Асинхронный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к асинхронным электродвигателям с поворотным статором или ротором. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности изменения направления вращения. Электродвигатель содержит магнитопровод статора 1 и две части магнитопровода ротора, первую 2 с обмоткой 3 и вторую 4 с обмоткой 5, размещенные на валу 6 с возможностью поворота. Обмотки обеих частей ротора соединены между собой гибкими проводниками 7, а части магнитопровода ротора соединены между собой, например, пружиной 8. Диапазон изменения углового положения первой части магнитопровода ротора относительно вала 6 ограничен механическими упорами 9 путем введения их в пазы 10 вала 6. Диапазон изменения углового положения второй части магнитопровода ротора относительно вала 6 ограничен механическими упорами 11 путем введения их в пазы 12 вала 6. Благодаря выполнению второй части магнитопровода ротора подвижной относительно вала возможно изменение направления вращения вала двигателя. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5()5 Н 02 К 17/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

10 (21) 4643484/24-07 (22) 27.01.89 (46) 30.12.90. Бюл. М 48 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт машиностроения для добычи твердых полезных ископаемых Мирового океана (72) А.Н.Сороченко и А,Г,Хандрига (53) 621.313.333 (088.8) (56) Копылов И.П.Электрические машины, M.: Энергоатомиздат, 1986, с.202, Авторское свидетельство СССР

М 1453536, кл. Н 02 К 17/30, 1987. (54) АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к асинхронным электродвигателям с поворотным статором или ротором. Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей эа счет обеспечения возможности измене,,Ы2,, 1617546 A l ния направления вращения. Электродвигатель содержит магнитопровод статора 1 L1 две части магнитопровода ротора, первую 2 с обмоткой 3 и вторую 4 с обмоткой 5, размещенные на валу 6 с возможностью поворота. Обмотки обеих частей ротора соединены между собой гибкими проводниками 7, а части магнитопровода ротора соединены между собой, например, пружиной

8, Диапазон изменения углового положения первой части магнитопровода ротора относительно вала 6 ограничен механическими упорами 9 путем введения их в пазы 10 нала б. Диапазон изменения углового положения второй части магнитопровода ротора относительно вала 6 ограничен механическими упорами 11 путем введения их в пазы 12 вала б, Благодаря выполнению второй части магнитопровода ротора подвижной относительно вала возможно изменение направления вращения вала двигателя. б ил.

1617546

Изобретение относится к элек1ротехнике, в частности к асинхронным электродвигателям с поворотным ста гором или ротором, Целью изобретения является создание

Bo3Mo>KHo(. реверсирования.

На фиг. изображен продольный разрез двигателя с I оворотным ротором; на фиг. 2 и 3 — попере:I ые разрезы двигателя; на фиг. 4 — продольный разрез двигателя с поворотным статором; на фиг. 5 и 6 — поперечные разрезы двигателя.

Двигатель с поворотным ротором состоит из магнитопровода статора 1 и двух частей магнитопровода ротора — первой 2 с обмоткой 3 и которой 4 с обмоткой 5. Части

l лгнитопро о 1а ротора 2 и 4 расположены .весно дрy дру у на оЬщем валу б и устаг овлены на нем с возможностью поворота.

Обмотки 3 и 5 обеих частей магнитопровода ротора име oT одинаковое число фаз и floфазно соединены между собой гибкими проводниками 7, а сами части магнитопровода ротора соединены между собой с пол1ощью другого элемента, в качестве которо, о использована пружина 8 скручивания, Диапазон изменения углового положения первой части магнитопровода 2 относительно вала б oграничен в пределах угла исходно о положения частей магнитопровода ротора механическими упорами 9 путем введения их в пазы 10 вала б. Диапазон изменения углового положения второй части 4 магнитопровода ротора относительно вала б ограни ен в пределах угла исходного по о.;; пил частей магнитопровода ротора; > меха,ическими упорами 11 путем введени-; их е пазы 12 .:ana б, В качестве механических поров 9 II 11 использова:I:.,I шпонки, Уаг чгопровод сгатора 1 неподвижно закреплен внутпи станины 13, закрытой с обеих -орцов крышкал и 14 и 15 для со:дап.;я о о. За|у 6 двигателя.

Ограни:сl ие угла поворота первой части маг..,и оп азода относительно вала 6 в указанных и; .делах достигается взаимодействием механи еских упоров!! с выступами 16. Вращающееся магнитное поле 17, созданное тр:-.хфа iой обмотко,l MBIHPITo" провода статопа 1, для случа, когда число

ilBp пол осог обмоток с зтора р=2.

Ограничение угла поворот, второй части магнитопро .ода относительно вала 6 в указанных пределах достигается взаимодействием м ханических упоров 11 с выступами 18.

Двигатель с поворотным статором состоит из магнитопросода ротора 2 и двух частей магнитопроволз с-, торэ — первой 1

55 и второй 19, Части магнитопровода статора

1 и 19 снабжены трехфазными обмотками каждая, расположены соосно друг другу внутри станины 13 и установлены в ней с возможностью поворота. Для этого первая часть магнитопровода статора 1 установлена на подшипнике 20 качения, а вторая часть магнитопровода статора 19 — на подшипнике 21 качения. Части магнитопровода статора соединены между собой с помощью упругого элемента, в качестве которого использована пружина 8 скручивания. Станина с обеих торцов закрыта крышками 14 и

15 для создания опор валу ротора двигателя.

Диапазон изменения углового положения первой части магнитопровода статора 1 относительно станины 13 ограничен в пределах угла исходного положения частей магнитопровода статора механическими упорами 22, имеющими форму отрезков секторов, и с помощью винтов 23, закрепленных внутри станины 13, На наружную поверхность первой части магнитопровода статора 1 напрессован хомут 24 с выступами 25. Ограничение угла поворота первой части магнитопровода статора 1 в указанных пределах достигается взаимодействием механических упоров 22 с выступами 25 хомута 24, Вращающееся магнитное поле

26, созданное трехфазной обмоткой первой части магнитопровода статора 1, на фиг.5 показано для случая, когда чис Io пар полюсов обмотки р=2, Ограничение угла поворота второй части магнитопровода статора 19 в указанных пр делах достигается взаимодействием мехзн, 1ческих упоров 27 с выступами 28, хомут 29, закрепленного с помощью винтов 30.

Описание работы произведено на примере двигателя, выполненного по прямой схеме (фиг.1 — 3).

В исходном положении при обесточенных обмотках магнитопровода статора 1 двигателя первая 2 и вторая 4 части магнитопровода ротора повернуты друг относительно друга на уголь, близкий кл/р (180 зл: рзд.), выбранный на условиях обеспечения момента трогания частей магнитопровода ротора.

При подаче трехфазного напряжения питания на обмотки магнитопровода стато-. ра 1 двигателя, имеющего прямое чередование фаз, эти обмотки создают вращающееся магнитное поле 17 (направление вращения— против часовой стрелки), которое, пересекая обмотки 3 и 5 первой и второй частей магнитопровода ротора соответственно, наводит в них ЭДС. Под действием этой ЭДС в цепи

1617546 обмоток ротора будет протекать ток, взаимодействие которого с вращающимся магнитным полем 17 статора приведет к возникновению вращающего момента, действующего на части магнитопровода рота- 5 ра, Так как вторая часть магнитопровода ротора 4 не имеет воэможности вращаться относительно sana 6 в этом направлении, находясь на упорах 11 вал соединен с нагрузкой, а угол исходного положения частей 10 магнитопровода ротора ао выбран из условия обеспечения момента их трогания, то первая часть магнитопровода ротора 2, имеющая возможность вращаться относительно вага 6, начнет поворачиваться первой, 15

При повороте она будет преодолевать противодействующий момент пружины 8, Угол относительного положения час1ей магнитопровода ротора будет уменьшаться в направлении от а, к нулю, а ЗДС и, 20 следовательно, ток цепи обмоток ро1ораувеличиваться, что приведет к росту вращающего момента, действующего на ",асти магнитопроводов ротора, Первая часть Maf нитопровода ротора 2 будет поворачиваться одна до тех пор, пока угол ее поворота относительно второй части 4 не станег таким, что возникший в цепи обмоток ротора ток станет равным эначени1о, достаточному для соэд .ния вращающего момента, превы- 0 швющ.го нагруз ный момент, Вторая часть магнитопрпвод; ротора 4, а следовательно, и вал двига геля та. же, как и первая ч:сгь магнитопровпда регера 2, придут в совместное вращагально. движение. При 35 изменении величины нагр зычного мам н га на валу двигателя первая часть магнитопровода ротора 2 будет изменять свое угло:,of.

ПОЛОЖЕНИЕ ОтНОСИтЕ .bHO: гпрОй ЧаС1И4, НЭстраивая двигатель на конкретную ot ли:в1 .,: 40 момента и исключая тем cFvl>IM уход скорости врэщен.;я двигателя оТ заданного 3t!.-.— чения.

При подаче тре.yassoro напряжения питания, имеющего обратное чередование фаз, на обмотки магнитопровода статора 1 двигателя г.ращающееся магнитное поле 17, созданное этими об 1отками, изменит направлен1, е своего вращения на противоположное и будег вращаться по часовой 50 стрелке. В этом случае весь процесс, касающийся первой части магнитопровода ротора 2 двигателя, следует относить ко второй его части 4. В этом случае при изменении величины нагрузочногО момента на валу двигателя будет изменять свое угловое положение относительно первой части магнитопровода ротора 2 вторая его часть 4 также, как и в предыдущем случае, исключая этим во=-можность ухода скорости вращения двигателя.

Асинхронный электродвигатель по фиг.

4 — 6 является обращенным по отношению к рассмотренному электродвигателю, Работа и характеристики такого двигателя идентичны предыдущему двигателю.

Электродвигатель имеет расширенные функциональные воэмо.+;IIocf!1 эа с«,г возможности изменения направления вращения двигателя.

Формула изобретения

1, Асинхронный электродвигатель, содержащий станину, sa», шихтованные магнитопроводы сгатара !1 ротора, причем один из магнитопроводов выполнен иэ двух гастей, первая часть этого магнитопровода установлена с воэможностью поворота

ol носи1ельно второй его части и упруп l1 элемент, соединяющий части одного магнитов; овода, 0 т л и ч а ю шийся гем, что, с целью создания воэможности реверсирования, вторая часть магнитопровода установлена с возможностью поворота относителы1о первой части, электродвигатель снабжен меха)I!1 I.cF,èìè упорами, установленными на подвижных магнитоп рогодах.

2, Электродвигатель по п,1. о т л и ч а — шийся тем, что механические упоры вып; лне ь1 в виде шпонок íà Banó двигателя, 3 против шпоHoK раэмеiöåíы Bыступf,l s 1 1ГI :Tоп (Оно „ ах )отора.

3. =лектродвигатель по п.1, о т л и ч а!ощийся тем,чтом ханическиеупорывыполнаны в виде секторов, закрепленных на внутренней поверхности станины двигателя, он сг.эбкен хо 1утами, напрессова ными на нар, кных поверхностях частей магнитопровода гтатора и расположенньв1и против сектсров.

1617546 б-б

ply 3

Фиг. Ф

1617546

Фиг.б

Составитель В.Краснов

Редактор О,Спесивых Техред M.Mîðãåíòàë Корректор В.Гирняк

Заказ 4124 Тираж 443 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101