Устройство для установки запасного колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для подъема, опускания и крепления запасного колеса транспортного средства. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном положении. Устройство содержит держатель 1, установленный с возможностью поворота, перемещения и фиксации на штанге 2, прикрепленной к вертикальной оси 3, установленной на транспортном средстве, например, в нише 4. Второй конец штанги 2 соединен болтом 10 с кронштейном 11, закрепленным в нише 4 транспортного средства. К вертикальной оси 3 прикреплена пластина 15, в которой установлен палец 16, фиксирующий вертикальную ось 3 от проворота в двух положениях по двум отверстиям 17, выполненным в нише 4. К держателю прикреплен рычаг 18, представляющий собой управляющий элемент перемещения колеса 13. При этом для повышения жесткости крепления колеса 13 в транспортном положении держатель 1 и рычаг 18 соединены болтами 19 с кронштейном 20, закрепленным в нише 4, и самой нишей 4. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

ссаз саветских социАлистичесних

РЕСПУБЛИК

А1

Д1)5 В 62 0 1f 10 1 1Z

ГОсудАРстВенный нОмитет

flo изОБРетениям и ОтнРытиям пРи гкнт СССР

1 (21) 4285205/25-1 1 (22) 16.07.87 (46) 15.12.90, Вюл. Ф 46 (71) Львовский автобусный завод (72) А.В.Сидор и Б.В.Сидор

: (53) 629.113.012.38(088.8) (56) Патент CIA И- 2981427, кл. 214-451, 1961., (54) УСТРОЙСТВО ДУИ УСТАНОВКИ ЗАПАСНО:, ГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для подъема, опускания и крепления запасного колеса транспортного средства. Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном положении. Устройство содержит держатель 1, установленный с возмож:ностью йоворота, перемещения и фик-

„„SU,„, 1613377

2 сации на штанге 2, прикрепленной к вертикальной оси 3, установленной на транспортном средстве, например; B ни::e 4. Второй конец штанги 2 соедине. золтом 10 с кронштейном 11, закрепленным в нише 4 транспортного средства. К вертикальной оси 3 прикреплена пластина !5, вкоторой установлен палец 16, фиксирующий вертикальную ось 3 от проворота в двух положениях по двум отверстия 17, вы" полненным в нише 4. К держателю при-, креплен рычаг l8, представляющий собой управляющий элемент перемещения колеса 13. При этом для повышения ! жесткости крепления колеса 13 в транспортном положении держатель i и рычаг 18 соединены болтами 19 с кронштейном 20, закрепленным в нише 4, и самой нишей 4. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

r0

1613377

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для подъема, опускания и крепления запасного колеса транспортного средства.

Цель изобретения — повышение удобcTRG в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном лоложении.

На фиг. 1 показано устройство в транспортном положении, общий вид; на фиг. 2 — фиксатор держателя колеса на штанге, разрез; на фиг. 3 — устройство в транспортном положении, вид сверху; на фиг, 4 — положение штанги и рычага перед снятием колеса с устройства, вид сбоку; на фиг.5— вариант устройства в части соединения штанги (рычаг условно не показан).

Устройство содержит держатель I установленный с возможностью поворо--. та, перемещения и фиксации на штанге 2 (или вместе с ней — см. вариант на фиг. 5), прикрепленной к вертикальной оси 3, установленной на транспортном средстве, например, в нише 4. На держателе 1 установлена подпружиненная пружиной 5 ручка-фиксатор б, взаимодействующая с пазом 7 и отверстием 8, выполненным на штанге 2. Держатель I зафиксирован на . штанге 2 дополнительно болтами 9. . Второй конец штанги 2 соединен болтом 10 с кронштейном 11, закрепленным в нише 4 транспортного средства.

На держателе 1 закреплено болтами 12 запасное колесо 13. Болты 12 могут быть установлены в пазах 14 (см. фиг. 4) с возможностью перемещения.

К вертикальной ос» 3 прикреплена пластина 15, в которой установлен палец 16, фиксирующий вертикальную ось 3 от проворота в двух положениях по двум отверстиям 17, выполненным

l в нише 4 справа и слева от оси 3 (см. фиг. 3), К держателю 1 перпендикулярно его оси поворота прикреплен рычаг 18 для облегчения поворота колеса 13 из вертикального положения в горизонтальное положение и наоборот. Для повышения жесткости крепления колеса 13 в транспортном положении держатель и рычаг 18 соедине и» болтами 19 с ,кронштейном 20, закрепленным в нише

4, и самой нишей. Таким образом, плечо рычага 18, крепящееся болтом

19, выполнено больше радиуса колеса

13 и представляет собой управляющий элемент перемещения колеса. При этом плечи рычага 18 (как показано на фиг. 4) выполнены с отгибами в сторону, противоположную запасному колесу 13 относительно держателя 1, а концы плеч расположены параллельно центральной части. рычага 18. Это сделано для того, чтобы при убирании колеса 13 в нишу 4 короткое плечо рычага 18 не задевало (препятствуя перемещению) за кронштейн 11.

Для установки ".îëåñà 113 в квадратную нишу 4 ограниченных размеров (пунктирными линиями), каждая из сторо» которой чуть больше диаметра колеса, максимальная длина штанги 2 должна быть меньше R — а, где R — радиус поворота колеса 13 относительно вертикальной оси 3; а — величина возможного перемещения держателя 1 по штанге 2 к вертикальной оси 3., Таким образом, длину ниши 4 можно уменьшить на величину а. На штанге 2 установлены штифты 21, ограничивающие перемещение держателя 1. на штанге 2, В устройстве, показанном на фиг.5, держатель 1 может быть жестко закреплен на штанге ?, установленной с возможностью поворота, перемещения и фиксации в трубе 22, прикрепленной к вертикальной оси 3, На трубе 22 установлена подпружиненная пружиной 5 ручка-фиксатор 6, взаимодействующая с пазом 7 и отверстием 8, выполненными в штанге 2. Для,ограничения перемещения штанги 2 в трубе 22 на штанге установлены штифты 21. Кронштейн

11 крепления выполнен в виде стержневой.опоры 23 с конической частью 24 и опорной пластиной 25, взаимодействующими с отверстием 26 и наружной поверхностью штанги 2.

Устройство рабо гает следующим образом.

Вынув палец 16 и отвинтив болты

10 и 19, поворачивают колесо 13 относительно вертикальной оси 3 из положения I в положение II, т.е, выдвигают его из ниши 4. В положении II штангу ? фиксируют пальцем 16 в отверстии 17. Отвинтив болты 9, потянув за ручку-фиксатор 6 и вынув ее из отверстия 8 и паза 7, за рычаг 18 поворачивают запасное колесо 13 на штанге 2 из горизонтального положе5 161 ния в вертикальное положение. Затем, отвинтив болты 12, снимают запасное колесо 13 с держателя

После замены запасным колесом 13 неисправное колесо подкатывается к держателю 1 и в вертикальном положении соединяют его с держателем 1 болтами 12. За рычаг 18 (большее плечо) поворачивают колесо на штанге 2 из вертикального положения в горизонтальное положение, при этом ручкафиксатор входит в паз 7, фиксирует держатель 1 с колесом 13 на штанге 2 в горизонтальном положении. После перемещают колесо на держателе по штанге 2 до упора держателя 1 в штифт 21.

В этом положении колесо 13 фиксируется ручкой-фиксатором б по отверстию 8. Вынув палец 16, поворачивают колесо на вертикальной оси 3 из положения II в положение I и устанавливают его в нишу 4. Затем вставляется палец 16 в отверстие 17, и соединя- ется болтом 10 штанга 2 с кронштейном 1 1, болтами 19 — держатель 1 и рычаг 18 с кронштейном и нишей 4.

Если ниша 4 ограниченных разме. ров, например квадратная, где каждая сторона чуть больше диаметра колеса

13, то одновременно с поворотом колеса на вертикальной оси 3 из положения I в положение II нужно переместить его по штанге 2 к оси 3 на величину а, а при повороте колеса 13 из положения II в положение Т переместить его по штанге 2 от оси 3 на величину а.

Наличие рычага и прикрепление его к держателю увеличивают плечо прило жения силы при повороте запасного ко3377 6 леса из вертикального положения в г:,— ризонтальное положение и наоборот, что облегчает условия работы водителя (эксплуатации устройства) .

Выполнение пазов в держателе наличие рычага позволяют пргменять устройство и для установки колеса, когда высота от земли до штанги бсльше радиуса колеса.

Формула изобретения

Ус ройство для установки. запасного колеса транспортного средства, содержащее штангу, жестко соединенную с вертикальной осью, закрепленной на тре .спортном средстве, держатель колеса, установленный на штанге

2р возможностью поворота и фиксации, и элементы крепления штанги в транспортном положении, о т л и -. а ю— ш е е с я тем, что, с целью повышен,-.,-, удобства в эксплуатации и надеж25 ности крепления колеса в транспортном полажечии, оно снабжено рычагом, закрепленным на держателе перпендикулярно его оси поворота с образован. ем плеч, концы которых выполнены с возможностью крепления к транспорт-. ному средству, а одно из плеч рычага выполнено больше радиуса колеса и представляет собой управляюгцй элемент перемещения последнего.

2, Устройство по п. 1, о т л и—

35 ч а ю щ е е с я тем, что плечи рычага выполнены с отгибами в сторону, противоположную запасному колесу относитель«о держателя, а концы плеч

40 расположены параллельно центральной . части рычага.

1613377

Корректор М,Шароши

Эакаэ 3861 Тираж 444 Подписное

Н НИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

11303S, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Проиэводственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

ОЬг.4

П 75 74 75 7b 7 Д f 13

Составитель А.Лапинский

Редактор М, Бандура Техред N.Äèäûê, 7f

fS