Источник сейсмических колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемым на самоходных транспортных средствах и использующим их массу в качестве реактивной. Целью изобретения является повышение производительности за счет увеличения быстродействия системы автоматической выставки силового гидроцилиндра и устранения перерегулирования. Цель достигается тем, что между излучателем 9 и рамой 3 транспортного средства 1 установлен датчик отклонения от горизонтального перемещения шарнира 5 крепления силового гидроцилиндра 4 с рамой 3. Силовой гидроцилиндр 4 управляется электроуправляемым двухходовым двухпорционным гидрораспределителем 22, который соединен с датчиком. Датчик выполнен в виде штанги 29, установленной на излучателе 9, содержит рычаг 35, установленный с возможностью взаимодействия с подпружиненными выключателями 23 и 24, при этом шарнир 5 соединен со штангой 29 кинематической схемой, обеспечивающей функционирование датчика. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК щ)g G 01 U 1/157
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
C ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР ! (21) 4486321/31-25 (22) 26.09,88 (46) 30,12.90. Бюп. Ф 48 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И. Ленина (72) Н,Е.. Сергиенко и М.Н. Коденко (53) 550.834 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
g 996966, кл. G 01 U 1/02, 1983.
Авторское свидетельство СССР
Р 1236395, кл. Г 01 U 1/157, 1984, (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕНАНИЙ (57) Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемым на самоходных транспортных средствах и использующим их массу в качестве реактивной. Целью изобретения является повышение производительности за счет увеличения бы„„Я0„„1617395 А 1
2 стродействия системы автоматической выставки силового гидроцнлиндра и устранения перерегулирования. Цель достигается теп, что между излучателем 9 и рамой 3 транспортного средства i установлен датчик отклонения от горизонтального перемещения шарнира 5 крепления силового гидроцилиндра 4 с рамой 3. Силовой гидроцилиндр
4 управляется злектроуправляемым двухходовым двухпорционным гидрораспределителем 22, который соединен с датчиком, Датчик выполнен в виде штанги 29, установленной на излучателе 9, содержит рычаг 35, установленный с возможностью взаимодействия с подпружиненными выключателями 23 и
24, при этом шарнир 5 соединен со штангой 29 кинематической схемой, обеспечивающей функционирование датчика. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
3 16173 н
Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам
««ля возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемых на самоходных гранспортных средствах и использую õ их массу в качестве реактивной.
Пелью изобретения является повы «пение производительности за счет увеличения быстродействия системы ,автоматической выставки силового
«"идроцилиндра и устранения нереtулирования.
На фиг. 1 изображен источник сейсмических колебаний в рабочем полоФении .с функциональной схемой системы выставки; на фиг. 2 — механизм датчика отклонения, показывающий
Связь силового гидроцилиндра и излучателя, 20
Источник сейсмических колебаний
1 одержит транспортное средство 1, ехнологическое оборудование 2, усановленное на раме 3, к которой приеплены силовой гидроцилиндр 4 с по- 25 ощью шарнира 5 и гидроцилиндр управления 6 с помощью шарнира 7. Шток 8
° Фидроцилиндра. 4 связан шарнирно с излучателем 9, а шток 10 гидроцилиндра 6 соединен с помощью шарнира 11
6 гидроцилиндром 4. Полости гидроцифиндра 6 управления включены через
Ьлектроуправляемый 3-позиционный 4«содовой гидрораспределитель 12 с факом 13 и гидронасосом 14 транспорт ого средства 1, параллельно которому 35
Включен предохранительный клапан 15.
Обмотки электроуправпяемого гидрофаспределителя .12 соединены через феле 16 и 17 с датчиком 18 наклона, который запитан через. выключатель 19 от аккумуляторной. батареи 20 транСпортного средства 1.
Управление силовым гидроцилиндром
4 осуществляется 4-ходовым 3-позицион45 ным. гидрораспределителем 21 ручного управления, связанным с нагнетающей
8 сливной магистралями гидросистемы транспортного средства 1. Поршневая и штоковая полости силового гидроцилиндра 4 соединены между собой чефез 2-ходовой 2-позиционный электроуправляемый гидрораспределитель 22.
Обмотка гидрораспределителя 22 свявана одним выходом с выключателем 19, а Вторым - с выключателями 23 и ?4, установленными на пружинах 25 и 26
B корпусе 27. Выключатели 23 и 24
Вместе с пружинами 25 и 26 с корпу95 сом 27 являются составляющими элементами датчика 28 отклонения. Корпус 27 фиксируется на штанге 29, установленной перпендикулярно. горизонтальной плоскости излучателя 9, При этом на оси 30, закрепленной на штанге
29, и перпендикулярно ей установлена рамка 31 прямоугольной формы на шарнире 32 с возможностью перемещения с ползуном 33; ось 34 которого установлена в шарнире 5 с возможностью перемещения вдоль него, но с возможнос т ью лов ор o TG относит ел ьно силового гидроцилиндра 4, На рамке 31 сверху шарнира 32 закреплен, рычаг
35, воздействующий на включатели
23 или 24, Системы источника содержат также соединительные провода и трубопроводы.
При работе на наклонной поверхности перед установкой излучателя 9 в рабочее положение подготавливают площадку, затем оператор включает гидрораспределитель 21 и загружает с помощью силового гидроцилиндра 4 его инерционной массой — частью ве1 са транспортного средства 1, При этом происходит отрыв задних колес транспортного средства 1. После этого включают выключателем 19 систему выставки гидроцилиндра 4 в рабочее п ол ожени е.
Включается датчик 18 наклона.
Если угол наклона больше, чем угол поворота срабатывания датчика 18 наклона, то его рычаг 35 замыкает соответствующие контакты электрической цепи. На реле 16 поступает сигнал и оно включает в работу соответствующую обмотку электроуправляемого
4-ходового 3-позиционного гидрораспределителя 12. Нагнетающая и сливная магистрали гидросистемы транспортного средства 1 соединяют с соответствующими полостями гидроцилиндра 6 управления, который начинает поворот силового гидроцилиндра 4 относительно оси шарнира 5 и оси шарнира излучателя 9. При этом ось 34 через ползун 33 действует на рамку 31, которая проворачивается относительно оси 30, рычаг 35 воздействует на включатель 24, который включает обмотку электроуправпяемого 2-ходового
2-позиционного гидрораспределителя 22.
Поршневая и штоковая полости силового гидроцилиндра 4 соединяются между собой. Так как на гицроцилиндр 4 дей1617395
6 во с рамой, по которой установлены силовой гидроцилиндр с излучателем и шарнирно связанный с ним гидроцилиндр упра вл ения, соединенные порш5 невь и штоковьи и лостя и с гидросистемой, включающей четырехходовой ,трехпозиционный гидрораспределитель ручного управления и электроуправля10 емый четырехходовой. трехпозиционный гидр ораспределитель, связанный с системой управления, включающий реле и датчик наклона, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повы15 щения производительности за счет увеличения быстродействия системы автоматич ес кой выс та вки сил овог о гидроцилинцра и устранения перерегулирования, между излучателем и рамой
2О транспортного средства. введен датчик отклонения от горизонтального перемещения шарнира крепления силового гидроцилиндра с рамой, соединенный с обмоткой электроуправляемого двухходового двухпозиционного гидрораспределителя, который соединяет между собой поршневую и штоковую полости
=илового гидроцилиндра. ствует сила веса транспортного средства 1, то цилиндр гидроцилиндра 4 опускается до тех пор пока не разомкнутся контакты выключателя 24. Выключатели 24 и 23 выполнены подпружиненными с целью обеспечения работоспособности при максимальных откло нениях рычага 35. Поворот гидроцплинд ра 4 выполняется до тех пор, пока не разомкнутся контакты датчика 18 наклона, при этом также опускается цилиндр гидроцилиндра 4 таким образом, что результирующая скорость движения точки крепления его с рамой
3 шарнира 5 направлена горизонтально а вертикальная составляющая скорости отсутствует. Для согласования скорос ти поворота силового гидроцилиндра
4 и опускания его цилиндра в гидромагистрали, соединяющей поршневую и штоковые полости, может быть введен регулируемый дроссель (не показано) или подобраны соответствующие элементы соответствующего типоразмера.
После отработки сигналов с датчиков наклона 18 и отклонения 28 от горизонтального перемещения оператор включает..в работу технологическое оборудование 2 и излучатель 9 производит излучение сейсмоколебаний в грунт. При наклоне в противоположную сторону срабатывает датчик
18 наклона и выключатель. 23 от дат- чика 28 отклонения, замыкает обмотку электроуправляемого гидрораспределителя 22. Процесс выставки опоры излучателя 9 происходит аналогично.
Перед переездом оператор выключает систему выставки выключателем
19, включает гидрораспределитель 21 в положение "Подъем" и излучатель 9 устанавливается в транспортное положениее, Формула из обр етения.1.. Источник сейсмических колебаний, содержащий транспортное средст2. Источник по п. 1, о т л и
О,ч а ю ш,и и с я тем, что датчик отклонения от горизонтального перемещения включает штангу, перпендикулярно установленную на излучателе, на которой перпендикулярно к ней закреплена ось, на оси установлена с возможностью продольного перемещения и поворота рамка прямоугольной формы с ползуном на длинной стороне рамки, противолежащей относчтельно оси, при этом ползун в свою очередь связан второй осью с силовым гидроцилиндром в точке era шарнирного крепления к раме транспортного средства, причем вторая ось
45 имеет возможность продольного перемещения относительно гидроцилиндра, а штанга снабжена рычагом, установленным с возможностью взаимодействия с подпружиненными выключателями.
1б 17395
Составитель О. Комаров
Техред М.Дидык . Корректор А. Обручар
Редактор Т. Парфенова
Заказ 4118 Тираж 416 Подписное
3НИИПИ Государственного «омитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно»издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101