Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение номенклатуры контролируемых колес путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев неэвольвентных зубчатых колес. Это достигается тем, что контур сечения щупа соответствует производящему контуру, который совершает обкат при измерении профиля по делительному цилиндру контролируемого колеса. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБ НИ)=1

К А BTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4478876/25-28 (22) 30.08.88 (46) 15.12.90. Бюл. № 46 (71) Научно-производственное объединение по редукторостроению (72) Б. В. Беломесяцев, В. И. Левченко и Л. С. Бойко (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Марков А. Л. Измерение зубчатых колес. Л.: Машиностроение, 1977, с. 159.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение номенкл а тур ы конт рол ируе м ы х колес путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев неэвольвентных зубчатых колес.

На чертеже показана конструктивная схема устройства контроля профиля зубьев для осуществления предлагаемого способа.

Устройство состоит из обкаточного диска

1, равного диаметру делительного цилиндра контролируемого колеса 2, соосно соединяемого с диском, каретки 3, установленной с возможностью перекатывания.ее без скольжения по диску 1, щупа 4, подвижно установленного относительно каретки 3, и отсчетного устройства 5. Позицией 6 обозначена кривая отклонения профиля зуба, позициями

7 и 8 — точки на головке и ножке зуба. Шупу

4 придана форма зуба производящей рейки, каретку 3 со щупом 4 можно представить как производящую или измерительную рейку с единственным зубом.

Способ осуществляют следующим образом.

ÄÄSUÄÄ 1613842 (51)5 G 01 В 5/20

2 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ

ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения— расширение номенклатуры контролируемых колес путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев неэвольвентных зубчатых колес. Это достигается тем, что контур сечения щупа соответствует производящему контуру, который совершает обкат при измерении профиля по делительному цилиндру контролируемого колеса. 1 ил.

В случае, если контролируемый профиль не имеет отклонений, при перекатывании этой рейки по колесу ее зуб (щуп), оставаясь неподвижным относительно рейки (каретки). скользит по контролируемому профилю (огибает) с контактом, непрерывным во времени.

Самописец проводит прямую линию.

Если на контролируемом профиле имеется погрешность в виде выпуклости или вогнутости по отношению к номинальной линии, то щуп 4, войдя в контакт с этим местом, отклоняется от своего первоначального положения на каретке и самописец на график наносит кривую линию 6.

Ордината полученного графика в масштабе (в который может быть включена и корректировка на направление измерения (показывает величину отклонения профиля, а абсцисса — угол, на котором развернуто колесо относительно полюса зацепления. Это дает возможность определить зону, в которой имеет место погрешность. Например, из чертежа, видно, что при отрицательном угле развернутости (— yi) погрешность следует искать на головке зуба (точка 7), при по16l3842

Составитель Б. Афонский

Техред А. Кравчук Корректор А. Осауленю

Тираж 494 Подписное

Редактор А. Огар

Заказ 3884

ВНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент>, r. Ужгород, ул. Гагарина, 101 з ложительном (+срг) — на ножке зуба (точка 8).

Перепад ординат показывает ту часть кинематической погрешности зубцовой час- тоты, которая зависит только от погрешности профиля. Так как измерительный зуб единственный, то погрешность шага на результатах измерения не отражается.

Формула изобретения

Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что под= пружиненный щуп вводят в контакт с профилем зуба контролируемого колеса, колесо вращают, щуп перемещают прямолинейно со скоростью, равной тангенциальной скорости зубчатого колеса на радиусе, равном

1 расстоянию от центра колеса до траектории середины активной поверхности щупа, и по отклонению скорости щупа или колеса судят о величине погрешности профиля, а по углу развернутости колеса — о радиальной координате этой погрешности, отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры контролируемых колес путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев неэвольвентных зубчатых колес, расстояние от центра колеса до траектории середины активной поверхности щупа выбирают равным радиусу делительного цилиндра контролируемого колеса, а контур сечения щупа в направлении, нормальном к контролируемому зубу, выбирают соответствующим производящему контуру контролируемого зацепления.