Механизм меандра

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач. Цель - расширение кинематических возможностей механизма меандра - достигается за счет увеличения числа ступеней передач в механизме меандра с осеподвижным колесом без увеличения числа образующих ступени передач последовательно зацепляющихся блоков колес . Ступени образуют блоки 4-10 колес. На двух отборных валах 2 и 12 осеподвижно установлены колеса 11, 13, сблокированные вилкой 20. Последняя перемещается при помощи кинематической пары 24 винтгайка. Переключение передач осуществляется последовательным и поочередным введением в зацепление колес 11, 13 с блоками 4-10 колес. При этом вращающий момент с соответствующего отборного вала 2, 12 через кинематическую связь передается ведомому валу 3. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 F 16 Н 3 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 2 5б78

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4636412!28 (22) 12.01.89 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и Стерлитамакский станкозавод им. Ленина (72) Ф. Ф. Ризванов и В. Л. Зинов (53) 621.833(088.8) (56) Металлорежущие станки./Под ред.

Н. С. Ачеркана. — М.: Машгиз, 1958, с. 462, фиг. 111.70. (54) МЕХАНИЗМ МЕАНДРА (57) Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач. Цель — расширение кинематических возможностей механизма меандра — достигается за счет увели„„SU„„1618941 д 1

2 чения числа ступенеи передач в механизме меандра с осеподвижным колесом без увеличения числа образующих ступени передач последовательно зацепляющихся блоков колес. Ступени образуют блоки 4 — IO колес.

На двух отборных валах 2 и 12 осеподвижно установлены колеса 11, 13, сблокированные вилкой 20. Последняя перемещается при помощи кинематической пары 24 винт— гайка. Переключение передач осуществляется последовательным и поочередным введением в зацепление колес 11, 13 с блоками

4 — IO колес. При этом вращающий момент с соответствующего отборного вала 2, 12 через кинематическую связь передается ведомому валу 3. 1 з. и. ф лы, 1 ил.

1618941

Формула изобретения

Составитель В. Сергеев

Редактор Н. Рогулич Техред А. Кравчук Корректор Н. Король

Заказ 32 Тираж ÇÐ8 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач станков.

Целью изобретения является расширение кинематических возможностей механизма меандра за счет увеличения числа ступеней передач в механизме меандра с осеподвижным колесом без увеличения числа образующих ступени передач последовательно зацепляющихся блоков колес.

На чертеже изображена кинематическая схема механизма меандра.

Механизм меандра содержит три параллельных вала 1 — 3. Вал 1 — ведущий, а вал

2 — отборный. На валах и 3 установлены с возможностью вращения последовательно зацепляющиеся и образующие ступени передач блоки 4 — 10 из пар зубчатых колес. На отборном валу 2 осеподвижно установлено зубчатое колесо 11 для выборочного зацепления с блоками 4, 6, 8 и 10 колес вала 3.

Механизм меандра снабжен аналогичным основному дополнительным отборным валом

12 с соответствующим дополнительным осеподвижным колесом 13 для выборочного зацепления с блоками 5, 7 и 9 колес ведущего вала 1. Колесо 13 имеет также возможность взаимодействовать с блоком 10 через установленное на валу 1 с возможностью вращения зубчатое колесо 14. Дополнительный 12 и основной 2 отборные валы кинематически связаны с валом 3 с различными передаточными отношениями. Кинематическую связь вала 12 с валом 3 образуют жестко закрепленное на валу 12 зубчатое колесо 15, установленный на валу 1 с возможностью вращения вспомогательный блок

16 зубчатых колес, и жестко закрепленное на валу 3 зубчатое колесо 17. Кинематическую связь вала 2 с валом 3 образуют жестко закрепленное на валу 2 зубчатое колесо 18 и жестко закрепленное на валу 3 зубчатое колесо 19. Вал 3 в данной кинематической схеме является ведомым.

Основное 11 и дополнительное 13 осеподвижные колеса могут быть сблокированы между собой вилкой 20 для совместного перемещения. Крайний блок 4 колес кинематически связан через установленное на валу 1 с возможностью вращения зубчатое колесо 21 и муфту 22 с приводным двигателем 23. Для перемещения вилки 20 с колесами 11 и 13 использована кинематическая пара 24 винт — гайк", вращение винта которой обеспечивается вспомогательным двига5 телем 25, и позиционирование винта — с помощью датчика 26.

Механизм работает следующим образом.

В положении, изображенном на чертеже, вращающийся момент от двигателя 23 зацеплением колеса 21, блока 4 колес, колеса

"0 11, колеса 18 и колеса 19 передается ведомому валу 3.

Для переключения передач включают вспомогательный двигатель 25. При этом вилка 20 перемещается вдоль осей валов 2

15 и 12. Колесо 11 выводится из зацепления с блоком 4, а колесо 13 вводится в зацепление с блоком 5. В этом положении датчик

26 выключает двигатель 25, позиционируя включенную следующую ступень передач.

Подобным перемещением вилки 20 обеспе20 чивается включение восьми ступеней передач.

1. Механизм меандра, содержащий три па раллельных вала, один из которых ведущий, а другой отборный, установленные на ведущем и третьем валу с возможностью вращения последовательно зацепляющиеся и образующие ступени передач блоки из пар

30 зубчатых колес и осеподвижно установленное на отборном валу зубчатое колесо для выборочного зацепления с блоками колес третьего вала, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет увеличения числа ступе35 ней передач, он снабжен аналогичным основному дополнительным отборным валом с ссютветствующим дополнительным осеподвижным колесом для выборочного зацепления с блоками колес ведущего вала, дополнительный и основной отборные валы кинематически связаны с третьим валом с различными передаточными отношениями, а третий вал — ведомый.

2. МеханиЗм по п. 1, отличающийся тем, что основное и дополнительное осеподвиж45 ные колеса сблокированы между собой для совместного перемещения.