Привод перемещений рабочих органов металлорежущих станков
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению Цель изобретения - исключение перегрузок и обеспечение надежности в работе Привод, содержащий электродвигатель 1 и редуктор в виде двухпоточной косозубой передачи с разнонаправленным наклоном зубьев зубчатых колес 10 и 14, установленных на уравнительном валу 6, снабжен втулкой 4, кинематически замыкающей оба потока передачи посредством фрикционных конических поверхностей 7, выполненных на втулке 4 и валу 6, настраиваемых на рабочие нагрузки с помощью пружины 12 На втулке 4 посредством шлицев 5 установлена шестерня 3, зацепленная с шестерней 2, закрепленной на валу электродвигателя При работе привода втулка 4 в совокупности с уравнительным валом 6 и прхжиной 12 позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление основных эвеньев кинематической цепи и при возникновении перегрузок на исполнительном механизме кинематически отключить электродвигатель от редуктора . 1 ил (С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ Х
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 H 55 18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬ!ТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4433446/28 (22) 3!.05.88 (46) 07.01.9 . 5юл. № (71) Специальное конструкторское бюро алмазно-расточных H радиально-сверлильных станков (72) Д, И. Ладыженский, Ю. Ш. Рашковский и Г. И. Штейнберг (53) 621.831 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 224265, кл. В 23 С 9/00, 1966. (54) ПРИВОД ПЕРЕМЕЩЕНИ1! РА50ЧИХ ОРГАНОВ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ
СТАНКОВ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — исключение перегрузок и обеспечение надежности в работе.
Привод, содержащий электродвигатель 1 и редуктор в виде двухпоточной косозубой
„„SU„,. 1618966 А 1
2 передачи с разнонаправленным наклоном зубьев зубчатых колес 10 и 14, установленных на уравнительном валу 6, снабжен втулкой 4, кинематическн замыкающей оба потока передачи посредством фрикционных конических поверхностей 7, выполненных на втулке 4 и валу 6, настраиваемых на ра6очие нагрузки с помощью пружины 12. На втулке 4 посредством шлицев 5 установлена шестерня 3, зацепленная с шестерней 2, закрепленной на валу электродвигателя. При работе привода втулка 4 в совокупности с уравнительным валом 6 и пружиной 12 позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление основных звеньев кинематической цепи и при возникновении перегрузок на исполнительном механизML кинематически отключить электродвигатель от редуктора. 1 ил.
1618966
Формула изобретения
Составитель М. Радугин
Редактор Н. Рогулич Техред А. Кравчук Корректор Л. Бескид
Заказ 33 Тираж 3Я Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам перемещений рабочих органов металлорежущих станков.
Цель изобретения — исключение перегрузок и обеспечение надежности работы привода путем введения в конструкцию привода компенсирующего элемента в виде втулки с фрикционной конической поверхностью.
На чертеже представлена кинематическая схема привода.
На валу электродвигателя 1 жестко закреплена шестерня 2, зацепленная с шестерней 3, установленной на втулке 4 на шлицах 5. Втулка 4 установлена на уравнительном валу 6 и взаимодействует с ним через конические фрикционные поверхности
7, выполненные на втулке 4 и валу 6. Другой торец 8 втулки 4 через упорный подшипник 9 взаимодействует с торцом зубчатого колеса 10, установленного подвижно в осевом направлении на валу 6. Уравнительный вал 6 установлен на опоре 11 и подпружинен в осевом направлении пружиной
12 через упорный подшипник 13. На валу 6 жестко установлено зубчатое колесо 14, зацепленное с зубчатым колесом 15, расположенным на первом ведомом валу 16, а зубчатое колесо 10 зацеплено с зубчатым колесом 17, расположенным на втором ведомом валу 18. Оба ведомых вала 16 и 18 кинематически связаны между собой посредством зубчатых колес 19 и 20 и зубчатой рейкой 21. Зубчатая рейка 21 соединена с исполнительным механизмом (не показан) металлорежуц,его станка.
Привод работает следующим образом.
Предварительное натяжение (выборка зазоров) в замкнутом кинематическом контуре передачи (21, 17, 10, 9, 4, 6, 14, 15, 19, 21) осуществляется осевым перемещением плаваюгцего уравнительного вала 6 под действием пружины 12, вызывая разворот зубчатых колес 15 и 17 в противоположных направлениях за счет разнонаправленного наклона зубьев колес 14 и 10 и предварительной настройки пружины 12, обеспечивающей необходимое усилие для поджатия конической фрикционной поверхности 7 между втулкой 4 и валом 6, чтобы обеспечить передачу рабочего крутящего момента от электродвигателя 1 к исполнительному механизму.
Крутящий момент передается от вала электродвигателя 1 через шестерню 2 и шестерню 3 на втулку 4 и через конические фрикционные поверхности 7 на уравнительный вал 6, а далее — по двум параллельным кинематическим цепям: зубчатое колесо
14, зубчатое колесо 15, ведомый вал 16, зубчатое колесо 19, рейка 21; зубчатое колесо 10, зубчатое колесо 17, ведомый вал 18, зубчатое колесо 20 и рейка 21.
В случае возникновения перегрузок исполнительного механизма повышенное усилие через зубчатые колеса 19 и 20 и соответственно пары зубчатых колес 15 — 14 и
17 — 10 передается на уравнительный вал 6, отжимая пружину. Фрикционное зацепление между валом 6 и втулкой 4 размыкается, предохраняя электродвигатель от перегрузки.
Таким образом, привод позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление в основных звеньях кинематической цепи с одновременным предохранением электродвигателя от перегрузок.
Привод перемещений рабочих органов металлорежущих станков, содержащий двигатель, редуктор в виде двухпоточной косозубой передачи с разнонаправленным наклоном зубьев шестерен, кинематически замкнутой подпружиненным вдоль оси уравнительным валом с зубчатыми колесами, отличающийся тем, что, с целью исключения перегрузок и обеспечения надежности работы конструкции, привод снабжен втулкой, размещенной на уравнительном валу для взаимодействия с ним через -конические фрикционные поверхности, выполненные на втулке. и валу, и кинематически соединенной через шлицы с ведущим валом двигателя, другой торец втулки через упорный подшипник соединен с торцом одного из зубчатых колес уравнительного вала, а последнее расположено на валу подвижно в осевом направлении.