Устройство для защиты электроустановки от тока утечки на корпус, который не может быть заземлен

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты человека от поражения электрическим током при появлении опасного потенциала на корпусе электроустановки. Цель изобретения - повышение электробезопасности эксплуатации подвижных электроустановок, корпус которых не может быть заземлен. В результате включения диодного элемента между ключевым элементом и отрицательным проводом общее сопротивление верхнего плеча делителя, образованного обратным сопротивлением ключевого элемента и сопротивлением шин, повышается. Величина напряжения, до которого заряжается конденсатор , образованный емкостью корпусземля, уменьшается, что повышает электробезопасность при возникновении электрического контакта с корпусом токопроводящих частей электроустановки, которая не может быть заземлена,, например троллейбусом. 1 ил. (Л

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)s Н 02 Н 3/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3 ! (61) 1396193 (21) 4414874/07 (22) 25.04.88 (46) 07.02,91. Бюл. № 5 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Б.И,Косарев, А.В.Низский, M.Â.Tàðíèжевский и В,И.Чубуков (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1396193, кл. Н 02 Н 3/14. 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ОТ ТОКА УТЕЧКИ НА КОРПУС, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

ЗАЗЕМЛЕН (57) Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты человека от поражения электрическим током при появИзобретение относится к электробезопасности, может быть применено для защиты человека от электропоражения при появлении опасного потенциала на корпусе при нарушении электрической изоляции и возникновении электрического контакта с корпусом токопроводящих частей электроустановки, которая не может быть заземлена, например троллейбус, и является усовершенствованием устройства по авт.св. № 1396193.

Целью изобретения является повышение электробезопасности эксплуатации подвижных электроустановок, корпус которых не может быть заземлен.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

„„. Ж„„1626305 А2 пении опасного потенциала на корпусе электроустановки. Цель изобретения — повышение электробезопасности эксплуатации подвижных электроустановок, корпус которых не может быть заземпен. В результате включения диодного элемента между ключевым элементом и отрицательным проводом общее сопротивление верхнего плеча делителя, образованного обратным сопротивлением ключевого элемента и сопротивлением шин, повышается. Величина напряженИя, до которого заряжается конденсатор, образованный емкостью корпусземля, уменьшается, что повышает электробезопасность при возникновении электрического контакта с корпусом токоп ро водя щих частей электроустановки, которая не может быть заземлена, например троллейбусом. 1 ил.

Устройство работает следующим образом.

Одновременно с включением питания электроустановки включается питание предлагаемого устройства. В зависимости от величины потенциала на корпусе 1, который фиксируется блоком 2 измерения напряженности электрического поля, срабатывает второй пороговый элемент 3, выходной сигнал которого обеспечивает включение ключевого элемента 4.

В результате корпус электроустановки (ЭУ) соединяется с минусовым проводом контактной сети через датчик 5 тока утечки.

Сигнал от датчика тока утечки поступает на вход порогового элемента 6, выход которого подключается к одному из входов блока 7 сигнализации с логическим элементом 2И

1626305

Плюсобаи пробод к.с. (бюк 7) Составитель Л, Васькова

Редактор С, Пекарь Техред М.Моргентал Корректор Л, Патай

Заказ 281 Тираж 377 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 на входе. К другому входу блока сигнализации подключен выход порогового элемента

3. Таким образом, если выходные сигналы датчика напряженности и датчика тока превысят уставку соответствующих пороговых элементов 3 и 6, включится блок 7 сигнализации, предупреждающий о появлении опасного потенциала на корпусе электроустановки. В случае дальнейшего повышения потенциала на корпусе электроустановки срабатывает пороговый элемент 8, что приводит к отключению электроустановки с помощью блока 9 отключения.

Уставки срабатывания двух пороговых элементов 10 и 6 устройства выбираются иэ условий электробезопасности человека, т.е. допустимого напряжения прикосновения и допустимого тока утечки на корпус электроустановки, зафиксированных в нормативных документах по электробезопасности, Так, пороговый элемент 3 должен срабатывать при появлении на корпус установки потенциала выше 36 В. Пороговый элемент

6 должен срабатывать при величине тока утечки, превышающем 3 мА.

Уставка срабатывания порогового элемента 8 должна соответствовать появлению на корпусе электроустановки потенциала, близкого к напряжению питания электроустановки.

Как известно, в проводах контактной сети троллейбуса происходит падение напряжения. Таким образом, при удалении от тяговой подстанции потенциал положительного провода, к.с. уменьшается, а потенциал отрицательного растет. Следовательно, потенциал отрицательного провода становится больше потенциала земли и ключевой

5 элемент (например, тиристор) оказывается включенным в обратном направлении и через него протекает обратный ток, который заряжает емкость Сш шин до напряжения, определяемого соотношением сопротивле10 ний плеч делителя, образованного обратным сопротивлением тиристора и обратным сопротивлением R шин.

Положительный эффект в предлагаемом устройстве достигается за счет того, что ди15 одный элемент 10, включенный между ключевым элементом и отрицательным проводом, также оказывается включенным в обратном направлении, Его сопротивление увеличивает общее сопротивление вер20 хнего плеча делителя, тем самым уменьшая величину напряжения, до которого заряжается конденсатор 11 корпус — земля,под которое может попасть человек, прикасающийся к корпусу троллейбуса.

25 Формула изобретения

Устройство для защиты электроустановки от тока утечки на корпус, который не может быть заземлен, по авт.св. N 1396193, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью

30 повышения электробезопасности эксплуатации подвижных электроустановок, в устройство дополнительно введен диодный элемент, анод которого соединен с клеммой для подключения к корпусу, а катод подклю35 чен к входу датчика тока.