Однофазный шаговый двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Однофазный шаговый двигатель, содержащий активный цилиндрический ротор в виде двухполюсного постоянного магнита и статор с магнитопроводом из магнитомягкого материала, несущим обмотку управления и имеющим полюса с несимметрией, образованной закрепленной на их боковой поверхности пластиной с эллиптическим отверстием, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД двигателя путем обеспечения, возможности регулирования величины несимметрии полюсов двигателя, полюса снабжены закрепленной к их боковой поверхности дополнительной пластиной с эллиптическим отверстием, причем оси эллиптических отверстий пластин наклонены к оси полюсов под разными углами.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)з Н 02 К 37/00
ГОСУДАРCTВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3584973/24-07 (22) 1,5.02.83 (46) 30,12.90, Бюл. ¹ 48 (71) Челябинский политехнический институт им, Ленинского комсомола и 2-й Московский часовой завод (72) А.С.Важенин и В.К.Король (53) 621.313.13-133.3 (088,8) (56) Патент ФРГ № 2857221, кл. Н 02 К 37/00, 1976.
Авторское свидетельство СССР
¹ 978283, кл. Н 02 К 37/00, 1978. (54)(57) ОДНОФАЗНЫЙ ШАГОВЬ!Й ДВИГАТЕЛЬ, содержащий активный цилиндрический ротор в виде двухполюсного
Изобретение относится к электротехнике, е частности к однофазным шаговым двигателям, которые находят широкое применение в дискретном электроприводе.
Известен однофазный шаговый двигатель, содержащий цилиндрический двухполюсный ротор и статор в виде П-образного магнитопровода с полюсами и обмоткой управления. Полюса имеют магнитную несимметрию за счет прорезей, сформулированных на их поверхности.
Недостатком двигателя является большой эквивалентный воздушный зазор,определяемый технологией производства полюсов, и е результате низкий КПД двигателя.
Наиболее близким к изобретению является однофазный шаговый двигатель, содержащий активный цилиндрический ротор в виде двухполюсного постоянного магнита и статор с магнитопроводом из магнитомяг„„Я „„1617555 А1 постоянного магнита и статор с магнитопроводом из магнитомягкого материала, несущим обмотку управления и имеющим полюса с несимметрией, образованной закрепленной на их боковой поверхности пла.стиной с эллиптическим отверстием, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения
КПД двигателя путем обеспечения,возможности регулирования величины несимметрии полюсов двигателя, полюса снабжены закрепленной к их боковой поверхности дополнительной пластиной с эллиптическим отверстием, причем оси эллиптических отверстий пластин наклонены к оси полюсов под разными углами, кого материала, несущим обмотку управления и имеющим полюса с несимметрией, образованной закрепленной на их боковой поверхности пластины с эллиптическим отверстием.
Однако невозможность регулировки величины несимметрии полюсов и, е результате, невозможность регулирования кратности движущего и фиксирующего моментов двигателя снижают КПД двигателя.
Цель изобретения — повышение КПД двигателя путем обеспечения возможности регулирования величины несимметрии полюсов двигателя.
Для достижения цели в однофазном шаговом двигателе, содержащем активный цилиндрический ротор в виде двухполюсного постоянного магнита и статор с магнитопроводом из магнитомягкого материала, несущим обмотку управления и имеющим полюса с несимметрией, образованной за1617555
Изобретение позволяет регулировать величину фиксирующего момента двигателя путем изменения магнитной несимметрии полюсов двигателя с помощью изменения угла взаимной ориентации пластин 5 и 6
P< — Pz, При этом относительная величина движущего и фиксирующего моментов может быть выбрана соответствующей максимальной величине КПД двигателя.
Составитель З,Горник
Редактор M,Êåëåìåø Техред М.Моргентал Корректор Т,Палий
Заказ 4125 Тираж 443 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при (КНТ СССР
113Р35, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина. 101 крепленной на их боковой поверхности пластиной с эллиптическим отверстием, полюса снабжены закрепленной к их боковой поверхности дополнительной пластиной с эллиптическим отверстием, причем оси эл- 5 липтических отверстий пластин наклонены к оси полюсов под разными углами.
На чертеже изображен предлагаемый двигатель, общий вид.
Двигатель содержит цилиндрический 10 ротор 1 в виде двухполюсного постоянного магнита и статор, состоящий из магнитопровода 2 с обмоткой 3 управления и полюсами 4, окружающими ротор. Полюса имеют цилиндрическую расточку, формирующую 15 осНоВНоА рабочий зазор двигателя, Полюса снабжены ферромагнитными пластинами 5 и 6 с эллиптическим отверстием. Оси этих отверстий, соответствующие наимен ьшим диаметрам расточки, не совпадают и со- 20 ставляют с осью полюсов углы,В и/5 соответственно.
Двигатель работает следующим образом.
При отсутствии питания на обмотке ро- 25 тор занимает положение относительно пластин 5 и 6, соответствующее максимальной магнитной проводимости между статором и ротором, при этом ось ротора составляет с осью полюсов угол a(Pz — /Çð . Подача импульса управления соответствующей полярности на обмотку намагничивает полюса статора с полярностью, одинаковой с полярностью ротора. При этом ротор поворачивается на угол, меньший 180О под действием движущего момента, развиваемого полюсами ротора. Прекращение действия импульса управления вызывает дальнейший поворот ротора под действием фиксирующего момента до совпадения оси ротора с осью, соответствующей максимальной магнитной проводимости статора.
При этом угол поворота ротора относительно начального положения составляет 180О.
Подача импульса управления на обмотку противоположной полярности вызывает дальнейший поворот ротора еще на 180 .
Питание обмотки последовательностью разнополярных импульсов вызывает непрерывное вращение ротора.