Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. В цепи якоря 1 электродвигателя имеется пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5, а в цепи обмотки возбуждения 2 - нелинейное сопротивление 8. В диагоналях образованной мостовой схемы включены соответственно источник питания 3 и блок управления 6 тиристором 5. Блок управления 6 выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе и импульсном насыщающемся транформаторе. Благодаря непрерывному функционированию блока управления 6 и указанному его подключению повышается надежность электропривода. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 6 А1 (SS)S Н 02 Р 1/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Риг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4456161/24-07 (22) 06.07.88 . (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологичес-, кий институт электрических машин постоянного тока Прокопьевского завода

"Электромашина" (72) Я.И. Волкомирский, В.А. Гордовой, А.П. Инешин и В.А, Купер (53) 621.316. 718. 5 (088.8) (56) Справочник по проектированию электропривода, силовых и осветитель,: ных установок. Под ред. Большама Я.M. и др. M.: Энергия, 1974, с. 90-91.

Авторское .свидетельство СССР (Ф 349070, кл. Н 02 P 1/18, 1972. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электро2 технике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. В цепи якоря 1 электродвигателя имеется пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5, а в цепи обмотки

2 возбуждения — нелинейное сопротивление 8. В диагоналях образованной мостовой схемы включены соответственно источник 3 питания и блок 6 управления тиристором 5. Блок 6 управления выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе 10 и импульсном насьппающемся трансформаторе 11. Благодаря непрерывному функционированию блока 6 уп- Ж равления и указанному его подключению ур повышается надежность электр опривода. 2 ил. С

1610576

При включении источника 3 питания по цепи обмотки 1 якоря протекает пусковой ток, ограниченный по веJ :.è÷èíå пусковым резистором 4 и уменьшающийся по мере увеличения скорости вращения электродвигателя и его npoтивоЭДС. Тиристор 5 при этом закрыт, так как блок 6 управления не работает вследствие наличия на его входе напряжения нерабочей полярности, огра- г

<5 ниченного по величине падением напряжения в прямом направлении на шунтирующем стабилитроне 7.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока, Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 представлена схема электропривода; на фиг. ? — схема управления тиристором.

Электропривод постоянного тока (фиг. 1) содержит электродвигатель, первые выводы обмоток 1 якоря и 2 возбуждения которого подключены к источнику 3 питания непосредственно, а второй вывод обмотки 1 якоря через пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5. Управляющая цепь тиристора 5 подключена к выходу блока 6 управления, входная цепь кот ор or о шунтир о вана ста били тр оном

7. Второй вывод обмотки 2 возбуждения соединен с источником 3 питания через нелинейное сопротивление 8, а входная цепь блока 6 управления подключена через балластныи резистор

9 между точками соединения обмотки

1 якоря с пусковым резистором 4 и обмотки 2 возбуждения с нелинейным сопротивлением 8.

Блок 6 управления (фиг. 2) выполнен в виде, автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе 10 с импульсным насыщающимся трансформатором 11, гальванически развязанная выходная обмотка 12 которого через диод 13 и ограничительный резистор

14 соединена с управляющей цепью тиристора 5. К входной цепи блока

6 управления подключены интегрирующая RC-цепь, образованная конденсатором 15 и резистором 16, и резистивный делитель 17, 1& напряжения.

Электропривод работает следующим образом.

t0

По мере уменьшения пускового тока напряжение на обмотке 1 якоря возрастает, что приводит сначала к уменьшению величины прямого тока смещения стабилитрона 7, а затем к изменению его полярности. Соответственно, появление напряжения рабочей полярности на входной цепи блока 6 управления вызывает заряд конденсатора 15 интегрирующей цепи транзисторного блокинг-генератора, его возбуждение и подачу отпирающих импульсов в управляющую цепь тиристора 5.

Шунтирование открывающимся тиристором 5 пускового резистора 4 приводит к формированию второго броска пускового тока в цепи обмотки 1 якоря и разгону электродвигателя до установившейся скорости, стабильность которой на уровне, близком к номинальной величине, обеспечивается действием нелинейного сопротивления 8 в цепи обмотки 2 возбуждения, Блок 6 управления продолжает функционировать и по окончании пуска, что повышает надежность электропривода, работа которого становится нечувствительной к изменениям величины напряжения источника 3 питания. При значительном скачкообразном снижении этого напряжения, обусловленном, например, переключением на резервный источник питания, электродвигатель сначала кратковременно переходит в режим генераторного торможения, при котором вследствие изменения полярности якорного тока тиристор 5 запирается по анодной цепи и величина тормозного тока автоматически ограничивается на б ез опасном ур овне введением в цепь обмотки 1 якоря пускового резистора 4. Затем по окончании режима торможения и выравнивания величин противо-ЭДС и напряжения источника питания тиристор 5 автоматически открывается и шунтирует пусковой резистор 4, обеспечивая нормальное функционирование электропривода. Кроме того, связь входной цепи блока 6 управления с элементами якорной цепи и обмотки возбуждения обеспечивает контроль их исправности, чем также повышается надежность электропривода и достигается поставленная цель. формула изобретения

1. Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, первые выводы обмоток якоря и возбуждения

1610576

Составитель В. Поспелов

Техр ед М. Диды к КоРРектоР T. Малец

Редактор А. Маковская

Заказ 3744 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 которого подключены к источнику питания непосредственно, а второй вывод обмотки якоря — через пусковой резистор, шунтированный тиристором, управляющая цепь которого подключена к выходу блока управления, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены нелинейное сопротивление, балластный резистор и стабилитрон, а блок управления выполнен в виде генератора импульсов, при этом второй вывод обмотки возбуждения соединен с. источником питания через нелинейное сопротивление, а входная цепь блока управления, шунтированная ста-, билитр оном, подключ ена чер ез балластный резистор между точками соединения обмотки якоря с пусковым резистором и обмотки возбуждения с нелинейным сопротивлением.

2, Электропривод по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что блок

10 управления выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе с импульсным насыщающимся трансформатором, гальванически развязанная выходная обмотка которого

1 через диод соединена с управляющей цепью тиристора.