Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технике восстановления деталей давлением и может быть использовано, в частности, для восстановления крупномодульных зубчатых колес. Целью изобретения является повышение контактной усталостной прочности и износостойкости путем равномерного распределения нагрузки по длине зуба. В зубьях колес выполняют пазы переменной, равномерно увеличивающейся от середины к торцам ширины. Ширину паза у торцов выбирают из соотношения S<SB POS="POST">1</SB>=(1,1-1,2)S, где S - ширина паза в среднем сечении зуба. Выполнение пазов переменной ширины позволяет равномерно распределить нагрузку по всей длине зуба и тем самым повысить в 1,2 - 1,3 раза усталостную прочность зубчатых колес. 1 табл., 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 21 Н 5/00, В 23 P 6/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1255253 (21) 4610801/25-27 (22) 24.10.88 (46) 15.12.90. Бюл. М 46 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.И. Кузьменков, Э.Ф. Капанец, Н.К. Кривенко, А.А.Кот, Н.Г,Янкевич и Н.И.Юруц (53) 621.797(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 1255253, кл. 8 21 Н 5/00, В 23 P 6/00, 07.01.85. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к технике вос-. становления деталей давлением и может

Изобретение относится к восстановлению деталей давлением и может быть, в частности, использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес, является усовершенствованием изобретения по авт. св. N 1255253.

Цель изобретения — повышение контактной усталостной прочности и износостойкости путем равномерного распределения нагрузки по длине зуба.

На чертеже показан зуб с пазом после выполнения операции раздачи, Способ осуществляют следующим образом.

Зубчатое колесо с изношенными зубьями устанавливают в приспособлении и на отрезном станке по осям симметрии зубьев на всю их дЛину выполняют пазы глубиной, соответствующей высоте зубьев. Затем ве„„Б1 „„1613230 А2 быть использовано, в частности, для восстановления крупномодульных зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение контактной усталостной прочности и износостойкости путем равномерного распределения нагрузки по длине зуба. В зубьях колес выполняют пазы переменной, равномерно увеличивающейся от середины к торцам ширины. Ширину паза у торцов выбирают из соотношения S> = (1,1 — 1,2)S, где S — ширина паза в среднем сечении зуба, Выполнение пазов переменной ширины позволяет равномерно распределить нагрузку по всей длине зуба и тем самым повысить в

1,2-1,3 раза усталастную прочность зубчатых колес. 1 табл., 1 ил. нец зубчатого колеса нагревают до 10001050 С, помещают колесо в штамп и раздают зубья до требуемой ширины, При раздаче паз выполняют переменной, увеличивающейся к торцам ширины.

Величину паза S в среднем сечении после раздачи определяют из соотношения

S = So + 2Лиэн + 2Ьмех + 2 А пор ° где S — ширина паза до раздачи;

А э — величина максимального износа зуба;

Л мех- величине припуска на механическую обработку;

Л леР— ВЕЛИЧИНа УСаДКИ ПОРОШКа ПРИ спекании.

Ширину паза S< у торцов зуба выбирают из соотношения St = (1,1-1,2)S, где S -ширина паза после раздачи в среднем сечении.

Величина Si получена опытным путем (cM табл.).

1613230

Как видно из таблицы, при S>< 1,1S улучшение равномерности нагрузки по длине зуба незначительно, а при 31>1,2 Я наблюдается снижение прочности зуба.

В полости пазов помещают металлический порошок, затем зубчатый венец нагревают до 1000-1050 С, после чего в штампе производят обжатие зубьев.

Описанные операции повторяют для каждого зуба. Затем колесо обрабатывают на зубофрезерном станке и упрочняют химико-термической обработкой, Пример, Технологический процесс

: восстановления шестерни редуктора очистного комбайна 1К101 (шестерня

i 1K101,01.282, m =12 мм, Z=26, В =100 мм,, материал — сталь 20Х2Н4А); отжиг изношенного венца (температура нагрева

1060 С); на отрезном станке в зубьях колеса на всю их длину по оси симметрии зубьев прорезали пазы глубиной 26 мм и шириной 1,6 мм: венец колеса нагревали с помощью индукта ра ТВЧ до 1000 — 1050 С; . помещали колесо в штамп и на кривошипном прессе раздавали пазы в среднем се чении зуба на величину S = 2,8 мм, у торцов величина раздачи паза S> = 3,3 мм; в пазы помещали порошок ПЖ2М; с помощью кольцевого индуктора ТВЧ разогревали венец до 1000-1050 С; обжимали в штам5 пе зубья; на зуборезном станке получали требуемый профиль зубьев; производили химико-термическую обработку зубчатого венца, Выполнение пазов переменной, увели10 чивающейся к торцам ширины, позволяет равномерно распределить нагрузку по всей длине зуба, что повышает усталостную прочность восстановленных зубчатых колес в 1,2-1,3 раза.

Формула изобретения

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес по авт. св, М 1255253, отличающийся тем, что, с целью

20 повышения контактной усталостной прочности и износостойкости, пазы выполняют переменной равномерно увеличивающейся от середины к торцам ширины, а ширину паза у торцов определяют из соотношения

25 St = (1,1-1,2)S, где S — ширина паза в среднем сечении зуба.

1б13230

Составитель А. Синельников

Техред M.Ìoðãåíòýë Корректор Н. Король

Редактор M. Бандура

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Заказ 3854 Тираж 468 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5