Способ испытания сварного соединения на малоцикловую усталость

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1626124 (51) 5

ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ГО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4630514!28 (22) 02 01 8с) (46) 07.02.91. Ью.ь X > (71) Научи<>-произ<><> i »«.>но« or>ü«,»<><«»è« по технологии машиностро«ния «ЦНИИТМАП!» (72) А, Г. Мазепа. А. Г. Казанцев и В И. Судаков (53) 620.! 78(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М !422101, кл. Ci О! 1х1 3/32, 1987. (54) С(IO(:ОБ ИСПЫТАНИЯ СВАРНОГО

СОЕДИНЕНИЯ HA МАЛОЦИКЛОВУЮ УС—

ТАЛОСТЬ (57) Изобретение отгп>сит«я к способам исИзобретение относится к способам испытаний на малоцикловую усталость сварныx соединений.

Цель изобретения — повышение достоверности путем локализации зоны концентрации поврежденности внутри зоны вероятного разрушения.

Устройством для реализации предлагаемого способа является испытательная машина для цикличссKHx нагружепий с уllранля«мой амплитудой цикла, снабженная двумя экстензометрами, связанными с блоком управления испытательной машины.

Способ реализуют «ледующим образом.

Циклнч«ски нагружают образец сварного соединения Управление нагружением (жесткий режим) осуществляется с помощьк> поперечного или продольного экстензометра, установленного на образце. База измерений продольного экстензометра включает металл шва и основной металл. Поперечный экстепзометр устанавливается либо на участке металла шва, либо на участке основноьх> металла. При появлении трещины на

2 пытаний на малоцикловую усталость сварных соединений. Цель изоб>ретения повышение достоверности путем локализации зоны концентрации поврежд«нности внутри зоны вероятного разруш«ния. Образец сварного соединения нагружак>т при одноосном напряженном состоянии и реализуют в >н»ц концентрации поврежден>гости жесткий р«жим нагружения. Для этого измеряют пр<>дольную деформацию в зоне вероятного разрушения, включающей участки основного металла и мстал1а шва, на одном из которых измеряют поперечную деформацию Ilагрузкой управляют с четом изм«р«нных продольной и поперечной деформаций участке хстановки поперечного экстен>ометра (основной металл или металл шва) местная продольная деформация определяется пересчетом через поперечную. Зоной концентрации поврежденности может быть либо участок основного металла, либо металла шва.

Если трещина появляется вне указанной зоны (но в пределах базы изм (>«H>

e„ где (,=(>+(— база измерения про >ольной деформации, включак>щая участок основного металл;»< м«талла шва, равная зоне B«(><>HT»<>«<> разрушения;

" и е" " — проJO, » íая д«ф<>рмация «>отв«тс> венно на базе !„и в зоне измерения ноп«р«чнои дс форм;>ции! ()26124 (2) Ф<>р )<у.)и <и«><)рет«н<(! (,rr<3;tt>it(r.<и . < I !t) tttttt;t

I r хр< :t <. Кр,tии) < К<)рр< h)rtj М l frrmrr

1 tt р;) <)<,3<1 < (1<).<ии(ич<

1 < .<,Ihtrrр 3 hrr «ри < .I th;I <

I3f1lI11I111 1 r<",,r f!r .ll,,l ttrr ии< при «иии и ) < кр« г <и ир I КI!т («..!

I13)1r, Ч<.к< t >К Зr, I ;t к и t trr,,t -I д

I I r)tt ttr tr < «< t tIrr-и < < It<. <и«hnrt t««ими<, I, <« «,

< — длина у(астка сварногÎ соединения, на котором установлен поперечный экстензометр; 5

l — длина участка, на котором определяется продольная деформация по соотношению (1), Таким образом, величина продольной деформации в лоне практического разрушения Определяется пересчетом через поперечнуlo, .ñdf)dêò<.ðnçóê)IHóþ продольную дефор, нцию н Гочке или по зависимости (1)

Hеп0ср(дствен но tl0 результатам измерен и я ()<. Л ii< HO, ЬЛОВ;1 Н ИЯ КРИ!3ЫК ЦИ КЛИЧ(СКОГО ДЕit) > Р ХI И Р О 13 а Н И Я . 110. I r и (I t H ttl . (1! О Да Н Н Ь! М И С H trl - 1 5 ! ir Hnrl <Р < I If. < 06Ра <ЦОB

1;<11

I h(. О(HOISH<>Ii) Ыетал IB, а зоной KOHi

IIt3

<< С хи T < i . I, 1 I l n B

8 м«<

<;< l и < длины уча TK<)B Оснонн<НО ыеТа 1 lс) И Ы(Та 11 с) I lf B

С ГВЕННО.

1 ii < 31;I X ;t(. ô 0 f) t I H l 1 И И Н il Р il 00 I<. Ы t I;I С Г К < <с< f)t. I И TPH РХ С. 1 (. Я ПО ПОКс).>а H И ЯМ II!)О;IОГI Ьilr)I О экстенломеTра с базой l„=l +< (.уll! I!0<.TH предлагаемогÎ сп<>сo()d >аклн)-!

Нс гся в тоы, что же< ткий режим нагрх- 30

х!ст(!ллич< ских Kotl

0 I f)

Н)<>Н.Ы (/> Г1 f)< ) во:1!IT I lit h. l li 1(KO(I<с)! p(Ж(. l«fc <)!)p<«II;I <:If

0 И ЧСС К it и РЯ I il СТЬ КОТОРОГО .(HH Ы(1 ром 1() мы и;(линой 25 ыы сосгоит ил <цH<)BHoi ыеталла стал и 10! 1(2МФ Л и х)сTdë ld шва, выполненного ручной;I),! оной сваркой с применением электрода ЦЛ-59. 4, Нагружение растяжением-сжатием осущестi IHIoT 1!0 кесткох!х режиму сиыыетричныы синхс<)n;lлической ма H»fe Н US1025 фирмы «МФ. 1» (ФРГ) .. !ля управления процессом нагружения и измерения деформации на образец симметрично относительil0 .)инни сплавлеHH5I устанавливают экстензометр 05Л20/ЮА< фирмы «Шенк» с базой l„= — 20 ым. Кроме того, в процессе испыпгания с помощью рычажного поперечного экстензометра измеряется поперечная деформация на участке 0<. HoBI!oio металла.

<1ри циклическом нагружении электронная система машины HUS(02> с помощью обратноч связи поддерживает амплитуду Нродольной деформа<>ии на базе 1„, рави,к>

0,5%. Испьпания проводят до возникновения трещины в ыс1ал !(<пва при А,=1200 циклов. В хо,l< исп111 апий деформацик> свар ного соединения измерян>т продольны " на учасгке м(та.lë;i !Н<>а ollp< деляк>т при за )анш>м чис.i( циклов, исполь<уя соотношение (), и поддерживак>г постоянной с момента конпсHTрации и< вреждений на участке <пва, О че vl су. и путем сравнения амплитуды I< .ôoðì;tI1è и н

Ы (. 1 <1, I. l i! (,и<к<я> ис! ытания сварного с<>единения

Hi1 ыалоцикловую уста.!<кть, лаклк>ча!ощийся н T(ëf, что Образец сварного соединения поди f)f dioT циклическоыу нагруженик> при

ОДНООСH()М Нс! IIPЯЖС ННОЫ СОСТОЯНИИ, Оilf)(. lt—, IЯК>Т ЛОI!3, В(РОЯTНОГО РB 3P)r П)(<НИЯ, ИЗЫЕf)Як>г в í n амп.!итуду продольных д(формаций и подл< piKHBB>0T постоянной ампли Гуду еформации н лоне кони< нтрации 110Bp(.iK T(ни >< 1 и ПУТЕМ Уll f)38I H

<(f

11ÈÈ, ПО КОТОРОИ Off 1)(. Д(.1ЯК)Т ЗОНХ КОНЦЕН Грации поврежд< HHH.