Запорное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность работы запорного устройства за счет уменьшения трения между опорной поверхностью шпинделя и запорным элементом (Э). В полости корпуса 1 с входным и выходным каналами 8, 9 и седлом 2 размещены запорный Э 6 и шпиндель 4 с сферической опорной поверхностью 5, связанный с маховиком. Э 6 выполнен в виде пластины, установленной между поверхностью 5 и седлом 2 с радиальным зазором относительно внутренней поверхности корпуса 1 и с возможностью свободного перемещения при переключении из закрытого положения в открытое. Вращения Э 6 относительно седла 2 не происходит, так как сила трения между ними во много раз превышает силу трения между поверхностью 5 и Э 6. 3 ил.

СВОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 F 16 К 1/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

rlPH rHHT СССР (21) 4639969/25-29 (22) 24.01.89 (46) 15.12.90. Бюл. ¹ 46 (75) Б. А. Мирзоян, М. Н. Анастасьев и В. А. Романихин (53) 621.646(088.8) (56) Патент Великобритании . Ч 1571848, кл. F 16 К 1/36, 1980. (54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение позволяет повысить надежность работы запорного устройства за счет у меньшения трения между опорной поверхностью шпинделя и запорным элементом (Э) . В полости корпуса 1 с входÄÄSUÄÄ 1613765 А 1

2 ным и выходным каналами 8 и 9 и седлом 2 размещены запорный Э 6 и шпиндель 4 со сферическОй опорной поверхностью 5, связанный с маховиком. Э 6 выголнен в виде пластины, установленной между поверхностью 5 и седлом 2 с радиальным зазором относительно внутренней поверхности корпуса 1 и с возможностью свободного перемещения при переключении из закрытого положения в открытое. Вращения

Э 6 относительно седла 2 не происходит, так как сила трения между ними во много раз превышает силу трения между поверхностью 5 и Э 6. 3 ил.

1613765

Формула изобретения

Изобретение относится к арматуростроению.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства за счет уменьшения трения между опорной поверхностью шпинделя и запорным элементом.

На фиг. 1 изображено запорное устройство в закрытом положении, разрез; на фиг. 2 и 3 — то же, с различным выполнением запорного элемента.

Запорное устройство включает корпус 1 с седлом 2, крышку 3, шпиндель 4 с опорной сферической поверхностью 5 и запорный элемент 6. Запорный элемент б выполнен в виде пластины 7, расположенной между седлом 2 и опорной поверхностью 5 шпинделя 4 с радиальным зазором относительно внутренней поверхности корпуса 1.

В корпусе 1 выполнены входной 8 и выходной 9 каналы.

Запорный элемент может иметь различное исполнение.

Корпус 1 (фиг. 1) имеет плоское седло 2.

Запорный элемент 6 изготавливается из полимерного эластичного материала, например резины, цилиндрической формы. При закрывании запорного устройства шпиндель 4 приводят во вращательное движение. При этом шпиндель 4 движется поступательно и своей опорной сферической поверхностью 5 давит на запорный элемент 6 и сообщает ему только поступательное движение, так как сила трения в месте контакта опорной поверхности 5 и запорного элемента 6 минимальная. Достигнув седла 2, запорный элемент 6 нижним основанием прижимается к нему и перекрывает (запирает) устройство. Вращения запорного элемента 6 относительно седла 2 не происходит, так как сила трения между ними во много раз превышает силу трения между опорной сферической поверхностью 5 и запорным элементом 6. Закручивание шпинделя 4 и прижатие запорного элемента 6 к седлу производятся до обеспечения герметичности.

При открывании устройства выходящий поток среды поджимает запорный элемент 6 к сферической поверхности 5. Дальнейшее выворачивание шпинделя 4 не нарушает контакта запорного элемента 6 со сферической поверхностью 5 шпинделя 4. Этот контакт сохраняется на протяжении всего времени работы устройства в открытом состоянии.

Размеры запорного элемента 6, т. е. соотношение между диаметром и толщиной, выбираются из конструктивных соображений.

Корпус 1 (фиг. 2) имеет седло 2 с фаской О. В этом случае запорный элемент 6 представляет собой металлический

l0 !

ЗО

40 цилиндр с фаской 11 у нижнего основания. В верхнем основании по оси выполнено коническое углубление 12 типа центровки. При таком выполнении запорного элемента устройство работает следующим образом.

Устройство закрыто. Запорный элемент 6 сидит в седле 2. Притерные поверхности фасок 10 и 11, с определенным усилием прижатые друг к другу шпинделем 4, обеспечивают герметичность. Контакт шпинделя

4 и запорного элемента б происходит между сферической поверхностью 5 и коническим углублением 12. Выворачиванием шпинделя начинается открывание устройства.

Под действием перепада давления под запорным элементом 6 и над ним запорный элемент 6 отрывается от седла 2.

Подъемной силой восходящего патока среды запорный элемент 6 прижимается к шпинделю 4. Контакт между опорной сферической поверхностью 5 и коническим углублением 12 сохраняется на протяжении всего времени работы .устройства в открытом состоянии.

При закрывании устройства, вворачивая шпиндель 4, сообшают запорному элементу 6 йоступательное движение. Коническое углубление 12 и опорная сферическая поверхностью 5 обеспечивают соосность запорного элемента 6 относительно седел 2 и поверхности фаски 10, поэтому, когда запорный элемент 6 доходит до седла 2, своей поверхностью фаска ll садится точно на поверхность фаски 10.

Корпус 1 (фиг. 3) имеет плоское седло 2.

Клапан выполнен двухслойным: один слой

13 — мягкий, уплотняющий, из эластичного полимерного материала, например резины, а другой слой 14 — твердый из металла, например латуни. Твердый металлический слой 14 находится в контакте со сферической поверхностью 5 шпинделя 4. Оба слоя скрепляют любым известным способом, например склеивают.

Запорное устройство, содержащее корпус с входным и выходным каналами и седлом и размещенные в полости корпуса запорный элемент и шпиндель со сферической опорной поверхностью, связанный с маховиком, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, запорный элемент выполнен в виде пластины, установленной между опорной поверхностью шпинделя и седлом с радиальным зазором относительно внутренней поверхности корпуса и с возможностью свободного перемещения при переключениях из закрытого положения в открытое.

11

Фиг. 5

Составитель А. Бирюкова

Редактор А. Лежннна Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай

Заказ 3881 Тираж 556 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101