Устройство для аварийной защиты судового двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению и предназначено для аварийной защиты двигателя, снабженного системой дистанционного управления с каналами следящего и дистанционного управления реверсированием . Цель - повышение быстродействия. Устройство снабжено дополнительным командным диском 19. подключенным параллельно с выходом блока 10 защиты при помощи четвертого логического элемента ИЛИ 14 и второго запоминающего устройства 18 к блокировочным элементам И 29 и 30 следящего канала 7 управления и деблокирующему элементу И 36 на входах блока 8 управления реверсированием, причем вход сброса второго запоминающего устройства 18 подключен при помощи логического элемента ИЛИ 16 к выходу сумматора 20 контроля наличия рассогласования со следящего канала управления. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4449055/06 (22) 28.06.88 (46) 07.02.91. Бюл, М 5 (72) В.В.Антипов, Б.П.Арчаков, T.Â.Çîòèêoва, А.В.Лапшин и Б.Г.Сиротин (53) 621.43.005 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 581319. кл. F 01 M 1/24, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ 3АЩИТЫ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к судостроению и предназначено для аварийной защиты двигателя, снабженного системой дистанционного управления с каналами следящего

„„5lJ „„1625990 А1 нс F 01 М 1/24, G 01 М 15/00 и дистанционного управления реверсированием. Цель — повышение быстродействия.

Устройство снабжено дополнительным командным диском 19, подключенным параллельно с выходом блока 10 защиты при помощи четвертого логического элемента

ИЛИ 14 и второго запоминающего устройства 18 к блокировочным элементам И 29 и 30 следящего канала 7 управления и деблокирующему элементу И 36 на входах блока 8 управления реверсированием, причем вход сброса второго запоминающего устройства

18 подключен при помощи логического элемента ИЛИ 16 к выходу сумматора 20 контроля наличия рассогласования со следящего канала управления. 1 ил.

Изобре)ение относится к судостр е нию, в частности д(игателес) роен IK). и служит для аварийной защиты судового двигателя внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение быст родействия при аварииной остановке двигателя.

На чертеже показана схема устройства.

Испытуемый двигатель 1 содержит ре гулятор 2, реверс-редукторную передачу 3, датчик 4 работы двигателя, исполнительный механизм 5 отключения двигателя и датчик

6 контролируемого параметра защиты двигателя, Устройство содержит следящий канал 7 управления двигателем, канал 8 управления реверсированием дви(ателя, дистанционный клапан 9 управления двигателем, а также блок защиты 10, первый 11. второй 12, третий 13. четвертый 14 пятый

15 и шестой 16 логические элементы И.ПИ, первое 17 и второе 18 запоминающие устройства, командный диск 19 и сумма(ор 20.

Следящий канал 7 управления двигателем содержит командный орган-задатчик

21, логический блок 22, первый 23 и второй

24 преобразователи командных сигналов, сервомеханизм 25, датчик 26 обратной ()вязи, седьмой 27 и восьмой 28 логические элементы ИЛИ и первый 29 и второй 30 блокировочные элементы И

Канал 8 управления реверсированием двигателя 1 содержит первый 31 и второй 32 командные органы, блок ЗЗ управления реверсированием, третий 34, четвертый 35!", пятый 36 блокировочные элементы И и девятый логический элемент И ПИ 37.

Дистанционный клапан 9 yrравления двигателем содержит источник 38 раздельного питания, переключатель 39, третий 40 и четвертый 41 командные органы, Сервомеханизм 25 кинематически связан с датчиком 26 обратной связи, подключенным к входу логического блока 22. Входы третьего 40 и четвертого 41 командных органов при помощи переключателя 39 подключены к источнику 38 раздельного питания, а выходы при помощи седьмого 27 и восьмого 28 логических элементов ИЛИ подключены к первому 23 и второму 24 преобразователям соответственно, Выходы третьего 40 и четвертого 41 командных органов при помощи первого 11 логического элемента ИЛИ и первого 17 эапоминаюи1его устройства подключены к второму 12 < третьему 13 логическим элементам ИЛИ, выходы котооых подкп очены к первому 29 и второму 30 бпокировочным элементам И включенным в командные каналы между входами логического блока 22 и входами первого 23 и второго 24 преобразователей с .::. " Iit lо "о апнц)алый Uk (Ä : 19 быст(и >(Са Г)1)(. рО lB f) Н(хг.)т. Пя 1) ОДКЛЮЧЕН ,pa».).1о1ци «ег((,»o о l:1 лсгического элемента ИЛИ и второ(о 18 запоминающего

5 устройства к входам второго 12, )ретьего 13 и пятого 15 логических элементов ИЛИ, а выходом пятого 15 логического элемента

ИЛИ вЂ” к входу сервом=.хо-низма 25, обеспечивающего уменьшение «астоты вращения

10 двигателя 1.

Вход сброса второго запоминающего устройства 18 подключен при помощи шестого 16 логического элемента ИЛИ к сумматору 20 на вход когоро>о подключены

15 раздельно задатчик 21 и дэг«ик 26 обра1ной связи

11ервый 31 и второй 32 командные органы подключены к блоку 33, B(здействующеMQ нэ opâåðñ редук торн "ю пf= pеддчу

20 . и,». а) пя 1. Р комзндные кэнгьпы между

flcpF>I-, и и вторь>м комэнднь>ми органами 31 и 32 и блоком 33 управления реверсированием включены третии 34 и четвертый 35 бпокировочные элементы И и пятый 36 де25 блокировсчный логический элемент И, подключенный прямым входом через девятый

37 логический элемент ИЛИ к входу погичеcK!jf.o блока 22 и инверсным входом — к выходу второго 12 лог)л«еского элемента ИЛИ.

3,1 Блок 10 защиты подключен входами к датчику 4 > датчику 6 контролирующего парам.:т 1)э, B (ходом к исполнительному меха»»зму 5 и при помощи четвертого 14 и пятог() 15 г1оги«еских элементов ИЛИ через второе 18 запоминающее устройство — к сервомеханизму 25, а именно к его входу управления уменьшением частоты cpa(I(et I:, lß. устройство работает следующим обра40 3(м.

При управлении дви(агепем 1 при помощи основного следящего канала 7 управления сигнал ог задатчика 2 1 и датчика 26 обратной связи поступает на первый вход

45 логического блока 22 и перьый вход сумматора 20. При наличии рассогласования между этими сигналами, превышающего зону нечувстви) ельности следящего канала, нв выходе ло(ич(.ского блока 22 появляется

50 сигнал, поступающий на входы первого 29 и второго 30 бпокирово«ных элементов И. При отсутствии на инверсных входах первого 29 и второго 30 ",пементов И сигнала с выхода первого 1 Г зап(>минаю)цего устройг,т вэ f)Pp

55 вый 29 второй 30 элементы И открыты и с

M x в ы х о Q o B c M f н а и i. p c 3 c P. B, I> t i () и 2 7 и Bi. c bмой 28 поги>еские элем"-,ü 111М пе-,вь и 3 и в.с Г)ой 24 г)реобразовэте пи посту(эе на серве )еханизм 2, воздей твующии IIR регупя)(р 2 дви(этел-" 1 и однолременн(; э

1625990

15 датчик 26 обратной связи до тех пор, пока сигнал задатчика 21 и датчика 26 обратной связи на входах логического блока 22 не сравняются, Сумматор 20 настроен таким образом, что при равенстве входных сигналов на его выходе сигнал отсутствует, поэтому на выходе шестого 16 элемента ИЛИ сигнал есть и, следовательно, на выходе BToporo 18 запоминающего устройства сигнал отсутствует.

При выходе из строя следящего канала управления оператор управляет двигателем

1 при помощи третьего 40 и четвертого 41 командных органов, подключенных к раздельному источнику 38 питания при помощи переключателя 39. При переводе переключателя 39 из положения в положение 11 первое запоминающее устройство 17 приводится в исходное состояние и сигнал на его выходе отсутствует. При нажатии на командный орган 40 или 41 сигнал с его выхода поступает на соответствующие логические элементы 27 и 28 и далее через первый 23 и второй 24 преобразователи на сервомеханизм 25. Изменение режима работы двигателя 1 осуществляется сервомеханиэмом 25 до тех пор, пока нажаты первый и второй командные органы 40 и 41, При этом сигнал от следящего канала не поступает, так как на выходе первого 17 запоминающего устройства появляется сигнал, закрывающий первый 29 и второй 30 блокировочные элементы И. Перевод первого 17 запоминающего устройства в исходное положение раэблокировка следящего канала осуществляется подачей сигнала на вход первого 17 запоминающего устройства от переключателя 39.

При появлении сигналов следящего óoравления на входах первого 29 и второго 30 элементов И на прямои вход деблокирующего пятого 36 элемента И через девятый логический элемент ИЛИ 37 поступает сигнал, который при отсутствии сигнала от второго 12 логического элемента ИЛИ запирает третий 34 и четвертый 35 элементы И, предотвращая возможность поступления сигнала управления от командных органов31 и 32 к блоку 33 управления реверсированием, При возникновении аварийной ситуации датчик 6 контролируемого параметра зыдает сигнал на блок 10 защиты, на который сигнал от датчика 4 работы двигателя

i же поступил, поэтому на выходе блока 10 защиты появляется сигнал, который поступает на вход четвертого элемента ИЛИ 14, включая второй 18 запоминающии блок, по.-,авая тем самым через пятый 5 логический

4 .1

50 злом .нт ИЛ .1 сигнал на сервомеханизм 25.

При вклю ении командного диска 19 сигнал через четвертый 14 элемент ИЛИ, второе 18 запоминающее устройство и пятый 15 лоп1ческии элемент ИЛИ также поступает на сервомеханизм 25, переводя его s полож..— ние Стоп"

Таким образом, при работе защиты Ejt«1 гателя (блок 10) или при быстром сбро <. оборотов (диск 19) с помощью девятого 3," логического элемента и третьего 34, четвертого 35 и пятого 36 блокирующих элементов

И, блокируется, а через второе 18 запоминающее устройство и пятый 15 логический элемент ИЛИ осуществляется сброс оборотов сервомеханизма 25, а следовательно, и регулятора 2 двигателя внутреннего сгорания.

Формула изобретен . я

Устройство для аварийной ваши ы судового двигателя внутреннего сгорания, снабженного системой дис; анционного управления с каналами следящего и дистанционного управления и каналом управления реверсированием, содержащее блок защиты. подключенный к исполнительному механизму выключения двигателя, датчику рабо-.ы двигателя и датчику контролируемого параметра, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия, устроиство дополнительно содержит командный диск, первый логический элемент ИЛИ, первое и в1орое запоминающ1е устройства, первый и второй блокирующие логические элементы И, деблокирующий логический элемент И, канал управления реверсированием, с второго по шестой логические элементь ИЛИ и сумматор, причем командный диск входом соединен с дистанционным клапаном управления, а выходом подключен параллельно с выходом блока защиты к четвертому логическому элементу ИЛИ, который соединен с первым входом второго запоминающего устройства, выход которого соединен с вторыми входами второго и третьего логических элементов ИЛИ и с одним из входов пятого логического элемента

ИЛИ, второй вход и выход которого соединены со следящим каналом, два входа сумматора соединены со следящил1 каналом, а выход - с первым входом шестого логического элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с дистанционным клапаном и BTOрыл1 входом первого запоминающего устройства, а выход — с вторым входом второго запоминающего устройства, два входа первого логического элемента ИЛИ соединен с дистанционным клапаном и следящим каналом, а выход — с первым входом пврвого запоминающего устройства, выход которо1625990

Составитель B.Ãoðáóíîâ

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор В.Гугренкова

Заказ 266 Тираж 332 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Yxropop, ул.Гагарина, 101

ro соединен с первым входом второ о и третьего логических элементов ИЛИ, выход третьего логического элемента ИЛИ соединен с вторым входом второго блокирующего элемента И, первый вход которого соединен с первым выходом логического блока следящего канала и первым входом девятого логического элемента ИЛИ канала управления реверсированием, второй вход которого соединен с вторым выходом логического блока и первым входом первого блокирующего элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго логического элемента

5 ИЛИ и вторым входом деблокирующего логического элемента И, первый вход которого соединен с выходом пятого логического элемента ИЛИ канала управления реверсированием.