Многоковшовый цепной экскаватор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к многоковшовым цепным экскаваторам, предназначенным преимущественно для работы в забоях с включением крепких пород. Цель - повышение эффективности разрушения крепких пород путем создания дополнительного давления рабочего органа на забой. Многоковшовый цепной экскаватор включает базовую машину 1, шарнирно соединенную с ней ковшовую раму (КР) 2 с тяговой цепью 3 и ковшами 4. Вдоль КР 2 расположены направляющие 5, на которых с возможностью перемещения установлен ползун (П) 6 в виде груза. Механизм перемещения П 6 выполнен в виде привода 8, связанного с П 6 посредством гибкого тягового органа 7 и имеющего систему адресного управления. Система адресного управления привода 8 выполнена в виде установленных на КР 2 датчиков 9 неоднородностей 10. Каждый датчик 9 с помощью коммутатора 12 поочередно подключается к усилителю 13, сблокированному с релейным адресным механизмом 14, управляющим приводом 8 перемещения П 6. При появлении неоднородностей П 6 начинает перемещаться по направляющим. Дойдя до зоны действия датчика, находящегося в районе неоднородности 10, П 6, имея большую металлическую массу, воздействует на поле датчика. Таким образом П 6 останавливается в заданном месте и создает дополнительное давление тяговой цепи 3 с ковшами (рабочего органа) на поверхность забоя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 E 02 Г 3/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
//2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4309907/24-03 (22) 28.09.87 (46) 15.12.90. Бюл. № 46 (71) Государственный научно-исследонате,! bский проектно-конструкторский и проектный институт угольной промышленности
«УкрНИ И проект» (72) В. М. Владимиров и Д. В. Найцггут (53) 621.879(088.8) (56) Владимиров В..М., Трофимов В K Il<>вышение производительности карьерных многоковшовых экскаваторов. М.: Hpäðÿ, 1980, с. 22 — 23, рис. 1.7--1.8.
Авторское свидетельство < (.СР № 602649, кл. F.. 02 Г 3/08, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 735708, кл. Е 02 F 3/24, 198().
„„80„„1613542 д 1
2 (54) .МНОГОКОВШОВЫЙ ЦЕПНОЙ 3К(.КАВАТОР (57) Изобретение относится к мног.>ковшовым цепным экскаваторам, предназначенным преимущественно для работы в забоях с нклк)чением крепких пород. Цель — повышение эффективности разрушения крепких пород путем создания дополнительного давления рабочего органа на забой Многоконшоный цепной экскаватор включает базовун> машину 1, шарнирно «оединеннуlo « неи ковшовую раму (КР) 2 с тяговой цеп»н 3 и ко шами 4. Вдоль КР 2 ра«п ло кс ны направляющие 5, на которых с возможно«тьк) пе(ц мещения у«! анонл !! цолзун (II) 6 н ниде гр) за..Механизм перемещения Г1 6 выполнен н ниде привода 8, 1613542 связанного с Г! 6 посредством гибко(0 тягового органа 7 и имеющего систему адресног0 управления. (.и«тема d.(p«ñíoãî уlipdB«(HHH привода 8 Выполнены В виде установленных на КР 2 датчиков 9 неоднородностей 10. Каждый датчик 9 с пол(ощью коммутаторы 12 !Н>оч«р«дн0 подключается к у(или(«лк> I.>, сблокиро(5ынномл с р«лейным адр« Hblx м«хднизмом 14, упрывляк>(ци м приво:(ол(8 п«р«м«щения ! 6. (l pu! lзобр«г«ни«()Til0\ Hòrÿ к мно OK()BHH>Bû M цепным ыкскын;(тор;>м. Нр< дна:5нач«иным
flp(и м Н((T f3(f(ll< > .(.(и p (1 áî l Ы В 5ki()(>SI X (i5K,1Ê)׫НИ(. М KP(П КН (I(OP(>Д.
II(11> И )об р(Т(Н И Я 110 B l>I III(Н И(зфф(. hтнвн<)(ти ры:<рл ш«ння крепких поро E пут«м (0.(дания дополнительного дыв («EIIIH рабочеИ> ОРГЫНЫ НД 5
11а фиг. 1 и <обрдж«н Milo(0K(>BII(ot5(>(it цепной ыкскывытор В процессе (5E>(«MKH горной Mif««ы, ьч(д сбоку, ны фиг. 2 Вн l А нд
<(>Hi. I; и;1 фн(3 рыз!)(5 Ь !> ны фиг. 1, fl;l фиг. 4 зкск(ныт(ш с 110 >Elятым р;(бочил(оборлдондни«м, ii<3 ??????. 5 ????????????(??>;15М< ill(ННЯ (1().15VII(>I5 ii<1 kolib(ob<)li pЧНЫИ Pik 5P(5; Ii<1 (!)ИГ () (TP«K! Л <>
f1 Г((KT POM«X Hill(>HI>lki Il(l(110!1 ыкска((ыт<>Р нклк>lil(т бд зову к) Xl 1!(у 1, fll с н«й KOBftl<)f<) к) р;)л(у 2 с тяп>вой цепьк> 8 и h0ншдMH 4, ы тыкж«рыси<>, н) и« ill! blм и Вд<> ll> KOBIIIOB0H ра мы 2 и ыпрынляк>щими о, f10 которым ирину ш гг.it>Ho
firp(MriiE;ir) «H iio. ..>л<н () В ((ид(i рл 5;i, сняв;>нный !«ргз з;(мкнутый гибкий IH(0Вый ор(dkl 7 « llpliBOдол(8. !1о об«им (I(>p0ным KoB(lloB()li рамы 2 у стынонлень(датчики .) неодноро,.иост«й lf), (ондируK)I(EH(. забой !! . (лыждый .(атчик 9: ffoMoIILbK> коммутатора 12 поочер«дно ffoдключается к усилите.IK) l,I. (блокированному с рел«йным адресkIbIM м«хани IMoM 14. л правляющим приводом
8 п«р«м«щ«ния п<>лзуна 6. ,1дтчик 9 нео<(нородностс и представляет с00оН од((огрднзисп>рный антогенерытор децHM(тро(5ыx Волн с открыпгой KO.Н f)d г«льной с и(ò«ìîé, зле кт ром а г и итное пол«которой проникает в массив горных пород и изменяет свои параметры (входной ими«данс)
В зыВи H MO«TH от наличия (отсутствия ) геологической неод(п>родности (кр«пкого включения) в контролируемом поверхносгНоМ СЛОЕ, что СO(lpOBO>Käà«TÑß изМенЕНИЕМ тока В базовой цепи транзистора. Наличие болыпиx конц(íTðèðîâàííûõ металлических появлении неоднородностей Г1 6 начинает щ ремещаться f(o направляющим. Дойдя до зоны действия датчика, находящегося в районе неоднородности 10, П 6, имея большую металлическую массу, воздействует на поле датчика. Таким образом П 6 останавливается в заданном месте и создает дополнительное давление тяговой цепи 8 с ковшами (рабочеи> органа) на поверхность забоя. ! з.п.ф-лы, 6 ил.
Ы (3(< Вбл И <И Iд Tчн кы I i) H f50 Elf 1 K 10 f10 1 f1 и— т<лд ьном у ",В(. . I и 1(них > окы li базовой Il(. ll l, ран <и«торы. (лом л(x г;1 го(> 12 пр«дстывляет собок> ц>аl оный искатель, ц«итра IbE(dÿ контактная ili(т к;1 которого подклк>чена h Bxo!Ey у силит«(я 13, д каждая контактная панель сое,(и н«нд с соот В«тствую(ци м датчиком 9.
Р«л«йный ыдре ный механизм 14 co(«>иг нз грех реле и одногo путевого пыключ;-I («.(H, срыбдтывдк)щ«го на размыкы
НН«ц llii IIHTЯ; н<»0 lB 8 при у((;» >Вк(i,<)«I:5xí(3 6 kl исходног п>лож(ние. зс 1«(,но« „,.„, / -, бы„,,„,,,,„„-„„,, /, ;<п,. к;(ет двигдз«ль приво Ed, . H>op(>«р«.,«
/, < p;1<>d l ывы«T (ðH токе /,: /1 и, р.(зры(шя Il(чь пита<(НИ дви(ателя llpi (шц;. 8. 1«Р °; »)>OM«mx! To (!.î(Реле P., по fi 0TdEI.!ивы«г
i:,(и >чку рев< р;((вигыт(.(я О((лк»п>ясь, р«л /> выпуск;и T >ту ll(п(>чкл, <.(торы>; ден гну 1,10 T< и >р, и >кы H(. (работы(>
II(, 1< Ei!)H f3I,IK!1(<) «г Воз;1(Й«TBHH llo,ззуны 6.
-)кскы в((тор р;(бота«T .леал K>iliHxi 0()I * i40
=)кскывация породы происходит нри )o к(ни>м перемещении ковшовой рамы 2
Вдоль забоя 1! в рабочем и >лож«нии (фиг 1, 2) и продольном п«р«л(«н((нии ковшовой цепи 3 Вдоль ковшовой рамы 2.
45 ((ри отсутствии в забое кр«пких включений
I0 ползун 6 находится В крайнем верхнем исходном положении, В районе приводы 8.
При отсутствии в забое I! неоднородности 10 каждый из датчиков 9 вырабатывает опорный сигнал i(> if, который посгупает на усилитель 13, линейно усиливается до значения /(>(/I и пода«тся на вход релейного адресного механизма 14. Поскольку уровень сигнала /(> недостаточный для запуска реле Pi, двигатель привода 8 не
Включается, ползун 6 не перемещается. ! lpkl появлении в поверхностном слое забоя 11 неоднородности 10 Входной импеданс ближайшего к ней датчика изме!
618542
Формила и;;!обр(т< ни.!
>С, 40
50 няется, что сопровождается повышением тока этого датчика до величины it. В момент коммутации этого датчика с входом усилителя 13 сигнал !! усиливается до уровня
I!(/>, поступает на вход релейного адресного механизма 14 и запускает реле Р! При этом включается двигатель привода 8 ползун 6 начинает двигаться по направляющим 5 вдоль цепи датчиков 9 (см фи!.. 6) .
Дойдя до зоны действия датчика, находящегося в районе неодnopo,iíoñòn 10, ползун 6. имея большую металлическую массу, воздействует на по>е датчика 9 и дополнительно изменяет его входные характеристики, благодаря чему последний выдает сигнал с уровнем i>)it, который, будучи усиленным до уровня l>)/I, запуска< т реле Р2 адресного устройства 14. Реле Р, разрывая цепь питания привода 8, через промежуточное реле Рз подготавливает це почку реверса двигателя приводз 8. (1еремещаясь вдоль забоя, исполнительный оргHH экскаватора (ковшовая цепь), постепенно отрабатывая зону с неоднородностью 10, уходит на участок, не содержащий в пс>верхностном слое локальной неоднородности в виде крепкого включения 10. В связи с отсутствием неоднородности 10 в иоле датчика 9 уровень сигнала последнего падает до величины !(>(!(! t при 1, (l(l t, что приводит к отключению реле Р! н Р . Отклк>чаясь, реле Р> запускает в работу под! .товленную цепочку реверса двигателя привода 8, ползун 6 начинает .1вигаться в сбратном направлении н, дойдя д<) нутсвого выключателя в исходном положении, переводит схему в первон3ч!)льное состояние.
Для того, чтобы исключить колеба ни я уровня сигнала датчика 9 при движе!!и щеток коммутатора 12, последние могут шуnтироваться конденсатором соответствующей емкости. Уровни (пороги) сраба ывания релейного адресного механизма 14 могут регулироваться в зависимости от чувствительности датчиков 9 к тем и lH иным неоднородностям в массиве.
Таким образом, ползун (груз) 6 останавливается в заданном месте и создает дополнительное давление рабочего органа (тяговой цепи 3 с ковшами 4) на поверхность забоя 11. Отжим ковшовой рамы устраняется. Происходит эффективное разрушение крепкого породного включения 10.
Ползун 6 остается неподвижным в заданном месте до тех пор, пока ссютветствующий датчик 9 выдает сигнал, свидетельствующий о наличии в поверхностном слое
>, >
?сз
? >
30 забоя крспкого включения. Прн О!слт(гннн сигнала ползун 6 возвращается н нсх<>дное положение. При наличии Одновреч< нно сигн"..ëîâ от нескольких датчиков 9 нолзун 6 останавливается у дагчика 9. наиболее у l;! ленного от привода 8, что oс)ответствует системе управлс tия :движениеч кабины лифт!! в ЖИ. IОМ I l3HИИ II()n О. lti()H(>< "!с IIН()1! H;Iжатии кнопки вызова на нескольких этажах.
При рабочем перемещении ковшовой рамы 2 вдоль забоя (1 работают датчики (), находя!циеся с той стор ны ковшовой рамы ", в которую n(())ILходнт перс л!ещение. Пр хс>л<ц Гых переме!пениях экскаватора о ш>дня < I IM рабочим оборудованием (фн" 4) час< 3 ползуна 0 не оказывает существенного влияния на устойчивость и балансировку машины, так как ползун 6 находится в исходноч положении н районе опоры ба н>вой машины !. В слхчс)е, если сечение
KoBItiohoH рамы 2 занято системой раскстсHI>lx и < нязевых элементов, возможно разче!цснис ползуна 6 по бокам рамы 2. как показано на фи!. 5. При этом появляется возч<> кность более оптимального, дифференциронанного х правления перемещением ползунов 6 по !1)11(>;In.iÿþùnì 5 с учетом конкретно возникш H снтх ации.
Автоматическое созд>»!нс донолнительног<> давления рабочего Орган,t на поверхносlh забоя в зоне с включением крепких пород <н>еспечивает эффектнвнос p;I:I(>y!Iii ни тих пород и повышает в целом производит<.!ьно ть процесса экскавации
1. МнОГОКОВн!Овын цсчlнОн эксntlt13 Гор. нклю <ан>ший связанную с базовой ма!>!и!1»й ковшовую рачу с размещенными на неH тяговой цепьн) с ковшами и направлнннцнми с ycli»I<>t<ленныл! на них ползу ноч механнзл!Ом е о перече(цс ния, отличающий< я тем, что, с целью повышения эффективности разрушения крепких пород путем создания дополнительного давления рабочего органа на забой, ползун выполнен Е3 виде груза, 3 ме(анизм еlo перемещения выполнен в ниде привода, связанного с грузом посредством гибкого тягового органы и имевшего систему адресного управления.
2. Экскаватор по и. 1, отличающийся тем, что система адресного управления привода выполнена в виде установленны на ковшовой раме датчиков неоднородностей, у<.нлителя, связанного с каждым датчиком посредством коммутатора, и связанного c y<.плителем релейного адресног<> чеханн !ча.
l6I3542
602. 2
1613542
1613542
С<>етавитель И. Синипкая
Рел <>(> М. (3анлура Текрел A Кравчук Корректор С. Черни
:3а ка з 3(369 Тираж 542 Подписное (3 И(1(111(1 (<>< x ларствснного комитета <><> изобретениям и открытиям при (КНТ СССP
1! 3();3;>, Москва, Ж вЂ” 35, Рау инская наб., д. 4/5
Пр<>изнодствснно издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, (0(