Сердечник статора электрической машины переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - уменьшение потерь и повышение надежности машин. Сердечник 1 статора электрической машины в торцовой части набирается из чередующихся высокоэлектропроводных 8 и ферромагнитных 9 пакетов сегментов. Сигменты ферромагнитных пакетов полностью электроизолированы друг от друга. Сегменты электропроводных пакетов изолированы на участке зубцовой зоны высотой H, либо частично и в области ярма на высоте H<SB POS="POST">1</SB>. Применение чередующихся электропроводных, например медных, и стальных пакетов при относительно небольшом расходе меди значительно снижает потери в торцовой части сердечника. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 1/16

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

У 7117

Фиг. 1 (21) 4416324/24-07 (22) 03,03.88 (46) 30.12,90. Бюл, М 48 (71) Институт электродинамики АН УССР (72) А.И.Титко (53) 621.313.04 (088.8) (56) Патент Англии N 1.091.202, кл. Н 2 А, 1963. (54) СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике, Цель изобретения — уменьшение потерь и повышение надежности машины. Сердеч„„5U„„1617535 А1 ник 1 статора электрической машины в торцовой части набирается из чередующихся высокоэлектропроводных 8и ферромагнитных 9 пакетов сегментов. Сегменты ферромагнитных пакетов полностью электроизолированы друг от друга. Сегменты электропроводных пакетов изолированы на участке зубцовой зоны высотой h, либо частично и в области ярма на высоте h>. Применение чередующихся электропроводных, например медных, и стальных пакетов при относительно небольшом расходе меди значительно снижает потери вторцовойчастисердечника. 1 з,п.ф-лы, 2 ил.

1617535

Изобретение относится к области электромашиностроения. а именно к конструкциям статоров мощных турбо- и гидрогенераторов, Цель — уменьшение потерь и повышение надежности машин.

На фиг.1 показана торцовая часть сердечника статора; ча фиг, 2 — профиль сегментов пакетов сердечника.

Сердечник 1 набирается иэ сегментов 2 электротехнической стали с пазами 3 высотой h, в которые укладывается обмотка 4.

Шихтованный сердечник стягивается нажимными плитами 5 с помощью стяжных болтов 6 и нажимных пальцев 7. Торцовая часть сердечника набирается из чередую- щихся высокозлектропроводных 8, например медных, и ферромагнитных 9 пакетов сегментов. Сегменты ферромагнитных пакетов полностью изолированы друг от друга, сегменты пакетов 8 изолированы на участке зубцовой зоны высотой h, либо частично и в области ярма на высоте h <, Участки

10 не имеют электроизоляции и после прессовки сердечника образуют слои, эффективно экранирующие торцевой магнитныйй поток. Для обеспечения в процессе эксплуатации высокой механической прочности крайние пакеты 11, выполнены из стали. Применение предлагаемой конструкции торцовой части сердечника не исключает применения экранов 12, в основном для защиты нажимных плит, При работе электрической машины магнитный поток зазора на торце сердечника будет частично входить в торцовую часть листов железа, расположенных между медными пакетами, а частично рассеиваться в воздушной среде концевой эоны вследствие высокой отражающей способности экранирующей структуры. Лишь незначительная часть потока будет входить в торцовую поверхность сердечника. Это значительно уменьшит вихревые токи и потери в крайних пакетах, отделенных аксиальным потоком, Радиальный поток в медных сегментах пакетов вследствие их электроизолированности друг QT друга будет

5 индуцировать лишь незначительные вихревые токи. В машинах с большой индукцией в зубцах будет значительным радиальный поток, который входит в ярмо сердечника со стороны паза. В этом случае для снижения

10 вихревых токов и потерь необходима изоляция между медными листами также в ярме.

По сравнению с прототипом данное техническое решение позволит снизить потери и нагрев в торцовой части сердечника в

15 мощных турбо- и гидрогенераторах; не выполнять скос крайних пакетов либо выполнять его частично, что увеличит коэффициент магнитной связи между обмотками, повысит механическую прочность

20 сердечника, улучшит технологию изготовления и сборки, снизит трудозатраты.

Это позволит повысить надежность работы электрических машин, увеличить мощность.

25 Формула изобретения

1. Сердечник статора электрической машины переменного тока, содержащий в торцовой части отдельные высокоэлектропроводные и ферромагнитные сегменты с пазами для стер30 жней обмотки, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью уменьшения потерь и повышения надежности, пакеты высокоэлектропроводных и ферромагнитных сегментов чередуются между собой, при этом сегменты каждого пакета

35 из высокоэлектропроводного материала изолированы на участках зубцовой эоны, 2. Сердечник о п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что сегменты каждого пакета из высокоэлектропроводного материала изо40 лированы также и в области ярма на участке высотой, не превышающей половины его высоты.

Составитель И.Посадский

Редактор О.Спесивых Техред М.Моргентал Корректор Л.бескид

Заказ 4124 Тираж 441 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101