Подпятник
Реферат
Изобретение относится к тепло- и гидроэнергетике и может быть использовано при изготовлении подшипников, воспринимающих осевые усилия, в быстроходных машинах. Цель изобретения - повышение работоспособности, грузоподъемности за счет улучшения циркуляции масла. При вращении пяты 6 с обечайками 7 и 8 и лопатками 9 масло, находящееся в ванне, за счет вязкости приводится во вращательное движение. Лопатки 9, находящиеся на внутренней части пяты 6, работают, как центробежный насос, и заставляют масло, находящееся на их внешней части, двигаться по касательной. Вектор скорости частиц масла совпадает с осью межсегментного канала. Гидравлическое сопротивление этого канала уменьшается. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения с поворотными сегментами, и может быть использовано в тепло- и гидроэнергетических установках с вертикальной осью вращения для восприятия осевых усилий и в быстроходных машинах. Целью изобретения является повышение работоспособности и грузоподъемности путем улучшения охлаждения подпятника за счет улучшения циркуляции масла. На фиг. 1 изображен предлагаемый подпятник, общий вид, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Подпятник содержит корпус 1 подпятника, расположенный в масляной ванне 2, на котором установлены болты 3 со сферической опорной поверхностью, опорные элементы 4 и сегменты 5, имеющие в плане форму части кольца с двумя острыми углами, один из которых образован между внутренней радиусной и передней боковой поверхностями, а другой - между наружной радиусной и задней боковой. На сегменты 5 опирается пята 6, на внутренней части которой установлены обечайка, состоящая из верхнего 7 и нижнего 8 колец и лопаток 9, соединяющих кольца 7 и 8. В масляной ванне 2 установлен охладитель 10. Сегменты конструктивно выполнены так, что боковые кромки входные "а" и выходные "б" двух соседних сегментов образуют межсегментный канал прямоугольного сечения, ось симметрии которого расположена в плоскости касательной к окружности, проходящей по периферии лопаток 9, установленных между кольцами 7 и 8 обечайки. Предлагаемый подпятник работает следующим образом. При вращении пяты 6 масло, находящееся в ванне 2, приводится во вращение и лопатки 9, работающие, как центробежный насос, перемещают масло по касательной, по стрелке "в", направляя его в межподушечное пространство. В силу того, что конструкция подушек выполнена такой, что ось межсегментного канала совпадает с вектором скорости частиц масла, движущихся под действием центробежных сил, гидравлическое сопротивление этого канала будет незначительным, что ведет к улучшению циркуляции масла в подпятнике, увеличению скорости прохождения масла по межсегментному каналу, а следовательно, и к увеличению теплоотвода с поверхностей трения. В результате повышается работоспособность и грузоподъемность объекта в целом. Объект обеспечивает перераспределение направления векторов скорости частиц масла, вовлекаемых пятой в зону трения, и при выходе из нее, как показано на фиг. 2, оно уменьшает потери на трение. Наибольшие потери на трение происходят при турбулентном движении жидкости, что обычно имеет место на входе в зону трения, т. е. вблизи входной кромки пяты. Турбулизация потока смазки на входе в зоне трения есть функция величины вектора скорости V4, перпендикулярного к передней кромке "а" сегмента, но так как входная и выходная кромки сегмента расположены под углом к радиусу, то величина вектора нормальной скорости V4 намного меньше суммарного вектора скорости V3, получаемого сложением векторов скорости пяты V1 и частиц масла, движущихся в межподушечном канале V2. Аналогичное соотношение скоростей имеет место и на кромке пяты. Возникновение насосного эффекта прокачки смазки по межсегментному каналу за счет возможности выделения составляющего вектора V5 движения частиц масла под действием скорости V1, образуемой вращением пяты 6, улучшает циркуляцию масла. Конструкция подпятника тем эффективнее, чем больше линейная скорость на периферии лопаток 9, например в паровых и газовых турбинах, а также в турбокомпрессорах и гидроагрегатах. (56) Александров А. Е. Подпятник гидроагрегатов. М. : Энергия, 1975, с, 36, рис. 3.2.
Формула изобретения
ПОДПЯТНИК, содержащий корпус, пяту, опорные элементы, ванну с охладителями, сегменты, форма каждого из которых в плане очерчена входными и выходными боковыми кромками и дугами внешней и внутренней концентричных окружностей торцовых поверхностей, отличающийся тем, что, с целью повышения работоспособности и грузоподъемности за счет улучшения циркуляции масла, он снабжен установленными на внутренней поверхности пяты обечайками с жестко закрепленными лопатками, при этом оси лопаток расположены перпендикулярно пяте, высота лопаток равна толщине сегментов, по форме каждый сегмент выполнен с двумя острыми диагонально расположенными углами: одним - со стороны входной кромки и внутренней торцовой поверхности, а другим - со стороны выходной кромки и внешней торцовой поверхности сегмента, взаимообращенные входная и выходная кромки каждых двух соседних сегментов параллельны одна другой, расстояние между ними равно расстоянию между наружной поверхностью каждой из лопаток и внутренней торцовой поверхностью обращенного к ней сегмента, а ось симметрии межсегментного пространства расположена по касательной к окружности, очерчивающей эти лопатки по их периферийным участкам.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000
Извещение опубликовано: 20.03.2000