраба- 40 тывания излучателей, Схемы управления ключами 8.1, 8.2 вызывают срабатывание (замыкание) ключей 6.1, 6.2 и, тем самьм, подключение линий 1,1, 1,2 к источнику 9 постоянного тока 45 и подачу напряжения питания на формирователи 4.1, 4,2 отметки момента срабатывания и электропневмоклапаны
2.1, 2.2. Так как тиристоры 3.1, 3,2 закрыты, ток в каждой линии определяется, в основном, сопротивлением соответствующего электропневмоклапана и ,.оставляет не более 7-10 А, что ниже порога срабатывания токового порогового устройства 7.1, 7.2. Через 5-6 мс
55 после подачи напряжения питания электрол невмоклапаны 2, 1, 2. 2. открываются и через несколько миллисекунд после этого происходит срабатывание излучателей, что сопровождается быстрыми изменениями давления вбздуха в их рабочих и управляющих камерах (см, 11 фиг, 2) и приводит к появлению электрических импульсов на выходах датчиков давления (см. 12 фиг, 2), подключенных к входам соответствующих формирователей отметки момента срабатывания. Передние фронты импульсов на выходах датчиков при этом соответствуют началу выхлопа сжатого воздуха из рабочих камер и обеспечивают точную фиксацию моментов срабатывания излучателей, Потенциалы, возникающие при этом, на выходах формирователей отметки момента срабатывания подаются на управляющие электроды тиристоров, в результате чего они открываются и шунтируют обмотки электропневмоклапанов, вызывая резкое повышение тока в линиях 1.1, 1.2 (см. 13, фиг. 2) и, соответственно, срабатывание токовых пороговых устройств 7.1, 7,2. В результате на выходах каждого токового порогового устройства появляются сигналы, один из которых вызывает размыкание управляемого ключа и, соответственно, отключение линии, в связи с чем происходит закрытие тиристора и выключение электропневмоклапана, другой сигнал подается на соответствующий вход блока управления и служит отметкой момента срабатывания излучателя, При этом в качестве времени срабатывания каждо-. го излучателя принимается;интервал времени (см. 15, фиг, 2) от момента подачи импульса с блока управления на схему управления ключом до момента прихода сигнала с выхода токового порогового устройства,.
Формула из о бр ет ения
Устройство контроля и управления групповым пневматическим источником упругих волн, содержащее многоканальный блок управления, источник постоянного тока, по числу излучателей электропневмоклапаны, датчики давления, формирователи отметки момента срабатывания, управляемые ключи и двухпроводные линии, с входным концом каждой из которых соединен управляемый ключ, а с выходным — параллельно соединенные электропневмоклапан и формирователь отметки момента срабатывания, вход которого соединен с дат,чиком давления, о т л и ч а ю щ e e— с я тем, что, с целью повышения
1610447 надежности и помехоустойчивости устроиства при одновременном снижении.
l энергопотребления, на выходном конце каждой линии параллельно электропневмоклапану включен тиристор, управ5 ляющий электрод которого соединен с выходом формирователя отметки момента срабатывания на входном конце кажцой линии последовательно с управляемым ключом включено токовое пороговое устройство, один выход которого соединен с управляющим входом ключа и выходом схемы управления ключом, другой выход токового порогового устройства соединен с соответствующим входом блока управления, при этом кажцый выход блока управления соединен с входом соответствующей схемы управления ключом, 1610447
5 ис
73
Составитель Д. Заргарян
Техред Я.Сердюкова Корректор T
Редактор М. Бандура
Заказ 3737 Тираж 419 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101