Система тушения пожара в помещении с топливным баком

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам тушения пожара в помещениях с топливными баками, может применяться в химической, газовой, нефтяной, автомобильной отраслях промышленности, а также в морском и на речном флотах как в стационарных хранилищах , так и при перевозке топлива, например , на танкерах, и позволяет повысить эффективность тушения за счет сокращения времени на подготовку системы к работе. Система содержит емкость 3 с пенным огнетушащим веществом, соединенную с коллектором 6 пенного вещества с соплами 7, источник сжато го газа 8, соединенный с коллектором газа 12, имеющим ряд смесителей 13, и камеру 14, расположенную соосно с топливным баком и с зазором относительно него. Внутри камеры, заполненной пенным веществом, расположен коллектор газа с рядами смесителей, а над ним - коллектор пенного вещества, закрепленный на камере , причем его сопла обращены вниз, а камера сверху закрыта отбойным козырьком, расположенным с зазором относительно стенки бака. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. е

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 A 62 С 3/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4426950/12 (22) 17.05.88 (46) 23.01.91. Бюл. Я 3 (72) И.И.Денисов, А.А.Никулин и В.М.Волокити н (53) 614.843 (088.8) (56) Патент США hh 3876010, кл. А 62 С 3/12, 1975. (54) СИСТЕМА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ С ТОПЛИВНЫМ БАКОМ (57) Изобретение относится к средствам тушения пожара в помещениях с топливными баками, может применяться в химической, газовой, нефтяной, автомобильной отраслях промышленности, а также в морском и на речном флотах как в стационарных хранилищах, так и при перевозке топлива, на Ы 1621959 Al пример, на танкерах, и позволяет повысить эффективность тушения эа счет сокращения времени на подготовку системы к работе.

Система содержит емкость 3 с пенным огнетушащим веществом, соединенную с коллектором 6 пенного вещества с соплами 7, источник сжатого газа 8, соединенный с коллектором газа 12, имеющим ряд смесителей

13, и камеру 14, расположенную соосно с топливным баком и с зазором относительно него. Внутри камеры, заполненной пенным веществом, расположен коллектор газа с рядами смесителей, а над ним — коллектор пенного вещества, закрепленный на камере, причем его сопла обращены вниз, а камера сверху закрыта отбойным козырьком, расположенным с зазором относительно стенки бака. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1621959

Изобретение относится к средствам тушения пожара в помещениях с топливными баками и может быть испольэова 10 в хими еской.газовой, нефтяной, автомобильной отраслях промышленности, а также в морском и на речном флотах как в стационарных хранилищах, так и при перевозке топлива, например, на танкерах.

Целью изобретения является повышение эффективности тушения пожара в помещениях с топливными баками за счет

Сокращения времени на подготовку системы к работе.

На чертеже представлена система тушения пожара в помещении с топливным баком, общий вид.

Система тушения пожара в помещении

1 с топливным баком 2 содержит емкость 3 с пенным огнетушащим веществом (ПОВ), пусковой кран 4, насос 5 для подачи ПОВ в коллектор б с соплами 7, емкость 8 со сжатым газом, например азотом, пусковой кран

9, редуктор 10, трубопровод 11 для подачи газа в коллектор 12 с форсунками,13. Коллектор 12 газа расположен в камере 14.

Камера 14, имеющая отбойный козырек

15, заполняется ПОВ 16, и расположена на ферме 17. Камера 14 расположена также соосно баку 2 и охватывает весь бак, но не соприкасается с ним, а образует зазор между внутренней стенкой 18 камеры и стенкой бака 19, Камера 14 выполнена так, что огибает бак с зазором, и если в сечении бак — прямоугольный, то и камера прямоугольная, если в сечении бака — круг, то камера— кольцевая. В поперечном сечении камера

14 может быть прямоугольной или овальной. Овальная форма стенокснижаетсопротивление истечени о пены из камеры, так как выходящий поток газа соприкасается касательно со стенкой камеры, тем самым повышая скорость газа и улучшая пенообразование.

Коллектор 12 газа выполняется из трубы, а на его стенках крепятся ряды смесителей 13. Смеситель может быть выполнен в виде форсунки (струйной или центробе>кной).

Количество рядов смесителей, например от двух до четырех, выбирае-ся в зависимости от мощности системы подачи сжатого газа, размеров бака и помещения, Коллектор 12. газа может быть расположен на кронштейне 20, если имеется два противоположно расположенных ряда смесителей 13 или кладется на дно камеры, если имеется один ряд смесителей с соплами форсунок, направленными вверх, 5

10 стенке камеры.

Козырек 15 предназначен для предо20 хранения ПОВ, находящегося в камере 14, 25

55

Коллектор 6 ПОВ выполнен в виде кольцевой трубы с соплами 7, выполненными, например, из трубок. Коллектор 6 крепится сверху на боковой (например, наружной относительно бака 2, стенке камеры) стенке камеры 14 сваркой или кронштейнами (не показано), Сопла 7 коллектора ПОВ направлены внутрь камеры 14 и расположены выше уровня ПОВ, заполняющего камеру.

Такое расположение сопел улучшает пенообразование, так как струя ПОВ иэ сопел соударяется с ПОВ в камере и создает дополнительную пену.

Пеногенератор сверху закрыт отбойным козырьком 15, расположенным с зазором относительно стенки бака и закреплен, например, на боковой наружной от бака от засорения как от проливающего сверху (из пробоины или прогара) топлива, так и от пепла, обломков кровли и т.п. Если топливо из щели течет по стенке бака, то оно протекает в зазоре между стенкой бака 19 и стенкой 18 камеры 14. Если топливо из щели истекает в виде изогнутой струи, то она попадает на наружную поверхность козырька

15, отражается от него, но в камеру не попадает, тем самым не нарушая (не ухудшая) процесс пенообразования. Кроме этого, отбойный козырек 15 служит для подачи пены в первую очередь на стенку бака, по которой пена через зазор между козырьком 15 и стенкой бака поднимается по баку к очагу пожара, а потом расползается в стороны от бака, заполняя помещение.

После прекращения пожара и отключения системы подачи газа и ПОВ в камере 14 остается готовый к вторичному использованию незагрязненный ПОВ.

Если ПОВ в камере 14 загрязняется (пробоина имеется между козырьком 15 и коллектором 6); то объем его на порядок меньше ПОВ, заливаемого на пол (как в известной), т.е. предлагаемая система экономичнее.

Камеры 14 целесообразнее располагать по середине высоты бака, (если высота бака

5 — 8 м), так как образующается пена с (примерно) одинаковой скоростью распространяется и вверх и вниз, И если пожар возникает вверху на топливном зеркале бака или внизу на полу на зеркале пролитого топлива, то он потушен с одинаковой скоростью, Если топливные баки очень высокие (10-20 м), то целесообразно камеру 14 уста° навливать как в верхней части бака, так и в нижней части бака и включать соответствен

1621959 сокращается время тушения пожара, так как операция по заполнению ПОВ части помещения происходит не во время пожара, а заблаговременно в специальную камеру, Кроме этого, уменьшается расход ПОВ ввиду использования отбойного козырька, расположенного над камерой и предохраняющего ее от засорения.

Предлагаемая система тушения пожара в помещении с топливными баками позволяет повысить эффективность тушения пожара и снизить материальный ущерб от него.

Составитель В.Комиссаров

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О,Кравцова

Редактор M.Áëàíàð

Заказ 66 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комйтета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 но верхнюю или нижнюю систему в зависимости от верхового или низового пожара, Система тушения пожара работает следующим образом.

Камера 14 заполняется ПОВ до такого 5 уровня, чтобы газовый коллектор 12 покрывался слоем ПОВ в 20 — 25 см. Такая толщина жидкости предотвращает проскакивание газа через слой жидкости и способствует нормальному пенообразованию. ПОВ при 10 хранении постоянно пополняется в камере

14 (по мере его испарения) вручную или автоматически. При возникновении пожара датчики температуры, расположенные в помещении (не показано), сигнализируют о 15 повышении температуры. В зависимости от длины трубопроводов подачи газа и ПОВ одновременно или с задержкой включаются автоматически или оператором клапаны 4 и

9 и насос 5. 20

Газ из емкости 8 через клапан 9, редуктор 10 по трубопроводу 11 поступает в газовый коллектор 12, Через форсунки 13 впрыскивается в находящийся там ПОВ 16 и образует пену. Пена выталкивается из пе- 25 ногенератора, растекается по стенке бака 2 вниз и вверх, перекрывая место образования огня от доступа кислорода воздуха и тем самым ликвидируя пожар.

Одновременно с подачей газа в пеноге- 30 нератор подается ПОВ из емкости 3, через клапан 4 с помощью, например, насоса 5 в коллектор 6 ПОВ и через сопла 7 в полость камеры 14, поддерживая автоматически или вручную определенный уровень ПОВ в ка- 35 мере 14.

При ликвидации пожара отключается насос 5, закрываются клапаны 4 и 9, прекращая доступ газа и ПОВ в камеру 14.

Таким образом, по сравнению с извест- 40 ной предлагаемая система обладает большим быстродействием, за счет чего

Формула изобретения

1. Система тушения пожара в помещении с топливным баком, содерх<ащая огибающую топливный бак кольцевую камеру, емкость для пенного огнетушащего вещества, соединенную трубопроводом с коллектором, снабженным соплами для заправки пенным огнетушащим веществом кольцевой камеры, и источник сжатого газа,о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тушения за счет сокращения времени на подготовку системы к работе, она снабжена коллектором подачи газа, камера выполнена открытой сверху, установлена с радиальным зазором относительно топливного бака, при этом коллектор подачи пенного огнетушащего вещества, закреплен на стенке камеры выше уровня заправки пенного огнетушащего вещества, а коллектор подачи газа размещен в камере ниже уровня заправки пенного огнетушащего вещества.

2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью снижения расхода пенного огнетушащего вещества, она снабжена расположенным над камерой и с зазором относительно стенки топливного бака отбойным козь:рьком.