Автоматический фотоколориметрический ленточный газосигнализатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е l6I962

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 29 1/111.1961 (Л" 743158/23-5) Кл. 42/, 4/06 с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 20. 1/!.1969. Бюллетень ¹ 21

Дата опубликования описания 2.Х.1969. 11ПК G 01п

Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР т 7 К

1 ВСЕСОЮЗ:,;,: „""т

1 < BAHT!-!р -.- =„-,:, -- "1YE, -"1

Л вторы изобретения

P. Ш. Перловский и В. В. Комаров

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ФОТОКОЛОРИМЕТРИЧЕСКИй

Л ЕНТОЧ Н Ы Й ГАЗОС И ГНАЛ ИЗАТОР известен автоматический фотоколориметрический ленточный газ осигнализатор типа

ФКГ-1, сообщающий о предельно допустимых концентрациях газовых примесей. Прибор содержит дифференциальный фотоколориметрический блок, сигнальное устройство и механизм периодической, не зависящей от концентрации примеси, протяжки индикаторной ленты. Однако при использовании этого прибора имеет место большой расход индикаторной ленты.

Предлагаемьн газосигнализатор отличается от известного тем, что измерительная диагональ моста соединена с управляющей сеткой тиратрона, нагруженного обмоткой реле управления, один и. о. контакт включен в цепь двигателя ленгопротяжного механизма, а в цепь обмотки реле сигнализации включены последовательно другой н. о. контакт реле управления и переключающий контакт реле времени. Благодаря такой конструкции прибора лучше используется индикатор, экономится индикаторная лента.

На фиг. 1 показана оптическая схема предлагаемого газосигнализатора; на фиг. 2— электрическая схема; на фиг. 3 — кинематическая схема и на фиг. 4 — схема продувки корпуса прибора.

Световые потоки от лампы 1 направляются собирательными линзами 2 через отверстия

gE фотосопротивлений на индикаторную ленту 3 и на сравнптельньш образец 4. Отражаясь от них (и меняя свою. силу, если индикаторная лента изменила окраску), свет попадает на чувствительный слой фотосоп роги влений 5 и б.

Для повышения чувствительности фотоэлектрической системы из белого спектра осветительной лампы с помощью светофильтров 7

10 вырезается полоса, лежащая в области максимального поглощения спектра окрашенной индикаторной ленты.

Чувствительным элементом схемы газосигналпзатора (фиг. 2) служит мост постоянного

15 тока, плечами которого являются рабочее и сравнительное фотосопротивления 5 и б. Использование двух фотосопротивлений в мостовой схеме позволяет свести и минимуму температурную погрешность.

20 При равенстве активностей падающих на фотосопротивления световых лучей в измерительной диагонали моста сигнал отсутствует, и тиратрон 8, и анодную цепь которого включено реле 9, заперт.

25 При наличии в анализируемом газе фосгена окраска индикаторной ленты меняется, меняется интенсивность светового луча, падающего на рабочее фотосопротивление, в диагонали моста возникает напряжение разбалан30 са, которое подается на управляющую сетку

161Ì2

65 тиратрона. Тиратрон отпирается, и реле, находящееся в его анодной цепи, включает лентопротяжный механизм.

Газосигнализатор управляется с помощью электродвигателя 10 (с переключателем 11), 12 (с переключачелями 18 и 14) и электромагнитного реле 9 (контакты 15 и 16 — н. о., 17 и

18 — н. 3.). Измерительный мост и анодная цепь тиратрона питаются выпвямленным It стабилизированным напряжением (цепи изолированы друг от друга). Постоянное отрицательное смещение на управляющей сетке тиратрона создается подачей на,катод положительного потенциала, величина которого изменяется с помощью сопротивления. Для проверки нуля измерительного моста служат делители напряжения 19 и 20.

При включении прибора тумблер 21 замыкает цепь двигателя 12, и он начинает вращаться, пока цепь не разомкнуг переключателем 11, кинематически связанным с выходным валом 22 (фиг. 3). Бремя вращения соответствует выбранному времени цикла.

Возможны следующие два случая работы сигнализатора.

П е р в ы и с л у ч ай. Степень окраски индикаторной ленты достигает предела за время, превышающее время цикла Таймера. Тогда сигнал с измерительного моста (фиг. 2) отпирает тиратрон, в анодной цепи которого возникает ток, и срабатывает реле 9. Lro н. о. контакт 16, замкнувшись, включает двигатель 12.

В следующие моменты (когда планка 28 сходит с кулачка 24) контакт 15 блокирует цепь тиратрона (следовательно, обесточивает реле 9). При этом через н. з. контакт 17 реле 9 включается двигатель 10. 3а один оборот двигателя происходит следующее. Кулачок 24 (фиг. 3) на ведущем валу 25 при своем вращении через систему рычагов 26, 27, 28 и тяги

29 сначала освобождает ленту в лентоприжимном механизме, оттягивая ниппель 80. Далее пружина 81 прижимает ведомый валик <32 лентопротяжного механизма к ведущему валу

25, и индикаторная лента начинает протягиваться. После перемещения ленты на необходимую величину кулачок 24 отжимает ведомыи валик 82, и пружина 88 зажимает ленту в лентопротяжном механизме. В конце оборота (когда планка 84 находит на лыску кулачка 85) контакты 15 и 16 (фиг. 2 и 3) возвращаются в исходное положение. При этом анодная цепь замыкается, а двигатель 12 обесточивается. Вал двигателя 10 продолжает вращаться, пока не истечет время цикла.

Таким образом, в этом случае сигнал с измерительного моста включает лентопротяжный механизм и запускает двигатель 10 на следу ющий цикл.

В т о р о и с л у ч а й. Степень окраски ленты достигает предела за время, меньшее времени цикла, т. е. в период, когда двигатель 10 вращается и переключатель 11 находится в норм альном положении.

Лентопротяжный механизм включается в той же последовательности, как и в первом случае, но, кроме того, н. о. контакт 15 реле

9 замыкает (фпг. 2) цепь реле 86, к контактам которого может быть подсоединепо сигнальное устройство любого типа. Контакт 87 реле 36 использован для блокировки этого реле. Кнопка 88 служит для отключения сигнализации.

Из описанного выше видно, что смена индикаторной лепты происходит го мере надобности, т. е. по мере достижения заранее установленной степени окраски. Сигнализация же включается лишь в том случае, если лента достигает этой сгепени окраски за один цикл

Таймера пли раньше, когда концентрация определяемого компонента в анализируемом газе больше предельно допустимой или равна ей.

Это свойство значительно увеличивает время рабочы прибора на одной катушке индикаторной ленты, а также время работы всех узлов прибора, так как все они включаются не периодически по определенному циклу, как во всех приборах подобного типа, а лишь по мере надобности.

Все элементы прибора, за исключением сигнального реле 86 и контрольной лампы, расположены в одном корпусе, который для очистки от окружающего воздуха (часто именно в нем содержатся вредные примеси), а также с целью защиты от взрывов можно продувать чистым воздухом или азотом.

Степень продувки корпуса контролируется прибором, отличающимся от обычных тем, что в его схему (фиг. 4) введена зона А с промежуточным давлением (междиафрагменное пространство) .

Так как давление продувочного воздуха на входе в прибор не зависит от расхода (давление обычно поддерживается редуктором) и намного больше избыточного давления в корпусе 89 прибора, то применение сигнализатора

40 перепада с одной диафрагмы не обеспечивает эффективного контроля потому, что при забивании диафрагмы перепад давления практически не изменяется (давление продувочного воздуха обычно порядка 0,5 — 1 кг/см, избыточное давление — порядка десятков ям вод. ст.) .

Введение же зоны с промежуточным давлением, которое зависит лишь от расхода и соизмеримо с избыточным, а также установка сигнализатора перепада давления, извещающего об отклонении перепада от установленного, позволяет получить сигнализацию (или включить блокировку) при любой неполадке в системе продувки, что особенно важно в случае взрывозащищенного исполнения прибора.

Увеличение перепада сверх допустимого свидетельствует о разгерметизации прибора или забивании диафрагмы 41, уменьшение — о забивании диафрагмы 42 или нарушении подачи воздуха.

Описанная схема контроля за продувкой при использовании только одного сигнализатора

161962

Фиг.1 йерепада давления позволяет вести эффективный контроль и за расходом продувочного воздуха через прибор, и за величинои избыточного давления в корпусе прибора.

Испытания показали, что если концентрация фосгена лишь на 20 /О ниже предельно допустимой, то уже в этом случае расход индикаторной ленты сокращается почти вдвое по сравнению с расходом в известном приборе.

Предмет изобретения

Автоматический фотоколориметрический ленточный газосигнализатор предельно допустимых концентраций примесей, например фосгена, в воздухе производственных помещений по цветной реакции с 4-и-нитробензилпиридином и N-бензиланилином, содержащий фотоколориметрический блок с рабочим и сравнительным фотосопротивлениями, включенными в смежные плечи неуравновешенного

5 моста, механизм протяжки индикаторной ленты и реле сигнализации, отличающийся тем, что, с целью экономии индикаторной ленты путем более полного использования индикатора, измерительная диагональ моста соединена с

10 управляющей сеткой тиратрона, нагруженного обмоткой реле управления, один н. о. контакт включен в цепь двигателя лентопротяжного механизма, а в цепь обмотки реле сигнализации включены последовательно другой н. о.

15 контакт реле управления и переключающий контакт реле времени.

161962

Рыг, 2 ф.з

Редактор В. Федотов Техред Л, Я, Левина

Корректор С. М. Сигал

Заказ 2451!2 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2