Устройство для определения износа зубьев зубчатых передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности контролировать реверсивные передачи. Устанавливают на торце колеса преобразователь с приемной и компенсирующей катушками и дифференцировано измеряют зазоры между последними, толщина зуба дискового колеса выполнена большей, чем у колеса, на торце которого закреплено дно. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650874/28 (22) 17.02.89 (46) 15.01.91. Бюл. hb 2 (71) Белорусский политехнический институт (72) С.А. Беляев и А.С. Беляев (53) 531,717.2:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1048910, кл. G 01 М 13/02, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИЗНОСА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контИзобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых передач.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности определения износа при реверсе.

На чертеже изображена конструктивная схема устройства.

Устройство содержит сопряженные зубчатые колеса 1 и 2. На торце одного из них, например колеса 1, установлен с возможностью поворота вокруг оси этого колеса. зубчатый диск 3, подпружиненный в окружном направлении относительно этого колеса 1 пружиной 4. На торце колеса 1 закреплен бесконтактный индуктивный преобразователь (датчик) 5, взаимодействующий с базовыми поверхностями 6 и 7 сквозного паза 8, выполненного в диске 3, Зубья 9 диска 3 выполнены в торцовом сечении большего размера, чем зубья 10 колеса 1. Причем размер зубьев 9 диска 3 выбирается с учетом номинального размера зубьев 10 колеса 1 на любом текущем их

„5U Ä 1620880 А1 роля зубчатых передач. Цель изобретения— расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности контролировать реверсивные передачи. Устанавливают на торце колеса преобразователь с приемной и компенсирующей катушками и дифференцировано измеряют зазоры между последними, толщина зуба дискового колеса выполнена большей, чем у колеса, на торце которого закреплено дно. 1 ил. диаметре и величины бокового зазора в зацеплении сопряженных колес I и 2 диагностируемой передачи по условию отсутствия заедания

$д (Sx+jnj T>n где $д и $К вЂ” торцовый размер зубьев соответственно зубчатого диска и колеса на одном и том же диаметре;

jn — боковой зазор в зацеплении диагностируемых зубчатых колес;

Т п — допуск на боковой зазор.

Пружина 4 может быть выполнена из пружинной проволоки, например, круглого сечения, закреплена одним общим концом на ступице колеса t, другим — на зубчатом диске 3 и помещена в радиальное отверстие большего диаметра, чем на концах закрепления. Это обеспечивает возможность ее деформирования в процессе работы устройства.

Усилие подпружинивания диска 3 относительно колеса 1 должно быть меньше передаваемого колесами 1 и 2 окружного усилия. Это вызвано необходимостью исключить износ боковых поверхностей зубьев

3 нк ию следя- стеме возникает разбаланс, величина котодиска 3. выполняющего фу ц след и с и еобраэовате- рого и щего элемента в общей (с р р и

При мы атаци зубья юю и системе (не ром с 1 и 2 на показана). ей колеса 5 участках силового их взаимод имо ействия изна опр A со ступицеи колес

1 о выполнить по скользящей посадке ши ваются.

3 бья колеса 2 остаются практичеможн зможности диском зу ья иэили н а телах качения с учетом во я я иаг- ски непов режденными. Следовательно, его мног

0 е диска 3 от первоначально О лес. им обра- жени, ия, Изменение измеряемых зазоровд1 и

Устройство работает следующ д фиксируется регистрирующим приборо, м зом. не показана) с по показаниям которого уд

Г С ЯТ О СОСТОЯНИИ, 6 тоспособности vl остаточном ресурсе е бесконтактным индук- работоспосо включенным в нее е м 5 обмотки при- ди

15 диагностируемой передачи. тивным преобразователе

П реверсировании движения перед аемнов и компенсацион ной катушек ри ре ип работы устройства сохраняетс, которого соединены по д фф ифференциальной чи принцип однако уменьшаться будет уже aesop,,а бчатые колеса 1 и 2, увеличиваться — зазор д1 . нси ется на "нуль".

20 ф а вместе с ними и зубча д тый иск 3 вводЯтсЯ о р M y тся пе едаваемым Устроиств

У ство для определения износа в зацепление и нагружаютс р д ез льтатезУбчатый зубьев зу чатых и б передач, содержащее сокрутящим моментом, В ре у зубчатые колеса, установлендиск 3 смещается от своего р пе воначально- пряженные е одного иэ колес с

ro nonoxesw a KaK раэм р у ме его зубьев 9 в ный ка торц колько больше по- возможностью и поворота вокруг оси и подпоперечном сечении неско окружном направлении отперечного сечения размера у

3 бьев 10 коле- рессоренныи в са 1. Под действием пру и жины 4 диск -носительно кол еса зубчатый диск и датчик ещений, о т л и ч а ю щ е е с я находится в плотном зац еплении с сопря- его перемещен ю расширения технологиче-

30 ти емой пере- тем, что, с цель дачи. иска 3 вызывает износа при реверсе, толщина у ина з бьев зу

Угловое смещение диска вы выполнена большего раэмеуменьшение одного из из р ме aeMvx npe чатого диска вы

6ья колеса. на торце которого телем 5 зазора ä1 на величину ра, чем зу ья кол обраэователем а д2 на же установлен диск. смещения и увеличение зазор " " » 35 величину. 8 результате в измерительной си