Шестеренная гидромашина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидросистемах в любой отрасли машиностроения. Цель изобретения - повышение гидромеханического КПД и улучшение условий эксплуатации. Шестеренная гидромашина внешнего зацепления содержит корпус 1, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в отверстиях подшипников 6 скольжения, сопряженные с боковой поверхностью 7 шестерен 3 торцовые компенсаторы 8 с эластичными манжетами 9, установленными в выборках 10, выполненных на нерабочей поверхности 11 компенсаторов 8, и кольцевые канавки, выполненные на рабочей поверхности компенсаторов 8 и расположенные концентрично относительно отверстий подшипников 6, причем размеры кольцевых канавок выполнены согласно соотношениям: (Si + S2+ Ј ДОDBH D0+ (Si + + $2+ Ј А2 ); h 2 A2 . где DM наружный диаметр кольцевой закрытой канавки; DI - диаметр впадин зубьев Ј
союз сОВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5()5 F 04 С 2/04
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
О.< О -(S +S2+, ". h);
1
1 À!
I
» Pgz1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I (21) 4664848/29 (22) 06,02.89 (46) 30.01.91. 6юл. hk 4 (71) Винницкий проектно-конструкторский технологический институт гидропневмоагрегатов (72) А.B.Äèäåíêî, 6.И.Шехтман, В.П.Груша и П.А.Квасневский (53) 621.664(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1312950, кл. F 04 С 2/04, 1986. (54) Ш Е С ТЕ P E Н НА Я ГИДРОМАШ И НА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидросистемах в любой отрасли машиностроения.
Цель изобретения — повышение гидромеханического КПД и улучшение условий эксплуатации. Шестеренная гидромашина внешнего зацепления содержит корпус
1, в цилиндрических расточках которого
Р
А
10 б
„, . Ы„, 1б24203 А1 размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в отверстиях подшипников 6 скольжения, сопряженные с боковой поверхностью 7 шестерен 3 торцовые компенсаторы 8 с эластичными манжетами 9, установленными в выборках 10, выполненных на нерабочей поверхности 11 компенсаторов 8, и кольцевые канавки, выполненнь е на рабочей поверхности компенсаторов 8 и расположенные концентрично относительно отверстий подшипников 6, причем размеры кольцевых канавок выполнены согласно соотношениям:
Овн Do+ (S1+ + S2+ Ë2); h > A2 где Он — наружный диаметр кольцевой закрытой канавки; Di — диаметр впадин зубьев
1624203 шестерен 3; S> — величина максимального износа цапф 4 шестерен 3 и подшипников F скольжения; S2 — величина максимально о радиального вреэания зубьев шестерен 3 в корпус 1;,, Л1 — максимальный суммарный допуск на изготовление шестерен 3. подИзобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам.
Цель изобретения — повышение гидромеханического КПД и улучшение условий эксплуатации, На фиг.1 прецставлена шестеренная гидромашина, продольный разрез; на фиг.2— разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — узел на фиг.1.
Шестеренная .идромашина внешнего зацепления содержит корпус 1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в отверстиях 5 подшипников 6 скольжения, сопряженные с боковой поверхностью 7 шестерен 3 торцовые ксмпенсаторы 8 с эластичными манжетами 9, установленными в выборках 10, выполненных на нерабочей поверхности 11 торцовых компенсаторов 8, и кольцевые канавки 12, аыполненные на рабочей поверхности 13 торцовых компенсаторов и расположенные концентрично относительно отверстий 5 подшипников Ь скольжения под установку цапф 4, причем размеры кольцевых накаеок
12 выголнены согласно соотношениям:
D, < Di - (S < + Sz + g Л1 ), 08н > Do+ St + S2+ g Л1, Н > ),Л2 где DH — наружный диаметр канавок 12;
Di — диаметр впадин зубьев шестерен 3;
S> — величина максимального износа цапф 4 шестерен 3 и подшипников 6 скольжения;
Sz — величина максимального радиального врезания зубьев шестерен 3 в корпус 1;
Ai — максимальный суммарный допуск на изготовление шестерен 3, подшипников 6 скольжения и торцовых компенсаторов 8;
0 — внутренний диаметр кольцевой закрытой канавки 12;
1(15
50 шипников 6 компенсаторов 8; 0 — внутренний диаметр кольцевой закрытой канавки;
h — глубина кольцевой закрытой канавки; ,, Лг — суммарный торцовый износ пары трения компенсаторов 8 — поверхность 7 шестерни 3. 3 ил.
h — глубина кольцевой закрытой канавки
12:, hg — суммарный торцовый износ па-ры трения торцовый компенсатор 8 — боковая поверхность 7 шестерни 3.
Шестеренная гидромашина в режиме насоса работает следующим образом.
При вращении шестерен 3 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 3 и в межэубоеых впадинах переносится из полости низкого давления в полость высокого давления, При этом во внутренних полостях гидромашины образуются зоны: низкого давления на стороне всасывания и высокого на стороне нагнетания, границами которых являются, с одной стороны, диаметр цапф 4 шестерен и, с другой стороны, диаметр впадин зубьев шестерен. Наличие перепада давления и обусловленных им перетечек является основной причиной гидроабразивного износа рабочей поверхности торцовых компенсаторое 8 и боковой поверхности 7 шестерен 3. Выполнение на рабочей поверхности 13 кольцевых замкнутых канавок 12 обеспечивает удаление абразивных частиц из зазора между боковой поверхностью 7 шестерен 3 и рабочей поверхностью 13 и их сбор в кольцевых замкнутых канавках 12, за счет чего уменьшается абразивный износ данных поверхностей.
Формула изобретения
Шестеренная гидромашина внешнего зацепления, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни с цапфами, установленными в отверстиях подшипников скольжения, сопряженные с боковой поверхностью шестерен торцовые компеса оры с эластичными манжетами, установленными в выборках, выполненных на нерабочей поверхности торцовых компенсаторое, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения гидромехани еского КПД и улучшения условий эксплуатации, г а рабочей поверхности торцовых компснсаторов выполнены кольцевые закрытые канавки, расположенные концентрично относительно отверстий в подшипниках скольжения под установку цапф, причем размеры кольцевых закрытых
1624203
Фиг. Г канавок выполнены согласно соотношениям
Он < 01-(5!+ $2+ Л1), Овн> Do+ Я!+S2+ Х Ь1, П >, . Лз, где Он — наружный диаметр канавок;
D! — диаметр впадин зубьев шестерен;
S! — величина максимального износа цапф шестерен и подшипников скольжения;
Sg — величина максимального радиального врезания зубьев шестерен в корпус;, g Л! — максимальный суммарный допуск на изготовление шестерен, подшипников скольжения и торцовых компенсаторов;
О н — внутренний диаметр кольцевой закрытой канавг:!;
0Π— диаметр отверстий в подшипниках скольжения под установку цапф;
h — глубина кольцевой закрытой канавки;
,, Ь р — суммарный торцовый износ пары трения торцовый компенсатор — боковая поверхность шестерни.
1624203
Фиг. Х
Составитель B.Øàðûïîâ
Редактор М.Бандура Техред M.Ìoðlåíòàë Корректор М.Пожо
Заказ 178 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101