Роторно-турбинный бур
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано для бурения скважин большого диаметра различного назначения. Цель - ускорение монтажно-демонтажных работ при одновременном повышении надежности. Бур включает траверсу (Т) 1, на которой установлены забойные двигатели 2 с породоразрушающими инструментами 3. Забойные двигатели 2 выполнены в виде турбобуров, пропущенных через грузы 4. Последние размещены в одной плоскости симметрично относительно центральной оси и подвешены на Т 1 с помощью стяжек, выполненных в виде гибких тяг 5, установленных в пазах 6 грузов 4. Верхним концом стяжки посредством канатного замка 7 связаны со стержнями (С) 8, а нижним - с нижним грузом 9. При этом С 8 установлены на резьбе в винтах 11, удерживаемых на Т 1 гайками 12. Гибкая тяга 5 может быть выполнена в виде каната, а нижний груз 9 может иметь магазинные катушки для гибких тяг 5. Каждая гибкая тяга может быть выполнена в виде петли, огибающей нижний груз 9, при этом оба конца петли закреплены в верхнем грузе 4. При монтаже Т 1 с навинченными на нее турбобурами устанавливают на подкладки и по одному надвигают на турбобуры грузы. После сборки всех грузов гибкую тягу одним концом закрепляют в нижнем грузе 9, а другим вместе с С 8 устанавливают в верхнем грузе. Далее наворачивают винт 11 на С 8, обеспечивая натяжение тяги 5. Затем в грузы вставляют турбобуры в сборе с Т 1 и гайками 12, навернутыми на винты 11, и крепят Т 1 к стопке грузов. Демонтаж бура производят в обратном порядке. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
1 g1)g Е 21 D 1/06 ф1, 1 с,"„. 1
И И 1;.. .
Gi 12. ). - ъ;,,4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ!! !
Е.!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4633600/24-03 (22) 09. 01. 89 (46) 15.12.90. Бюл. №- 46 (71) Beeсоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (72) А.Н.Попов, С.Ч.ли и И.Я.Вальдман (53) 624, 139(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 825974, кл. Е 21 D 1/06, 1979.
Авторское свидетельство СССР
¹ 872716, кл. Е 21 D 1/06, 1979. (54) РОТОРНО.-ТУРБИННЫЙ БУР (57) Изобретение относится к технике и может быть использовано для буре„„Я0„„1613623 А1 ния скважин большого диаметра различного назначения. Цель — ускорение монтажно-демонтажных работ при одновременном повышении надежности.Бур включает траверсу (T) 1, на которой установлены забойные двигатели 2 с породоразрушающими инструментами 3.
Забойные двигатели 2 выполнены в виде турбобуров, пропущенных через грузы 4. Последние размещены в одной плоскости симметрично относительно центральной оси и подвешены на Т 1 с помощью стяжек, выполненных в виде гибких тяг 5, установленных в пазах !
6 грузов 4. Верхним концом стяжки
1613623
Изобретение относитс:я к буровой технике и может быть использовано для бурения скважин большого диаметра различного назначения.
Целью изобретения является уско— рение монтажно-демонтажных работ при одновременном повышении надежно сти и упрощение конструкции.
На фиг. 1 показан бур, общий вид, на фиг. 2 — разрез A — A на фиг. 1; на фиг. 3 — узел I на фиг. 1 натяжного узла, разрез, увеличенный вид; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 — бур с двумя стяжками, оба конца которых заделаны в траверсу; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 5; на
>фиг. 7 — бур с одной стяжкой, размещенной между турбобурами, вид сбоку; на фиг. 8 — разрез Г-Г на фиг. 7.
Бур включает траверсу 1, на которой :.;а резьбе установлены забойные двигатели 2 с породоразрушающ;»>и инструментами 3. Забойные двигатели 2 зыполнены в виде турбабуров, пропущенных через грузы 4 и размещенных в одной плоcK(>сти с.имметрично относительно центральной оси и подвешенных на траверсе с помащьк> стяжек, выполненных в виде гибких тяг 5, установленных в пазах 6 грузов. Стяжки верх-. ним концом (фиг. 3) посредством канатного -амка 7 связаны со стержнями
8, а нижним — с нижним грузом 9.
Стержни 8 установлены на резьбе 10 в винтах 11, удерживаемых на траверсе, с помощью гаек 12, Каждь>й стержень 8 установлен в пазу 6 с фиксацией от проворачивания за счет выполнения его плоским (фиг. 4). Бур имеет прорезь
13 для установки pгo на балку при монтаже и демонтаже траверсы совместно посредством канатно=о замка 7 связаны со стержнями (С) 8, а нижним, с нижним грузом 9. При этом С 8 установлены на резьбе в винтах 11, удерживаемых на Т 1 гайками 12. Гибкая тяга 5 может быть выполнена в виде каната, а нижний груз 9 может иметь магазинные катушки для гибких тяг 5. Каждая гибкая тяга может быть . выполнена в виде пе тли, огибающей, нижний груз 9, при этом аба конца. петли закреплены в верхнем грузе 4.
При монтаже Т 1 с навинченными на
35 нее турбобурами устанавливают на подкладки и по одному надв::гают на турбобуры грузь>. После сборки всех гр-. зав— гибкую тягу одним концам закрепляют в нижнем грузе 9, а другим вместе с
С 8 устанавливают в верхнем грузе.
Далее наворачивают винт 11 на С 8, обеспечивая натяжение тяги 5. Затем в грузы вставляют турбабуры в сборе с Т 1 и гайками 12, навернутыми на винты 11, и крепят Т 1 к стопке грузов. Демонтаж бура производят в обратном порядке. 5 з.п.ф-лы, 8 ил. с забойными двигателями в виде турбобурав. В случае размещения гибкой тя— ги 5 между турбобурами (фиг. 7), стержень 8, кроме то га, снабжае тся прорезью 14, размещенной между канатным замком 7 и винтовой нарезкой.
Каждая гибкая тяга 5 может быть выполнена в виде петли (фиг. 5), огибающей нижний груз, при этом nGa конца петли закреплены в верхнем грузе, -Кроме то го, пе тля маже т быть у становлена между турбобурами 2 (фиг. 7), при этом нижний груз 9 может быть снабжен магазинными катушками 15, на которых гибкие тяги 5 размещены в несколько витков. Гибкие тяги 5 могут быть выполнены либо в виде каната, либо в виде цепи, либо в виде металлической ленты, либо из искуственного синтетического волокна. Грузы мо— гут быть снабжены выступами 16 и ат— нетными им пазами для исключения их взаимного смещения.
Работа бура на забое не отличается от работы прототипа и обычных пла— нетарных буров.
Монтаж бура осуществляется на мостках буровой установки или в механических мастерских в лежачем положении. При монтаже траверсу с навинченными на нее турбобурами устанавливают на подкладки и по одному надвигают на турбобуры грузы. После сборки всех грузов гибкую тягу одним концом закрепляют в нижнем грузе, а другим— вместе со стержнем 8 устанавливают в верхнем грузе. Затем наворачивают винт 11 на стержень 8, обеспечивая натяжение тяги 5, а следовательно, плотное скрепление грузов между собой.
После этого в грузы вставляот турбо23
5 1613б буры в сборе с траверсой и гайками 12, навернутыми на винты 11, крепят траверсу к стопке грузов. Демонтаж бура производится в обратном порядке. В случае вытягивания тяги в процессе эксплуатации бура и необходимости уменьшения ее длины тягу навивают на магазинную катушку 15. Если возникает необходимость увеличения длины тяги, например, при установке дополнительных грузов на бур то тягу сматывают с магазинной катушки на необходимую длину. При монтаже бура с гибкой тягой в виде петли тягу заводят за ниж — 1 ний груз, а ее концы закрепляют в траверсе. В случае использования в качестве гибких тяг цепей, канатов, металлических лент или тросов из искусственного волокна схема монтажа и демонтажа бура не меняе тся.
Формула изобретения
1. Роторно-турбинный бур, включающий забойные двигатели с породораз— рушающими инструментами, прикрепленные к траверсе, и набор грузов, .через которые пропущены размещенные в одной плосi,:oñòè симметрично относительно центральной оси забойные двигатели и скрепленные стяжками, размещенными в отверстиях грузов, с траверсой с помощью натяжного узла в виде винта, расположенного в траверсе, и гайки, при этом в верхнем грузе выполнены сквозные поперечные от— верстия в плоскости, перпендикуляр— ной продольной плоскости бура, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью 4g ускорения монтажно †демонтажн работ при одновременном повышении надежности, бур снабжен стержнями, каждый иэ
I которых выполнен с одного конца с резьбовой нарезкой, а с другого — с отверстием под канатный замок, при этом в винтах выполнены центральные винтовые отверстия, а в верхнем грузе в отверстиях под стяжку установлены стержни с возможностью фиксации от проворачивания и размещения резь— бовых концов в резьбовых отверстиях винтов, причем стяжки выполнены в виде гибких тяг и соединены со стержнями посредством канатных замков, а отверстия под стяжки в грузах выполнены в виде боковых наружных пазов.
2.Бурпоп.1,отличаю шийся тем, что боковые наружные пазы грузов смещены относительно плоско с ти с имме трии, пе рпе ндикуля рной плоскости, проходящей че рез продольные оси забойных двигателей.
З.Бурпоп.1,отличаю ш и и с я тем, что каждая гибкая тяга выполнена в вице петли, пропущенной через нижний груз, оба конца петли закреплены в верхнем грузе, а стержни выполнены с прорезью, размещенной между канатным замком и резьбовой нарезкой.
4. Бур по и. 3, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что петля тяги установлена в продольной плоскости размещения забойных двигателей, свободный конец которой соединен с траверсой посредством канатного замка.
5. Бур по пп. 1-ч, о т л и ч а— ю шийся тем, что гибкие тяги выполнены в виде каната. ! б. Бур по пп ° 1-5, о т л и ч а.юшийся тем, что нижний груз снабжен магазинными катушками для гибких тяг.
А -А
) ( Г;.Х.5
Г
Щ юр 7 1 ь1
16!3623
Составитель Л.Черепенкина
Редактор Н. Горват Техред Л.Олийнык
Корректор С,Шевкун
Заказ 3873 Тираж 383 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. .Ужгород, ул. Гагарина, 101