Устройство для освещения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам внешнего освещений транспортных средств и является дополни- . тельным к авт.св. № 1541463. Цель изобретения - улучшение светотехнических характеристик режимА дальний : свет. Система освещейия транспортного средства включает источник I света с телом 2 накала, установленном в одном из Фокусов, например 3, устройства 4 для концентрации светового потока, выполненного в виде эллипсоидного отражателя, в другом фокусе 5 которого размещен входной конец 6 системы 7 световодов, состоящей из частей 6,8,9,10,11 ,12,13, соединенных переключателями 14,15,16. Причем часть 6 соединена с частями 8 и 13 через переключатель 14, часть 8 с частями 9 и-12 переключателем 16. Выходные части 10,11,12 объединены и образуют единый торец 17, установленный в фокальной плоскости рассеивателя 18, а выходной торец части 13 в фокальной плоскости рассеивателя 19. 8 Ш1. С

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБ ЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Н-.

М А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ !

". Фиг. 1 (46) 07.03.93,Бюл. М 9 (61) 154!463 (21) 4621.153/07 (22) 19,12.88 (71) Научно-производственное объединение по автоэлектронике и авто" тракторному электрооборудованию (72)- Л.Г.Новаковский и Б.С.Кокотов (56) Авторское свиДетельство СССР >

9 1541463, кл. F 21 И 3/00, 1988..

I (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к тран= снортной светотехнике, а именно к устройствам внешнего освещения транспортных средств и является дополни- . тельным к авт.св. II> 1541463. Цель изобретения " улучшение светотехнических характеристик режима "дальний

„„SU„, 1612684 A 2 (51)5 F 21 М 3/00 F 21 Q 3/00 свет . Система освещения транспортноч го средства включает источник 1 света с телом 2 накала, установленном в одном из фокусов, например 3, устройства 4 для концентрации светового потока, Выполненного в виде эллипсо" идного отражателя, в другом фокусе 5 которого размещен входной конец 6 системы 7 световодов, состоящей из частей 6,8,9,10,!I,12,13, соединенных переключателями 14,15,16. Причем часть б соединена с частями 8 и 13 через переключатель 14, часть 8 с частями 9 и- 12 переключателем 1б; Выходные части !0,11,12 объединены и образуют единый торец 17, установленный в фокальной плоскости рассеивате- @ ля 18, а выходной .торец части !3 в фокальной плоскости рассеивателя )9.

8 ил. C

161 2684

Изобретение относится к транспортной светотехники, а именно к устройствам внешнего освещения транспортн111х средств, к методам формирования различных режимов освещения и методам управления световым пучком„ и является дополнительным к авт.св, М 1541463, Целью изобретения является расши"

10 рение функциональных возможностей эа с ет улучшения светотехнических ха". рактеристик режима дальний свет

11 11

На фиг.l показана принципиальная светооптическая схема системы освещения; на .фиг.2- вид А на фиг.! (выходной торец cHcTeMbl световодов„ обеспечивающий работу системы в режимах "ближний свет", "противотуманное

11 11 Ill освещение, предупредительный свет ) в20 на фиг.3 — вид Б на фиг. II (выходной торец системы световодов, обеспечи-. вающий работу системы в режиме "дальний свет"); на фиг.4 †. переключатель, вид сверху; на фиг.5 — сечение В-В на фиг.4 (переключатель); на фиг,б сечение Г-Г на фиг.5 (переключатель третьего типа); на фиг, 7 — сечение переключателя второго типа горизон-. тально-проецирующей плоскостью; на фиг.8 — схема управления системой освещения, Система освещения транспортного средства включает источник 1 света с телом 2 накала, установленным в одном из фокусов,1 например 3, устройства 4 для концентрации светового потока, выполненного в виде эллипсоида илн совмещенных эллипсоидных поверхнос" тей В другом фокусе 5 KQTopol o раз 40 мещен входной конец б системы световодов 7, состоящей из частей 6 8 9, 10,11,12,.13, соединенных переключателями 14 15,16. Причем часть 6 систе" мы световодов У соединена с частями 8 и 13 через дополнительный переключатель 14 часть 8 с частями 9 и 12 переключателем 15, часть 9 с частями 10 и ll переключателем 16.

Выходньге концы частей 10,11,12 системы 7 световодов объединены и образу= ют единый торец 17, установленный в фокальнай плоскости рассеивателя 18, выполненного в виде кондеисорной линзы, а выходной конец дополнительного световода 13 установлен в фокальной плоскости дополнительного рассеивателя 19. Торцы 20,21,22 (фиг.2) соотвыходных ча .ген IO,II,,I2,системы световодов / имеют различные конфигурации: торец 20 части 10форму прямоугольной трапеции, торец 21 части 11 — треугольную форму, торец 22 части 12 — прямоугольную, при этом линии 23-26 образуют конфигурации, совгадающие по форме с формой создаваемых режимов светораспределения:

23-25 — ближнего света, 23-24 — противотуманного, 26 - предупредительного света, а торец 27 части 13 имеет конфигурацию, соответствующую форме и угловым размерам светораспределения

"дальний свет".

Переключатель представляет собой устройство с одним оптическим входом, двумя оптическими выводами и по крайней мере одной электрической цепью управления. В зависимости от наличия или отсутствия электрического сигнала в цепи управления световой поток направляется на один или два выхода.

Можно выделить три типа переключа" телей.

Первый тип — с одной цепью управления, при отсутствии управляющего сигнала световой поток разветвляется на оба выхода, а при наличии управляющего сигналй световой поток. проходит на один из выходов.

Второй тип — с одной цепью управления, при отсутствии управляющего сигнала световой поток проходит на один из выходов, а при наличии управляющегоо сигнала - í а другой выход, Третий тип — с двумя цепями управления, при отсутствии управляющего сигнала в обеих цепях. управления све. товой поток разветвляется на оба выхода, при наличии управляющего сигнала в первой цепи управления световой .поток проходит только на один иэ двух выходов, а при наличии управляющего сигнала во второй цепи — на другой выход. Одновременное появление управляющих сигналов на обоих цепях управления должно блокироваться электрической схемой управления.

Конструктивная реализация переключателей может быть различной.

В предложенных вариантах системы ,освещения могут использоваться в раэ" личных сочетаниях переключатели любого типа. В зависимости от того, какой конкретно тип переключателя ис пользуется в данной схеме, варьирует-. ся подключение частей системы свето5 16! 2б водов к соответствующему переключателю, а также переключение цепей управ. ления переключателями к электрической схеме управления. Общий принцип формирсФания светового потока с помощью

5 световодов и управления его распрост ранения по направлению с помощью оптических переключателей остается при этом неизменным, а приведенные варианты следует считать одними из воз- : можных реализаций;

Конструкция переключателя первого типа:показана в основном изобретенйи .и представляет собой управляемый электромагнитом перекидной клапан..

Конструкция переключателя третье=

ro типа (фиг.4,5,6) содерЖит обойму 28 с радиальными отверстиями 29, 20

30,31 для установки входных или sb>ходных концов частей системы 7. световодов, расположенными по окружности . через 120, установленный в обойме 28 по скользящей посадке сердечник 32, 25 в котором.под теми же углами выполне" ны радиальные отверстия, сообщающиеся между собой в центре сердечника 32.

В этих отверстиях уложен раздвоенный световс,.;ный пучок с ветвями 33(общая . ветвь) 34,35 ° Ветви 34 и 35 -образованы половиной волокон общей ветви 33.

В центре сердечника 32 смонтирована ось 36 (фиг.5) с приводной шестер- ней 37. На крьппке 38 сердечника 32 yc тановлен электромагнит 39, на штоке которого выполнена рейка 40, входящая в зацепление с приводной шестерней 37. При установке общей ветви 33, напротив входного отверстия 29 с установленным в нем входным концом. соответствующей части системы 7 свето. йодов, световой поток, подводимый через эту ветвь, расщепляется на две раг,ные части и распространяется ао . . 4 ветвям 34,35 переключателя к входным . концам соответствующих частей систе- . .мы световодов, установленных в отверстиях 30 31. Для переключения направления распространения, проводимого к входу 29 светового потока по одной из выходных частей системы световодов 7, т.е. на выходные отверстия 30 или 31, сердечник 32 йоворачивают либо против часовой стрелкй, либо по йей до совмещения положения либо ветви 34 либо 35 с выходным концом части системы световодов 7,установленной в отверстии 29.

84 б

Конструкция переключателя второго типа (фиг.4,5,7} может бв1ть вмнолненя аналогично с той лишь разницей, что сердечник 32 имее т две радиальных ветви 33 и 34, расположенных друг от е друга под 120 по окру:.;ности н может только переключать направление прохождения светового потока от входа 29 либо на выход 30, либо на выход 3!.

В i редлагаемой конструкции системЫ освещения переключатель 15,16 выполнен третьего типа,.а 14 — второго типа.

Эпектрическая схема (см.фиг.8) управления системой освещения содержит источник 1 света, подключенный через ключевой элемент 41 к источнику 42 питания, коммутационный блок 43 с выводами ПС, ПТ, БС, ДС для управления режимами соответственно предупредительным, противотуманным,- блккним и дальним светом.

Каждый из выводов блока 43 связан с управляющей цепью ключевого элемента 41 через диоды 44-47.

Цепь управления переключателя 14 соединена с выводом ДС, переключателя 15 — с .выводом ПТ, а переключателя 16 - с выводом . ПС.

Влок 42 содержит выключатель 48, переключатель 49 режимов:: узел 50 управления "предупредительным светом,! включаемый по сигналам с датчиков давления масла,. пучкого тормоза, нейтрали коробки передач и др.

Устройство работает следующим образом.

При включении любого из режимов. противотуманного, предупредительного, ближнего или дальнего света,напряже" ние через один из диодов 44-47 подается на управляющую цепь ключевого элемента 41, который замыкает цепь .источника 1 ""света, излучающего световой поток, который с помощью устрой.ства 4 концентрируется на входном конце 6 системы световодов 7. В режиме предупредительного света иа переключатели 14,.15, 16 напряжение не подается, поэтому световой поток проходит по частям 8-12, формируя на торцах 20,21,22 светораспределение, преобразуемое после проецирования линзовым рассеивателем 18 в светораспределение предупредительного света.

В режиме противотуманнога света напряжение подается на переключатель 15.. Поэтому световой ноток нро1612684

Нид4 гг ® д

Фиг.2 лв ходит по частям 18, 12, образуя на торце 22 светлую зону с границами со" ответствующими светораспределению противотуманного освещения, реализуемого окснчательно проекцией этого изображения линзовым рассеивателем !8.

В режиме ближнего света напряжение подается на переключатель 16, поэтому световой поток проходит по частяй

8,9,12,11, формируя на торцах 21,22 изображение с соответствующей режиму

"ближний Свет" конфигурацией границ.

Лроекция этого изображения линзовый рассеивателем 18 формирует окончагельно этот режим светора.спределения.

В режиме дальнего света напряжеwe подается на разветвитель пере" ключатель 14, поэтому световой поток проходит по части 13, формируя на торфе 27 изображение с конфигурацией и угловыми размерами, соответствующими режиму дальнего света, В этом случае проецирование иэображения, сформи" 25 рованного на торце 27, части IÇ системы световодов 7 осуществляется линзовым рассеивателем 19.

Формула изобретения устройство для освещения транспортного средства по авт.св. Р 1541463, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет улучшения свето" технических характеристик режима

"дальний свет", оно снабжено .дополнительным световодом, рассеивателем и дополнительным переключателем направления светового пучка, причем указанный дополнительный переключа- . тель подключен во входную ветвь системы световодов, а входной торец указанного дополнительного световода подключен к дополнительному переключателю, при этом выходной торец дополнительного световода установлен н фокальной плоскости указанного. дополнительного рассеивателя и по форме и угловым размерам соответст" вует конфигурации светораспределени дальний свет

Фи8. Л

В-8

57

Я H

СоставителЬ Н.Кузина

Техред M.Ходанич Корректор A. Осауленко

Редактор Н.Тимонина г"

Заказ 1956 Тираж . .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета па изобретениям и отКрытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рдушская наб., д. 4/5

Производственн.э-издательский комбинат "Патент", г. Узтород, ул. Гагарина, 101 ч Я )ф

Фиг. б

Юд Ю4 фиг. 7