Устройство для тепловой защиты машины постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам защиты машин постоянного тока от перегрева, и может найти применение в системах электропривода общепромышленных механизмов. Цель изобретения - упрощение схемного решения и повышение стабильности и надежности работы устройства для тепловой защиты машины постоянного тока. Указанная цель достигается за счет включения обмотки 1 добавочных полюсов, одной из наиболее подверженных тепловым перегрузкам, и термостабильного резистора 3, обтекаемых током якоря, в схему измерительного моста, дополненного постоянными резисторами 4 и 5. Равновесие указанного моста имеет место только при максимально допустимой температуре перегрева обмоток и контролируется включенным в его свободную диагональ нуль-органом 6. На его выход включено исполнительное реле 7, осуществляющее с помощью коммутационного аппарата отключение цепи якоря машины при перегреве ее обмоток выше допустимых пределов. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ (СТИЧЕСНИХ
РЕСПУБГ (Н (19) (И) Ai (51)5 Н 02 Н 5/04, 7./08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4399620/24-07 (22) 29.03;88 (46) 30.11.90. Бюл. И- 44 (71) Донецкий политехнический институт (72) В.С.Вутев (53) 62 1.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1524i26, 04.05.87.
Авторское свидетельство СССР
9 943969, кл. Н 02 Н 5/04, 1980.
Патент ПНР Р 83959, кл. Н 02 Н 5/04, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАШИТЫ
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам защиты машин постоянного тока от перегрева, и может найти применение в системах электропривода общепромышленных механизмов. Цель изобретения — упрощение
2 схемного решения и повышение стабильности и надежности работы устройства для тепловой защиты машины постоянного тока. Указанная цель достигается за счет включения .обмотки 1 добавочных полюсов, одной из наиболее подверженных тепловым перегрузкам, и термостабильного резистора 3, обтекаемых током якоря, в схему измерительного моста, дополненного постоянными резисторами 4 и 5. Равновесие указанного моста имеет место только при максимально допустимой температуре перегрева обмоток и контролируется включенным в его свободную диагональ нуль-органом 6. Ha его выход включено исполнительное, реле 7, осуществляющее с помощью коммутационного аппарата отключение цепи якоря машины при перегреве ее обмоток выше допустимых пределов. 1 ил.
1610534
Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам защиты машин постоянного тока от перегрева.
Цель изобретения — упрощение схем5 ного решения H повьппение стабильности и надежности работы устройства для тепловой защиты машины постоянного тока.
На чертеже представлена электричес-1р кая схема устройства.
Последовательно со статорной обмоткой 1, обтекаемой током якоря 2 и подверженной наибольшим тепловым перегрузкам, включен измерительный тер- 15 мостабильный резистор 3, в качестве которого может быть использован токоизмерительный шунт. Подключенные к внешним клеммам обмотки 1 и измепительного резистора 3 соединенные д1 последовательно резисторы 4 и 5 îáðàзуют мостовую схему соединения элементов, свободная диагональ которой соединена с входом нуль-органа 6, выход которого нагружен исполнитель- 25 ным реле 7.
В качестне источника с™гнала могут быть использованы любая из статорных обмоток, например обмотка добавочных полюсон компенсационная обмотка, се- ЗО риесная обмотка или их последовательное соединение, а нуль-орган 6 может быть выполнен, например„ в виде компаратора напряжения на базе микросхемы 521САЗ или заменен устройством, обеспечивающим отключение машины от питающей сети при напряжении на его входе, равном нули. Параметры резисторов 3 — 5 подбираются так, чтобы равновесие моста, образованного ими и обмоткой 1, наступало бы только при максимально допустимой температуре перегрева машины, т ° е. выполнялось бы условие
R R <, 45 где R<;КАФКА R — сопротивление соответственно обмотки и резисторов 3 — 5.
Устройство работает следующим образом.
В .номинальном режиме. баланс измерительного моста, состоящего из обмотки 1 дополнительных полюсон и резисторов 3 — 5, отсутствует, поэтому на зажимах диагонали, к которым подключен нуль-орган 6, разность потенциалон отлична от нуля, в силу чего исполнительное реле 7 находится но включенном состоянии.
При нагревании машины до максимально допустимой температуры сопротивление обмотки 1 возрастает, наступает равновесие измерительного моста, при котором независимо от значения тока в силовой цепи напряжение на его выходе становится равным нулю, что обеспечивает отключение исполнительного органа, реле 7, а следовательно, защищаемой машины от питающей сети.
Изобретение применимо для тепловой защиты машины постоянного тока, работающей как в двигательном, так и в генераторном режимах. Замена измерительных преобразователей и блока вычитаний блоком сопротивлений, три из которых являются термостабильными, и использование равновесия моста в качестве параметра, определяющего срабатывание защиты, обеспечивает повьппение стабильности работы устройства и независимость устанки срабатывания от тока силовой .цепи, а упрощение схемы и сокращение числа Функциональных элементов повышает его надежность, Ф о р м у л а и з О б р е т е н и я
Устройство для тепловой защиты машины постоянного тока, содержащее измерительный термостабильный резистор, первый вывод которого имеет клемму для подключения к питающей сети, л исполнительное реле, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения схемного решения и повышения стабильности и надежности работы, в него введены два последовательно соединенных резистора и нуль-орган, при этом свободный вывод первого из указанных резисторов соединен через термостабильный резистор с первым входом нуль-органа, второй вход которого подключен к точке соединения резисторов, точка соединения термостабильного резистора и первого входа нуль-органа имеет клемму для подключения к выводу ста-. тОрнОН машины постоянного тока, обтекаемой током силоной цепи со стороны питания, свободный вывод второго резистора имеет клемму для подключения другого вывода указанной обмотки, а к выходу нуль-органа подключено исполнительное реле.