Стенд для испытания зубчатых колес рядовых передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании при крутильных колебаниях зубчатых колес с неподвижными осями вращения, установ9 Ю Пи ЭД I ленных в замкнутом силовом контуре, например , на определение изнашиваемости зубьев, предела выносливости, кривой выносливости , на усталостную долговечность и т.д. Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение достоверности испытаний путем обеспечения перехода от одной пары испытуемых зубьев к другой без вывода испытуемых зубчатых колес из зацепления и снятия нагрузки, а также проведения испытания всех пар зубьев испытуемых колес при одной и той же заданной нагрузке в контуре. Нагружение знакопостоянной нагрузкой испытуемых колес 4, 5 осуществляется нагружателем 8. Вращение привода 1 приводит к вращению неуравновешенных грузов 10 эксцентриково-инерционного возбудителя 9 крутильных колебаний, силы инерции которых обеспечиваютугловые колебания вала 2 в пределах линии зацепления колес 4, 5. Переход к другой паре зубьев осуществляется поворотом червячного колеса 13. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л С о ю о Ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 13/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
tM
b (L+ (21) 4636706/28 (22) 12.01.89 (46) 07.01.91. Бюл. ¹ 1 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института "НАТИ" и Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) А.Я,Найштут, Ю.Д,Никитин, В,И,Дворчик, В,И.Пожбелко, В.А.Пермяков и Н,e,Родиков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 485341, кл. G 01 M 13/02, 1971.
Авторское свидетельство СССР
N 200245, кл. G 01 M 13/02, 1964. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС РЯДОВЫХ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании при крутильных колебаниях зубчатых колес с неподвижными осями вращения, установÄÄ59ÄÄ 1619094 А1 ленных в замкнутом силовом контуре, например, на определение изнашиваемости зубьев, предела выносливости, кривой выносливости, на усталостную долговечность и т.д. Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение достоверности испытаний путем обеспечения перехода от одной пары испытуемых зубьев к другой без вывода испытуемых зубчатых колес из зацепления и снятия нагрузки, а также проведения испытания всех пар зубьев испытуемых колес при одной и той же заданной нагрузке в контуре. Нагружение знакопостоянной нагрузкой испытуемых колес 4, 5 осуществляется нагружателем 8. Вращение привода 1 приводит к вращению неуравновешенных грузов 10 зксцентриково-инерционного возбудителя 9 крутильных колебаний, силы инерции которых обеспечиваютугловые колебания вала 2 в пределах линии зацепления колес 4, 5. Переход к другой паре зубьев осуществляется поворотом червячного колеса 13. 2 з.п, ф-лы, 3 ил.
1619094
10
20
35 лес.
l
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании при крутильных колебаниях зубчатых колес с неподвижными осями вращения, установленных в замкнутом силовом контуре, например, на определение изнашиваемости зубьев, предела выносливости, кривой выносливости, на усталостную долговечность при циклическом нагружении и для сравнительных испытаний различных зубчатых колес.
Цель изобретения — снижение трудоемкости и повышение достоверности испытаний путем обеспечения перехода от одной пары испытуемых зубьев к другой без вывода испытуемых зубчатых колес из зацепления и снятие нагрузки, а также проведение испытания всех пар зубьев испытуемых колес при одной и той же заданной нагрузке в контуре.
На фиг.1 изображена общая схема стенда; на фиг.2, 3 — разрез А — А на фиг.1 при различных вариантах выполнения упругОго элемента.
Стенд содержит корпус (не обозначен), привод 1, установленные в корпусе с возможностью поворота параллельные валы 2, 3, одни концы которых предназначены для крепления зубчатых колес 4. 5 испытуемой передачи, закрепленные на других концах валов 2, 3 зубчатые колеса б, 7 замыкающей передачи, образующей с валами 2, 3 и колесами 4, 5 замкнутый контур. С одним из валов 2, 3, например.с валом 2, кинематически связано нагружающее устройство 8, выполненное, например, в виде торсиона.
Кинематически связанный с приводом 1 эксцентриково-инерционный возбудитель крутильных колебаний выполнен, например, в виде эксцентриково-рычажного механизма 9 с вращающимися неуравновешенными грузами 10, ведомый вал которого (не обозначен) и один иэ параллельных валов, например вал
2, связаны с одним концом упругого элемента, например набора пружин 11. С другими концами последних кинематически связан механизм поворота, например самотормозящаяся червячная передача с червяком 12 и червячным колесом 13, Кинематическая связь последнего с другими концами набора пружин 11 может включать элементы регулирования жесткости — регулируемые упоры 14, 15, например передачу винт-гайка, Пружины 11 могут быть выполнены в виде радиально установленных пружин рас тяжения (фиг.2) или тангенциально установленных пружин сжатия (фиг.3).
Стенд работает следующим образом.
Нагружателем 8 создается заданный постоянный уровень нагрузки в замкнутом контуре и следовательно в зацеплении испытуемых колес 4, 5. Вращение привода 1 приводит к вращению неуравновешенных грузов 10, силы инерции которых вызывают угловые колебания вала 2 в пределах линии зацепления испытуемых колес 4, 5.
Для перехода от одной пары зубьев испытуемых зубчатых колес 4, 5 к другой паре зубьев достаточно повернуть червяк 12 на ходу без остановки и разборки стенда, после чего продолжить процесс испытаний, пока не будут исследованы все пары зубьев.
Установка начального положения зацепления каждой пары зубьев осуществляется поворотом червячного колеса 13, а регулирование амплитуды колебаний вала 2 (т.е, протяженности зацепления зубьев колес 4, 5) достигается поджатием упорами 14 пружин 11 (чем больше поджатие, тем меньше амплитуда колебаний).
В случае перемещения только одного из упоров 14 можно также изменять и начальное положение колебаний зубьев.
Стенд обеспечивает снижение трудоемкости испытаний зубчатых колес с неподвижными осями вращения, так как для перехода от одной испытуемой пары зубьев к другой не требуется остановка и разборка стенда, снятие и повторное нагружение замкнутого контура, а также повышение достоверности испытаний за счет их проведения на ходу при одной и той же заданной нагрузке в контуре и, кроме того, с использованием только одной пары зубчатых коФормула изобретения
1. Стенд для испытания зубчатых колес рядовых передач, содержащий корпус, привод, кинематически связанный с последним возбудитель крутильных колебаний, установленные в корпусе с возможностью поворота параллельные валы, одни концы которых предназначены для крепления испытуемых колес, закрепленные на других концах параллельных валов зубчатые колеса замыкающей передачи, кинематически связанное с одним из параллельных валов нагружающее устройство, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения достоверности испытаний, возбудитель крутильных колебаний выполнен эксцентриково-инерционным, а стенд снабжен кинематически связанным с последним и с одним иэ параллельных валов одним концом упругим элементом и кинематически связанным с другим концом последнего механизмом поворота.
2. Стенд по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде
1б19094
Составитель Ю.Красненко
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Л.Бескид
Редактор В.Данко
Заказ 39 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагаоина, 101 набора пружин, механизм поворота — в виде самотормозящейся червячной передачи, эксцентриково-инерционный возбудитель крутильных колебаний в виде эксцентриково-рычажного механизма с неуравновешенными грузами, а кинематическая связь другого конца упругого элемента с механиэмом поворота представляет собой кинематическую связь других концов набора пружин и.червячного колеса.
3. Стенд по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что в кинематическую связь набора пружин и червячного колеса включены элементы регулирования жесткости.