Ледокольное судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судам ледового плавания. Цель - повышение эффективности разрушения льда как при прямом ходе на циркуляции, так и при заднем ходе. Кормовая часть корпуса судна на участке выше ледокольной ватерлинии 1 выполнена с боковыми уступами для раскалывания льда при движении с опущенной за счет неудифферентованности (ватерлиния 3.1) или балластировки (ватерлиния 3.2) кормовой частью. Ширина корпуса в зоне уступов больше, чем ширина носовой части корпуса в районе ледовой ватерлинии. 7 ил.

COOS СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ())5 В 63 В 35/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К AATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (21) 4202445/27-11 (22) 29.04.87 (31) 87103459 ° 1 (32) 10.03.87 (33) кР

: (46) 07.12.90. Бюн. Р 45 (71) Тиссен Нордзееверке ГмбХ (DE) (72) Гюнтер Варгес (DE)

I (53) 629.124. 791 (088.8) (56) Патент СССР N 1308188, кл. В 63 В 35/12, 1981.

„„ЯО„„1612994 - A3 г (54) лкдокольнок судно (57) Изобретение относится к судам ледового плавания. Цель — повышение эффективности разрушения льда как при .прямом ходе на циркуляции, так и при заднем ходе. Кормовая часть, корпуса судна на участке выше ледокольной ватерлинии 1 выполнена с боковыми уступами для раскалывания льда при движении с опущенной за счет неудифферентованности (ватерлиния 3.1) или балластировки (ватерлиния 3.2) кор- мовой частью. Ширина корпуса в зоне уступов больше, чем ширина носовой . части корпуса в районе ледовой ватер-. линии. 7 ил..1612994

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам ледового плавания.

Целью изобретения является повыше5 ние эффективности разрушения льда как при прямом ходе в режиме циркуляции, так и при заднем ходе.

На фиг,1 показано ледокольное судно с обозначенной нормальной ле1 докольной ватерлинией, неудифферентованной леДокольной ватерлинией и опущенной ледокольной ватерлинией, вид сбоку; на фиг.2 — ватерлинии известных ледокольных судов с различ- 5 ными формами носовой части судна, виды сверху; на фиг,3 — ледокольное судно с обозначенной нормальной ледо-. кольной ватерлинией и неудифферентоBGHHoH JIepoIcoJIbHoA ватерлинией вид 20 с б оку; на фиг . 4 — то же, при движении вп еред при нормальной ледокольной ватерлинии, вид сверху; на фиг.5 — то же, при движении назад при неудифференто ванной ватерлинии; на фиг,б — то же, для циркуляционного движения. вперед во льду с предусмотренными сбоку на клрпусе судна на участке его задней части уступами для раскалывания льда j на фиг. 7 — гребной винт рулевого винта, вид сверху.

На фиг.1-7 приняты следующие обозначения: позицией 1 обозначена нормальная ватерлиния, позицией 2 — направление движения ледокольного суцна, позицией 3.1 — неудифферентованная ледокольная ватерлиния, позицией

3,2 — опущенная ледокольная ватерлиния с предусмотренными сбоку на задней части корпуса судна уступами

4 для раскалывания льда и позицией

5 — полученные посредством действия уступов 4 льдины, Ледокольное судно содержит корпус 6 судна, передняя часть которого обозначена позицией

7, а его задняя часть — позицией 8, нос судна обозначен позицией 9.

На фиг.1 и 2 показано растущее улучшение мощности раскалывания льда от ватерлинии формы а через ватерлинию формы б до ватерлинии формы в, которая является наилучшей формой ватерлинии известных конструкций корпуса судна. На фиг.3-,5 на примере рассмотренного вначале известного ледокольного судна показан процесс; раскалывания льда при движении впе1 ред (фиг.4) при нормальной ледоколь ной ватерлинии 1 и при движении назад (фиг. 5) при неудифферентованной ледокольной ватерлинии 3.1, при этом очевидным является то, что при движении вперед в ледяном покрове образуется гладко вырезанный, свободный от льда проход и равномерно оформленные приблизительно прямоугольные льдины 10 поступают вбок под, нерасколотый ледяной покров и удаляются из зоны гребного винта судна. При движении назад с опущенной до ватерлинии 3. 1 кормой во льду образуется проход, который допускает прохождение образующих самый широкий участок корпуса судна находящихся на носу ре- жущих кромок в проделанном проходе.

Имеющиеся у известных ледокольных судов недостатки устраняются при эксплуатации ледокольного судна, выполненного соответственно представленной на -фиг.б конструкции. Задняя часть 8 корпуса 6 ледокольного судна предусмотрена с уступами

4 для раскалывания льда, которые выполнены по обеим сторонам корпуса

6 судна на участке задней части кррпуса судна. Полученная посредством уступов 4 наибольшая ширина б прохода больше по величине, чем наибольшая ширина В передней части судна, так что с помощью уступов или соответствующих уступов при неудифферентованной задней части 8 судна осуществляется другой расширяющий проход и снижающий циркуляцию процесс раскалывания льда. Задняя часть 8 судна (фиг.б) может иметь большую ширину, чем ширина передней части 7 судна. Участки 11 и 12 ватерлинии в области задней части 8 судна переходят в выступающие в,сторону, т.е. в расширяющиеся участки 13, так что ватерлинии задней части 8 судна имеют приблизительно лепесткообразное расширение, при этом однако конст« рукция задней части судна может иметь также другую форму, чем показано на фиг.б. Переходы боковых участков 11 и 12 судна в зоне участков 13 могут переходить прямолинейно в частично эллиптический профиль, однаl ко по гидродинамическим причинам предпочтительно предусматривать дугообразные участки, которые обладают действием скользящей поверхности. Конструкция задней части 8 ледокольного судна (фиг.б) является особенно

1612994 благоприятной для движения во льду вперед в режиме циркуляции.

Необходимые для неудифферентованности и балластности корпуса 6 судна устройства на чертежах не показаны. Более глубокое погружение кормы корпуса. 6 судна для улучшения способности раскалывания льда при движении назад достигается посредством быстрого перекачивания балластной воды в продольном направлении судна или посредством дополнительного приема балластной воды.

Для усиления бокового процесса раскалывания льда посредством кормовой части судна предпочтительным является применение руля управления высокой мощности.

На фиг.7 показан расположенный в струе гребного винта 14 руль управления высокой мощности, посредством которого усиливается действие по раскалыванию льда уступов 4 на корме . корпуса 6 судна. Предпочтительно применяются нечувствительные относительно контакта со льдом рули управления, например рулевой винт 15 с интегрированным, приводимым во вращение цилиндром 16, с помощью которых могут вырабатываться известным образом поперечные усилия на высоте от.

50 до 65Х подачи вперед основного гребного винта.

При работе на переднем ходу ледо" докольное судно движется при нормаль ной ледокольной ватерлинии 1 (фиг.4) .

При работе на переднем ходу в режиме циркуляции судно работает при неудифферентованной ватерлинии 3. 1 или при опущенной ватерлинии 3.2

{фиг.6) .

При работе предлагаемого судна на ходу корму судна дополнительно погружают быстрой перекачкои балластной воды до положения, изображенного на фиг.5.

Формула изобретения

Ледокольное судно, содержащее корпус, имеющий наибольшую ширину ледокольной ватерлинии в носовой час29 ти и устройства дифферентовки и балластировки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности разрушения льда как при прямом ходе в режиме циркуляции, так и при

25 заднем ходе, кормовая часть корпуса на участке вьппе ледокольной ватерлинии выполнена с боковыми уступами для раскалывания льда при движении судна с опущенной за счет неудиффе30 рентованности или балластировки кормовой частью, причем ширина корпуса в зоне упомянутых уступов болыпе, чем ширина носовой части корпуса,судна в районе ледовой ватерлинии.

161299ч

1612994

Составитель А. Мамаев

Техр ед М. Дидык

КоРРектоР" Н. Ревская

Редактор А. Мотыль

Заказ: 3S36 Тираж 364 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101