Система резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет расширить диапазон резонансных режимов. Система содержит резонирующую емкость (РЕ) 1 в виде параллелепипеда с впускными и выпускными отверстиями, резонансные впускные трубопроводы 4, цилиндры (Ц) 5 двигателя 6 с несовпадающими фазами впуска и связанные между собой датчик 7 частоты вращения вала двигателя 6, компаратор 8 и исполнительный механизм (ИМ) 9. РЕ 1 выполнена с подвижными продольными и поперечными перегородками, подключенными к ИМ 9 и выполненными с возможностью установки между впускными и выпускными отверстиями. При переходе двигателя на другой режим работы для обеспечения максимального наполнения Ц 5 необходимо изменить частоту собственных колебаний столба воздуха в трубопроводах 4. Это осуществляется путем изменения положения перегородок в РЕ 1, что приводит к изменению объема трубопроводов 4. 11 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„80„„1612100 (51)5 F 02 В 27/00, F 02 М 35/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М А ВТОРСМОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4381499/25-06 (22) 23.02.88 (46) 07.12.90. Бюл. № 45 (71) Горьковский автомобильный завод (72) А. В. Дубков и П. А. Куракин (53) 621.432-225.12 (088.8) (56) Патент ФРГ № 2753751, кл. F 02 М 35/10, опублик. 1980. (54) СИСТЕМА РЕЗОНАНСНОГО НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет расширить диапазон резонансных режимов. Система содержит резонирующую емкость (РЕ) 1 в виде параллелепипеда с впускными и выпускными отверстиями, резонансные впускные трубо2 проводы 4, цилиндры (LI) 5 двигателя 6 с несовпадающими фазами впуска и связанные между собой датчик 7 частоты вращения вала двигателя 6, компаратор 8 и исполнительный механизм (ИМ) 9. PE выполнена с подвижными продольными и поперечными перегородками, подключенными к
ИМ 9 и выполненными с возможностью установки между впускными и выпускными отверстиями. При переходе двигателя на другой режим работы для обеспечения максимального наполнения Ц 5 необходимо изменить частоту собственных колебаний столба воздуха в трубопроводах 4. Это осуществляется путем изменения положения перегородок в PE 1, что приводит к изменению объема трубопроводов 4. 11 ил.
1612100
Формула изобретения
3
Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с резонансными системами наддува.
Целью изобретения является расширение диапазона резонансных режимов.
На фиг. 1 показана описываемая система, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — положение регулирующих элементов (подвижных перегородок) при объединении всех цилиндров в резонирующей емкости; на фиг. 5 — то же, при объединении цилиндров в группы по три цилиндра; на фиг. 6 — то же, при объединении цилиндров в группы по два цилиндра; на фиг. 7 — то же, при разъединении каждого цилиндра в отдельную резонансную магистраль; на фиг. 8 — выполнение регулирующих элементов (подвижных перегородок) при объединении всех цилиндров в резонирующей емкости; на фиг. 9 — то же, при объединении цилиндров в группы по три цилиндра; на фиг. 10 — то же, при объединении в группы по два цилиндра; на фиг. I I — то же, при разъединении каждого цилиндра в отдельную магистраль.
Система резонансного наддува содержит резонирующую емкость 1 в виде параллелепипеда с впускными и выпускными отверстиями 2 и 3, резонансные впускные трубопроводы 4, цилиндры 5 двигателя 6 с несовпадающими фазами впуска и связанные между собой датчик 7 частоты вращения вала двигателя 6, компаратор 8 и исполнительный механизм 9. Впускные и выпускные отверстия 2 и 3 размещены на боковых сторонах 10 и 11 резонирующей емкости 1. Резонансные трубопроводы
4 подсоединены к выпускным отверстиям
3 резонирующей емкости 1 и к цилиндрам 5 двигателя 6. Резонирующая емкость 1 выполнена с подвижными продольными и поперечными перегородками
l2 и 13. Количество впускных отверстий
2 выполнено равным количеству выпускных отверстий 3, а каждое впускное отверстие 2 расположено вблизи одного из выпускных отверстий 3. Подвижные перегородки 12 и 13 подключены к исполнительному механизму 9 и выполнены с возможностью установки между впускными и выпускными отверстиями 2 и 3.
Система ра ботает следующим образом.
От всасывающего действия поршней, движущихся в цилиндрах 5 двигателя 6, в резонансных впускных трубопроводах возникают вынужденные колебания столба воздуха (или топливовоздушной смеси). При совпадении собственной частоты колебаний с одной из гармоник вынужденных колебаний развиваются резонансные колебания, что способствует максимальному увеличению наполнения цилиндров 5 воздухом (или смесью).
При переходе двигателя 6 на другой режим работы происходит изменение частоты вынужденных колебаний. Для обеспечения максимального наполнения цилиндров 5 необходимо изменить частоту собственных колебаний столба воздуха в трубопроводах
4. Это осуществляется путем изменения положения продольных и поперечных перегородок 12 и 13 в резонирующей емкости
1, что приводит к изменению объема трубопроводов. В этом случае сигнал от датчика
7 частоты вращения вала двигателя поступает в компаратор 8. На основании сравнения показаний датчика 7 и предварительно заложенных данных о назначенных границах скорости режимов в момент прохождения этих границ вырабатывается команда, которая поступает в исполнительный механизм 9. В зависимости от полученной команды исполнительный механизм 9 устанавливает перегородки 12 и 13 в определенные положения.
Вследствие изменения положения подвижных перегородок 2 и 13 происходит перераспределение цил и ндро в 5 в группы, объединенные автономными, акустически равноценными резонансными системами. При этом трубопроводы 4 связаны между собой через впускные и выпускные отверстия 2 и 3, размещенные на боковых сторонах
10 и 11 резонирующей емкости 1.
Таким образом, перераспределение цилиндров 5 по группам в процессе работы двигателя 6 позволяет независимо от изменения частоты вращения вала двигателя
6 сохранять постоянной (с небольшйми отклонениями в границах назначенных скоростных режимов) величину частоты вынужденных колебаний столба воздуха (или топливовоздушной смеси) для любых вновь созданных автономных резонансных систем.
Это позволяет получить резонансные колебания с максимальной амплитудой (или близкие к ним) во всем диапазоне режимов работы двигателя 6, чем достигается максимальное увеличение наполнения цилиндров
5 двигателя 6.
Система резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащая резонирующую емкость в виде параллелепипеда с впускными и выпускными отверстиями, размещенными на его боковых сторонах, и резонансные трубопроводы, подсоединенные к выпускным отверстиям резонирующей емкости и к цилиндрам с несовпадающими фазами впуска, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона резонансных режимов, система снабжена связанными между собой датчи ком частоты вра щения
1612100
12 1 вала двигателя, компаратором и исполнительным механизмом, резонирующая емкость выполнена с подвижными продольными и поперечными перегородками, причем количество впускных отверстий выполнено равным количеству выпускных, каждое впускное е отверстие расположено вблизи одного из выпускных отверстий, а подвижные перегородки подключены к исполнительному механизму и выполнены с возможностью установки между впускным и выпускным отверстиями.
1612100
1612100! 612100
Фиг. 77
Составитель В. Козлов
Редактор Л. Гратилло Техред А. Кравчук Корректор В. Гирияк
Заказ 3821 Тираж 442 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101