Способ индикационной диагностики силовых трансформаторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электроэнергетике , а именно к защите силовых маслонаполненных трансформаторов. Целью изобретения является упрощение способа и повышение надежности. Способ заключается в том, что трансформаторное масло, циркулирующее через сепаратор, нагревают до 80-100 С, подают с помощью компрессора поток сжатого воздуха в сепаратор, в котором образуется воздушная подушка, прекращают подачу воздуха в сепаратор и воздух, насыщенный горючими газами, извлеченными из масла сепаратора, поступает в термокаталитический датчик. Предварительно для термокаталитического датчика задают уставку, равную сигналу, получаемому от термокаталитического датчика при прохождении через него воздуха, содержащего 0,01- 0,02% метана. Сигнал, полученный при прохождении воздуха из сепаратора через термокаталитический датчик, сравнивают с уставкой, и в случае превышения сигнала над уставкой подают сигнал о наличии неисправности. 1 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU „„.162Ш90 щ) Н 01 F 27/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ воздуха, датчик 4 горючих газов с индикаторным устройством 5, фильтр 6 для очистки воздуха, насыщенного горючими газами, от масла. Все указанные части устройства термостатированы при 45-50 С. Это необходимо для того, чтобы в любое время года температура детектора была одинаковой, Газовая линия, соединяющая фильтр 6 и маслоотделитель 7, имеет отвод с вентилем 8 для ввода стандартной калибровочной смеси при калибровке индикационного устройства. Иаслоотделитель
7 через вертикально установленную уравнительную трубку 9 соединен с
1 ОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4401570/07 (22) 04.04.88 (46) 15,01.91. Бюл. Ф 2 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС и
Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) А.A.Ляпкин, Б.М,Вида, Е.И.Несвижский, В.B.Ñoêoëoâ, Л.С.Петрищев, И.Ю.Мелешко и В.Д.Никифоров (53) 621.314.212 .(088.8) (56) Леонидова Н,Б. Электрохозяйство за рубежом (приложение к журналу), 1986, Nl 5, с. 24-29.
Tsukioka Н. et al. New apparatus
fordetecting transformer faults, IEEE Transaction and Electrical Insul, 1986, E 1-21, N 2, р. 221-229 ° (54) СПОСОБ ИНДИКАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ (57) Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к защите силовых маслонаполненных трансформаторов.
Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к защите силоBblx. маслонаполненных трансформаторов путем индикационной диагностики состава растворенных в масле горючих газов.
Целью изобретения является упрощение способа и повышение. надежности.
На чертеже представлено устройство, осуществляющее предлагаемый способ.
Устройство индикационной диагностики силовых трансформаторов содержит компрессор 1, фильтр 2 для очистки воздуха, вентиль 3 сброса части
Целью изобретения является упрощение способа и повышение надежности. Способ заключается в том, что трансформаторное масло, циркулирующее через сепаратор, нагревают до 80-100 С, подаЮт с помощью компрессора поток сжатого воздуха в сепаратор, в котором образуется воздушная подушка, прекращают подачу воздуха в сепаратор и воздух, насьпценный горючими газами, извлеченными из масла сепаратора, поступает в термокаталитический датчик, Предварительно для термокаталитического датчика задают уставку, равную сигналу, получаемому оТ термокаталитического датчика при прохождении че- а рез него воздуха, содержащего 0,010,02K метана. Сигнал, полученный при прохождении воздуха из сепаратора через термекатаиитический датчик, срае- C пинают с уставкой, и в случае превышения сигнала над уставкой подают е сигнал о наличии неисправности. 1 ил.
1621090 верхней частью сепаратора 10 с общим объемом около 1 л, заполненного насадкой 11, s качестве, которой рекомендуется использовать металлическую сетку. Сепаратор 10 имеет регулируе-. мый клапан 12, который конусообразным концом входит в диафрагму 13 и позволяет регулировать поток масла, поступаемого в сепаратор в зависимости от 10 температуры. Сепаратор 10 установлен на одной из труб 14 радиатора охлаждения трансформаторного масла.
Для автоматического периодического включения и отключения предлагаемое 15 устройство имеет реле 15 времени.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Трансформаторное масло,, циркулирующее через сепаратор, нагревают до определенной постоянной температуры 80 100 C. Затем подают с помощью компрессора поток сжатого воздуха в сепаратор через термокаталитический датчик. При этом термокаталитический 25 датчик очищается от газов и устанавливается на нуле, а в сепараторе над маслом образуется воздушная подушка, в которой устанавливается давление сжатого воздуха, равное разности стол-30 .бов масла в трансформаторе и сепараторе. Прекращают подачу воздуха в сепаратор, и воздух, — насыщенный горючими газами, извлеченными из масл.., из сепаратора благодаря разности столбов масла в трансформаторе и сепараторе поступает в термокаталитический датчик. Предварительно для термокаталитического датчика задают уставку, равную сигналу получаемому от термокаталитического датчика при прохождении через него воздуха, содержащего
0 01-0,027 метана. Сигнал, полученный при прохождении воздуха из сепаратора через термокаталитический датчик, 45
I сравнивают с уставкой, и в случае превышения сигнала над уставкой подают сигнал о наличии неисправности в диспетчерский пункт.
Устройство индикационной диагHoctH
0 ки силовых трансформаторов работает следующим образом.
Реле 15 времени с заданной периодичностью включает термостат, в котором расположены датчик 4 горючих га5 зов с индикаторным устройством 5 и компрессор 1, После выхода термостата в режим (45-50ОС) включается компрессор 1, который со скоростью 50
100 мл/мин осуществляет подачу воздуха в сепаратор 1О. Скорость подачи воздуха регулируется вентилем 3 на линни сброса воздуха, и одновременно включается датчик горючих газов, Воздух, очищенный от пыли и органических веществ активированным углем на фильтре 2, поступает в датчик 7 горючих газов и удаляет из него газы, скопивниеся при остановке устройства. Далее воздух проходит через фильтр 6 с силикагелем, где частично регенерирует
его от адсорбированных в нем органических веществ, поступает через маслоотделитель 7 по уравнительной трубке 9 в сепаратор 10 и наполняет в течение 10-15 мин его примерно наполо— вину. В сепараторе 10 клапан 12 изготовлен из материала, имеющего более высокий коэффициент линейного расширения (дюралюминий), чем материал, из которого изготовлен корпус сепаратора (сталь). В результате этого при высокой температуре масла клапан увеличивается по длине и закрывает диафраг»у 13, при этом поток масла снижается и уменьшается его температура вследствие большого охлаждения. В результате снижения температуры длина клапана 12 уменьшается, тем саиым увеличивая скорость потока масла, вытекающего из диафрагмы. Оптимальная скорость циркуляции масла через сепаратор составляет 1-2 л/мин. Это позво.— ляет наиболее полно выделить горючие гази из масла в воздух, поданньп в сепаратор. Через 10-15 иин компрессор 1 отключается и насыщенный горючиии газами воздух под действием перепада давления масла поступает в маслоотделитель 7, фильтр 6, где очищается от паров масла, и далее на вход датчика горючих газов. Сразу же после отключения компрессора 1 включается индикаторное устройство 5. Так как в начальный период в проходящем через датчик газе отсутствуют горючие вещества (водород, метан, окись углерода и др.), на индикаторном устройстве 5 фиксируется "О". Постепенно количество горючих газов в насыщенном воздухе увеличивается и достигает своего максимума, что фиксируется инцикаторныи устройством 5. При превынении сигнала датчика контрольного показания на индикационном устройстве срабатывает релр.и подается предупредительный сигнал на щит управления
16 и с диспетчерский пункт. При необходимости проверки с пульта управления можно провести повторный запуск устройства, Если результат повторится, то проводят полный анализ. масла су»»ествуюг»и»»и»»етодами»» выявляют повретсде»»ие в трансформаторе. Уставка срабатывания индикаторногo устройства выбирается с учетом содержания в мас ле газов, обусловленных процессамн естественного старения изоляции.
Калибровка датчика 4 и индикатора
5 проводится путем подачи калиброванной пробы метана в,воздухе в газовую систему через вентиль 8.
Отсутствие газохроматографических колонок, вентиляторов и газовых кранов значительно повышает надежность устройства при работе в автоматичес- . ком режиме.
Предлагаемый способ надежнее, так как устройство, осуществляющее предлагаеиьп» способ, позволяет сократить количество отбираемых и доставляемых в лаборатории для полного газохроматографического анализа проб масла эа счет исключения трансформаторов, в которнх содержание cyz»»»»» горючих ra21090
Ь зов н»»же уставки срабатывания индикационного устройства.
5 ормула и зобр етения
Способ»»»ндикацио»»ной диагностики силовых трансформаторов, заключающийся в то»», что извлекают горючие газы из масла в сепараторе, подают их сжатым воздухом из сепаратора на термокаталитический датчик и проводят диагностику силового трансформатора путем сравнения сигнала термокаталитического датчика с его уставкой, о тл z» ч а »э шийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения его надежности, до извлечения газов устанавливают постоянную температуру мас20 ла в сепараторе, задают уставку термокаталитнческого датчика, равную
0,01-0,02,. метана в воздухе, а извлечение горючих газов пз масла и подачу их на термокаталптический датчик
25 осуществляют путем подачи сжатого воздуха в сепаратор через термокаталитический датчик до образования воздугл»о»1» поду».»к»» над поверхностью масла в сепараторе и разности столбов масла в трансформаторе и сепараторе.