Способ нарезания дуговых зубьев пары конических колес с зацеплением м.л.новикова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ДУГО- ВЬК ЗУБЬЕВ ПАРЫ- КОНИЧЕСКИХ КОЛЕСС ЗАЦЕПЛЕНИЕМ М.Л.НОВИКОВА, о т л ич.ающийся тем, что с целью повьпиения производительности и увеличения 'точности зацепления, зубья колеса нарезают' протягиванием, а зубья шестерни - обкаткой.2. Способ по п. 1, отличающ и. и с я тем, что, с целью компенсации погрешностей профиля зубьев колеса, шестерню при ее нарезании перемещают относительно резцовой головки по копиру с гиперболической рабочей поверхностью.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (1() 2743 А (5()4 В 23 F 9/00. ф ° Д ;, - т,»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, " -
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 794925/25-08 (22) 14.09.62 (46) 15.08.85. Бюл. Ф 30 (72) А.M.Áàäàåâ (53) 621.833(088.8) (54)(57) 1. СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ДУГОВЫХ ЗУБЬЕВ ПАРЫ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС
С ЗАЦЕПЛЕНИЕМ M.Ë.ÍÎÂÈÊÎÂÀ, о т л ич.а ю шийся тем, что с целью повышения производительности и увеличения точности зацепления, зубья колеса нарезают протягиванием, а зубья шестерни — обкаткой.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а ющ и. и с я тем, что, с целью компенсации погрешностей профиля зубьев колеса, шестерню при ее нарезании перемещают относительно резцовой головки по копиру с гиперболической рабочей поверхностью.
162743 фий. 2 сп
Редактор О.Юркова
Техред А.Бабинец Корректор Е.Сирохман
Заказ 5763/2 Тираж 1086
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Фи..-пиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4
Б настоящее время для нарезания дуговых зубьев пары конических колес с зацеплением М.Л.Новикова применяется способ обкатки. Так как этот способ малопроизводителен, то применение его на заводах массового производства, например автомобильных и тракторных, нерационально.
Между тем реализация преимуществ конических колес с зацеплением 10
N.Ë.ÍoBèêîâà наиболее эффективна в автотракторостроении, поскольку в этой области потребление таких колес является наиболее массовим.
Предлагается способ нарезания ду- 15 говых зубьев пары конических колес с зацеплением М.Л.Новикова, позволяющий повысить производительность нарезания при одновременном увеличении точности зацепления. Это дос- 20 тигается тем, что зубья колеса нарезают протягиванием, а зубья шестерпи — обкаткой.
Для компенсации погрешностей профиля зубьев колеса шестерне при ее нарезании может быть сообщено дополнительное перемещение относительно резцовой головки по копиру с гиперболической рабочей поверхностью.
На фиг.l схематично изображено ко-3О ническое колесо с дуговыми зубьями, нарезаемое по предлагаемому способу; на фиг.2 — часть копира с ручьем, образованным по гиперболической кривой.
Согласно предлагаемому способу дуговые зубья конического колеса нарезают протягиванием. При этом центр профиля резца круговой протяжки совпадает с начальным конусом колеса (см. фиг.1) только в одной средней точке М зуба. В других точках по длине зуба он не совпадает с начальным конусом, так как движение обкатки в этих точках отсутствует.
Центры профиля резцов круговой протяжки лежат в плоскости Т, касательной к начальному конусу колеса в точке М. Плоскость S касательная к дуге а, Ь в точке М и перпендикуI лярная к плоскости чертежа, рассекает начальный конус колеса по кривой линии аМЬ. Последняя представляет собой часть гиперболы. В виду того, что точки а и а и Ь и b находятся соответственно на небольшом расстоянии одна от другой, можно считать, что центры профиля резцов протяжки с некоторым приближением расположены по линии NN пересечения плоскостей Т и
S. При теоретически правильном зацеплении колес (нарезанньгх методом огибания) эти точки должны располагаться не на линии пересечения плоскостей Т и S, а на поверхности начального конуса, т.е. на учасктке гиперболы aNb.
Если кривую 1 копира 2 (см. фиг.2) для осевого перемещения заготовки шестерни относительно резцовой головки при нарезании ее зубьев выполнить в виде участка гиперболы аМЬ, то неточность профиля зуба колеса из-за отсутствия движения обкатки будет при этом компенсирована, 2